Коммуникативный подход в формировании грамматических речевых навыков продуктивной речи

Разделы: Иностранные языки


Каждый учитель, проработавший в школе много лет, имеет свои наработки, маленькие открытия, помогающие преодолеть зажатость, скованность учащихся, боязнь сделать ошибку. Моим любимым видом работы является грамматика. Поэтому, в данной разработке я хочу представить нестандартные упражнения, нацеленные на формирование у учащихся грамматических речевых навыков продуктивной речи.

В наше время вопрос об обучении иностранному языку приобрел особую остроту. Интеграционные процессы в мире стирают границы между государствами, расширяются связи между странами, мир становится теснее. Но остается главный барьер, разделяющий народы – это языковой барьер.

Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивности речи:

  1. ознакомление и первичное закрепление;
  2. тренировка;
  3. применение.

Обучение иностранному языку – процесс противоестественный по своей природе. Ученик говорит, думает, пишет, читает на родном языке, а потом, вдруг, 2–3 раза в неделю всего 45 минут его пытаются заставить делать противоестественные вещи, ломать язык (и голову) – откуда в предложении – Я ученик – в английском языке 4 слова? И учителю и ученику приходится претерпеть танталовы муки, прежде чем ученик сможет выйти в говорение. При этом, чтобы язык был “английским”, каждое речевое клише нужно повторить 200 (!) раз для автоматизации – т.е. для “свободной речи ”.

Из всего этого вытекает необходимость четкого определения учителем конечной цели, объема материала и как можно более правильной системы упражнений для обучения и контроля.

Все упражнения должны носить следующие функции:

1. Воспитательная функция: подбор текстов, формирующих научное мировоззрение.

2. Формирование нравственных качеств: Ролевые игры с заданиями типа:

– Ты зашел в класс и увидел одноклассника, роящегося в портфеле учителя. Твоя реакция?

– Ты считаешь, что родители дают тебе мало карманных денег.
Аргументируй тот факт, что тебе нужно больше.

– Ты считаешь, что старшие не понимают тебя. В чем причина? Как преодолеть это непонимание?

3. Развивающая функция: система нестандартных упражнений, охватывающих все виды речевой деятельности:
два варианта, один для зрительного восприятия, другой записан на кассете с искаженной информацией. Задание: исправить ошибки (обычно на закрепление отрицательной формы во временах Present Simple и Past Simple). Вопросительные конструкции отрабатываются на следующих упражнениях. Учащиеся получают два одинаковых текста, в которых пропущена разная информация и они должны вписать недостающие факты, опросив соседа по парте: “Где? Когда? Сколько?” и т.д.

Главной формой учебной деятельности является не слушание и говорение, а живое и активное общение учителя с детьми.

Должна быть создана такая атмосфера, при которой сводятся к минимуму прямые требования и негативные оценки. И наша задача – создать такую атмосферу, когда ребенок не боится получить плохую оценку, не боится сделать ошибку, ему хочется высказываться на иностранном языке!

Например, просто “беседа о погоде” надоела. А если я скажу: “Какая прелесть! Мороз, ветер! Я люблю такую погоду!” – дети наперебой возмущаются и доказывают обратное. Чем не проблема для обсуждения. Вместо “вставьте местоимения” – “местоимения заблудились”, “глаголы потерялись” и т.д.

Второй принцип – принцип коллективного взаимодействия.

Учащийся из объекта превращается в активный субъект. Учитель – тоже член группы. Он – один из участников, а не над ней. При коллективном взаимодействии возникает явление полифонии. Учащиеся слышат много голосов одновременно, а не только голос учителя, таким образом создаются более естественные условия (шумовой фон). Это достигается работой в парах, тройках, командах. Например, для отработки навыков автоматизации употребления Раз1 51тр1е (вопросительная форма) используется “конвейер”. Учащиеся становятся друг против друга и, “расспросив” одного члена команды передвигаются к следующему и т.д. (Упр. см. дальше).

Принцип ролевой организации учебного материала и учебного процесса обеспечивает естественность поведения.

Роль-маска имеет психотерапевтическое значение, она позволяет ученику раскрепоститься и спрятаться за нее (не стыдно, даже если, и не так говорю), почувствовав себя комфортно.

Эти три принципа обще дидактические Следующие два принципа – частные, применяются в обучении только иностранному языку.

Принцип концентрации учебного материала.

Необходимо давать большое количество материала и обеспечить его разнообразие. Надо помнить об индивидуальном “кармане памяти” учащегося. Не у каждого остается все, у каждого запоминается свое. Не нужно ставить цель, чтобы каждый запомнил все. Тем более, что метод определяет неоднократный возврат к тем же лексическим единицам и грамматическим структурам.

Принцип полу функциональности упражнений и заданий.

Это значит, что любое упражнение и задание выполняет сразу много задач, а не одну. Например, игра в “королеву” при отработке степеней сравнения – закрепляется грамматика, вводится новая лексика – причем все проговаривается вслух и неоднократно. И само задание – “Ваше Высочество, как Вы думаете, кто у нас в классе самый...?” не оставит ребенка равнодушным, ему захочется принять участие в игре. Таким образом отрабатывается целый ряд речевых умений. В этом и заключается многофункциональность.

Элементы уроков по теме “Степени сравнения прилагательных” (7-й класс).

Этот урок нельзя рассматривать с точки зрения стандартного урока – строгая последовательность всех этапов, четкая их последовательность и т.д.

