Тема урока "Н. Сладков "Бобровый пруд"

Разделы: Начальная школа


Тема: Н. Сладков “Бобровый пруд”. Один или много.
Цель: Познакомить с произведением, научить распознавать слова, обозначающие один или много предметов.

Развивать умение работать с текстом, речь, орфографическую зоркость.

Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Тип урока: Интегрированный.
Оборудование:

Рисунок лесной полянки, бобр, картинки насекомых и слова для орфографической минутки, портрет Н. Сладкова

Ход урока:

1.Орг. момент:

Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку. А на чем лучше отправиться, чтобы не помешать течению лесной жизни? (пешком) В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны.

– Послушайте стихотворение и скажите, к чему оно вас призывает?

Чтоб березкой любоваться
Чистым воздухом дышать,
С детства нужно научиться
Никого не обижать:
Ни былинку придорожную
Ни парящего стрижа,
И ни белку-хлопотунью,
Ни колючего ежа.

– В природе нет ничего лишнего. Все нужно для полной гармонии и нуждается в бережном отношении к себе со стороны человека.

2. Актуализация знаний:

Мин. чистописания, число, классная работа.

– Эта буква есть в словах: лес, сова, сорока (приложение1)

Характеристика звука.

– Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Душистые и яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и сделаем остановку.

3. Сообщение темы:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. Сладкова “Бобровый пруд” и будем учиться определять слова, которые обозначают один или много предметов.

4.Работа по теме:

1) Орфографическая минутка:

А вот и первые жители лесной поляны. Я вам загадаю загадки, а вы их должны отгадать, записать в тетрадь, поставить знак ударения. (приложение2)

1. Нос долог, голос тонок
Кто его убьет, тот свою кровь прольет(комар).

2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)

3. Выпучив глаза сидит,
не по-русски говорит,
родилась в воде,
а живет на земле.(лягушка)

4. В лесу у пня суетня, беготня:
народ рабочий весь день хлопочет.(муравьи)

А вот и муравейник, где он живет со своими друзьями.

– Как вы думаете: муравей полезное насекомое?

Рыжие лесные муравьи, которые сооружают муравейники,– полезные насекомые, они помогают нам сохранить леса. Только один муравейник уничтожает около 10 млн. вредных насекомых. А еще на муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Прилетевшая птица садиться на муравьиную кучу и те быстро “вычесывают” все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Муравьев нужно беречь, охранять и не разорять муравейники.

Муравьи помогают сохранить леса. (записать на доске и в тетрадях)

5. Физминутка:

– Какие слова обозначают один предмет и какие много?

Правило стр 164.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Остановились на лугу,
Я вперед быстрей бегу.
Лютики, ромашки, розовые кашки,
Собирал наш первый класс,
Вот какой букет у нас.

– И снова в путь. Смотрите, кто там, на берегу ручья?

Это бобр. У бобра забот полно –
Притащил к ручью бревно:
Возводить плотину стал,
Чтоб ручей не убежал!

1) Чтение “Бобровый пруд”.

Слово об авторе:

Н.Сладков с детства привык вслушиваться и всматриваться в природу, научился видеть и понимать ее жизнь. Свои наблюдения за жизнью леса, за его обитателями, свою любовь к природе он передал в своих многочисленных произведениях.

“ Всему свое время”

“ Барсук и медведь”

“ Лиса плясунья”

2) Словарные слова: Плотина– сооружение, преграждающее реку для подъема уровня воды.

Осока – болотная трава, с узкими длинными листьями.

Червячка заморить – поесть.

3) Чтение текста полностью.

6. Закрепление знаний:

Чтение текста учащимися по частям:

– Почему скучно стало в лесу? Как бобр спас пруд?

– Кто поселился в пруду?

– Нужен ли был пруд лесным жителям?

7. Гимнастика для глаз:

1) Сомкните веки обоих глаз на 4-5 сек 6 раз;
2) Быстро моргайте глазами 10-15 сек, 3 раза;
3) Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями 1 мин;
4) Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки 3сек.

– Выписать слова, которые обозначают животных, птиц, насекомых.

8. Проверка знаний учащихся:

Работа по карточке.

– Подчеркни слова, которые обозначают много предметов – самостоятельно.

Бобр, лягушки, стрекозы, комары, выдра, раки, ласточки, рыбки, утки, черный аист.

Проверка.

9. Дом. задание.

Читать Н. Сладков “Бобровый пруд”, пересказ.

10. Итог урока:

Что узнали на уроке? Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими заботами. Находясь, на лесной полянке, постарайтесь быть более осторожными и внимательными.

Рекомендовать книги о животных. Выставка книг.

Приложение 1

Приложение 2