Цели урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления возникшими в ходе эволюции.
Задачи урока:
Образовательные: показать значение опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в парах.
Оборудование: таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми", "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с заданием, компьютер, проектор, учебный диск" биология -6", гербарий самоопыляемых и перекрёстноопыляемых растений, презентация к уроку, рабочая тетрадь №1.
Ход урока
- Организационная часть урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение новой темы.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока. Выставление отметок.
- Домашнее задание.
1. Организационная часть урока.
2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
А) Фронтальная беседа по вопросам:
Какие растения называются цветковыми?
Что такое цветок? Что является главными частями цветка?
Какое строение имеет пестик?
Что развивается из завязи пестика?
Какое строение имеет тычинка?
Что находится в пыльнике тычинки?
Что такое соцветие
Б) Работа в парах. Разгадывание кроссворда по пройденной теме
(дети получают кроссворды и приступают к её разгадыванию).
В) Обобщение ответов(слайд №1-переход к новой теме)
3. Изучение новой темы. (
Слайд №2)А) постановка цели урока
Б) проблемный вопрос
– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей?
Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Учитель: (слайд №3) Подводит итоги ответов учащихся и вместе дают определение "цветение"
– А что же такое опыление?
(Предполагаемые ответы учащихся) (слайд №4)
Значение опыления (слайд №5)
Типы опыления: (слайд №6)
А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.
Слайд №7. Самоопыление. Дайте краткую характеристику самоопыления. Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыление?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Какие есть приспособления у растений к самоопылению?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– часто происходит ещё в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне;
– тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики;
Затем вместе формулируем вывод и обращаем внимание на (слайд №8).
Приспособления у растений к самоопылению.
Слайд №9.Примеры растений , у которых наблюдается самоопыление.
Слайд №10. Перекрёстное опыление( определение). Дайте краткую характеристику перекрёстного опыления.
Выполнить задание №1 в рабочей тетради к параграфу 24.
Перекрёстное опыление может быть нескольких видов.
Слайды № 11-12. Перекрёстное опыление насекомыми.
Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению насекомыми? (предполагаемые ответы учащихся).
Затем вместе формулируем вывод.
Слайды № 13-14.Приспособления растений к опылению насекомыми.
Слайд № 15.Опыление растений ветром.
Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению ветром?
(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.
Слайд № 16.Приспособления растений к опылению ветром.
Слайд № 17.Примеры растений, опыляющихся ветром
(Берёза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей)
Для закрепления материала выполнить задание №2 в рабочей тетради.
Затем выполняем лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" ( Инструкционная карточка на стр.90-91)
(Учащиеся работают с гербарным материалом , затем формулируют вывод)
Вопросы учащимся:
– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение ,ветром или насекомыми?
– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.
Существуют и другие способы опыления растений.
Слайд № 17.Другие способы опыления растений.
Слайд № 18.Опыление с помощью воды.
Слайд № 19.Копытень. Муравьи-опылители.
Слайд № 20.Колибри.
Слайд № 21.Баобаб.
Слайд № 22.Животное Кускус в Австралии.
Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( рассказ учащегося о способах искусственного опыления с использованием таблицы
"Искусственное опыление кукурузы"
4. Закрепление нового материала
А) самостоятельная работа ( заполнить таблицу ).Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак "+", если нет "-"
Признаки |
Насекомоопыляемые растения |
Ветроопыляемые растения |
1.Крупные яркие цветки | ||
2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия | ||
3. Наличие нектара | ||
4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия | ||
5.Наличие аромата | ||
6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество. | ||
7.Крупная липкая шероховатая пыльца | ||
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли | ||
9. Растения цветут весной до распускания листьев | ||
В цветках отсутствует нектар |
Б) Найти биологические ошибки. Сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей Цветочного города. Вы, наверное, все помните одного из жителей города– Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка всерьёз решил заняться ботаникой, но как обычно всё перепутал. Помогите ему.
1 конкурс " Сочинения Незнайки"
Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.
1.Во поле берёза стояла
И её пчела опыляла
(Берёза опыляется ветром)
2.Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать
(Горох – самоопыляемое растение)
2 конкурс " Почемучка". Второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на вопросы, которые отличаются от вопросов Знайки своей серьёзностью и правильностью.
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и жёлтого цвета?
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет?
- Почему весной мало кто из людей замечает цветение берёзы.
- Почему один из двух цветков яблони образовал плод, а другой нет? Почему так произошло?
5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
6. Домашнее задание.
п.24. стр. 89-92.