Поскольку эта тема рассчитана где-то на 10–15 уроков, я думаю, что из собранного материала каждый учитель сможет отобрать какое-то упражнение, и данная разработка может послужить опорой для разработки уроков на целый раздел грамматики.

Пословицы и поговорки, помогающие усвоить степени сравнения прилагательных:

– Better late than never;
– Two heads better than one;
– East or West home is best;
– Actions speak louder than words;
– The best is often the enemy of the good;
– Better an egg today then a hen tomorrow;
– A chain is no stronger then its weakest link;
– The darkest hour is that before the dawn;
– Don't bite off more than you can chew.
– Empty vessels make the greatest sound;
– Four eyes see more than two;
– He laughs best who laughs last;
– Half a loaf is better than no bread.

Эти шутливые стихотворения разучиваются на уроке буквально с первого предъявления:

– Good, better, best Never rest.
Till “good” be better And “better” “best”.
– The more we learn, the more we know,
The more we know, the more we forget
The more we forget, the more we learn,
The more we learn, the more we forget,
Why should we study then?

Здесь же используем следующий список английских “сравнений”:

– As good as gold. – As innocent as a baby. – As brave as a lion. – As cool as a cucumber. – As pretty as a flower. – As wise as an owl. – As lazy as a stone. – As happy as a king.– As hard as a nail. – As old as hills. – As mad as a hatter. – As cunning as a fox. – As busy as a bee.– As crazy as a jaybird.

Дальше вспомнить соответствующие русские сравнения, а затем предложить учащимся найти для одноклассников или для своих близких или знакомых “подходящее” сравнение:

– My sister is as pretty as a flower.

Степени сравнения и ЛЕ по теме "Внешность. Черты характера" закрепляются в следующем упражнении:

– There are some factors which are most important for appearance. Add other characteristics that are important to the people.
– Polished shoes, bright expensive jewelry, one piece of jewelry, artificial jewelry, sense of humor; a friendly (serious) expression, a straight back, a good hairdo, white even teeth, strong, broad, shoulders, long legs. Use arguments:
– Fat people are jollier than thin;
– Teachers are kinder to good – looking people;
– People who wear o lot of jewelry or perfume tend to be more frivolous;
– Intelligent people are usually plainer;
– Short people are usually more aggressive than tall;
– Untidy people are often lazier than accurate;
– It's hard to trust very beautiful people.

Игра "Выбор" (сложные степени сравнения).

– People often have to choose between two different things: (What do you think your partner prefers):
– More free time or more money;
– More new clothes or more books;
– More travel or more new things for your home;
– More time alone or more time with other people;
– More English classes or more holidays. Were you right?

Младшие школьники очень любят игру в “королеву” (“короля”). Один из учеников, одетый в корону, отвечает на вопросы одноклассников:

Your majesty, what do you think, who is the brightest person in your kingdom? (Список прилагательных заранее записывается учащимися по цепочке на доске – funny, tall, intelligent n и т.д.)

Сложные степени сравнения отрабатываются в следующем упражнении:

Recepy for success:

What you need to be a success in life (to have your own business):
– Choose the 3 most important ingredients from the recipe (the 3 least
important)

– You need: 25 kilos of health, 20 kilos of luck, 15 kilos of help from your family or your friends; 5 years of education, 1 pinch of talent, 1 new
idea, 3 kilos of energy, 2 rich friends. Mix all the ingredients and leave for several years.

Сравнение more ....... less ....... активизируются в следующем упражнении:

Quality of life in our country.

– It the quality o life going up or down?
Give advantages and disadvantages.
– more money
– more things in shops
– more TV channels
– less free time
– less birds and animals
– less healthy food ........ and soon.

На контрольном этапе предлагаются краткие тексты для аудирования:

Puzzles (сравнения as... as)

  1. Five years ago I was 1 9 and my father was three times as old as me. How old will my father be in three years time? And how old will I be?
  2. My friend Anna and I collect rock and roll records from the 1950s.I've got 215. If I get another 13, I'll have half as many as Anna. How many records has Anna got?

Для контроля продуктивных навыков предлагаю учащимся побывать в роли журналиста, ведущего рубрику светской хроники. Вопросы и ответы должны быть нестандартными, с долей юмора. Вот примерные вопросы:

– Who is your oldest relative?
– Who is your youngest relative?
– What was the furthest country you traveled to in the last 10 years?
– What was the latest time you went to bed last week?
– What was the earliest time you went to bed last week?
– What was the best thing you did last week?
– What was the worst thing you did last week?
– What was the biggest meal you ate?

В ответных репликах предлагается употребить переспрос: The most interesting person? It's a good question! Oh! Let me think... May be it was... I'm sure it was... Certainly it was...

А эта серия упражнений, на мой взгляд, дает прекрасную возможность для выработки навыков в продуктивной речи.

I. Учащимся предлагается написать сочинение “А recipe for a long and happy life”, в котором, как в настоящем рецепте должны употребляться меры веса. Вот лучший образец сочинения:

– I’ll give you my recipe for a long and happy life:
20 kilos of a happy family, 10 ounces of good health, a great huge bunch of a loving husband, several pears or bananas and a huge pinch of luck; a kind of job that doesn't bother you and leaves a lot of free time to spend with your family but is quite reasonably paid; a great deal of good health that you inherited from your parents; some faithful friends that never let you down; enough money not to let you worry about your future, the future of your children, about being ill, about what to wear and what to cook. One more thing that matters is the possibility of happy marriages of your o children and their success in life; and, above all your inner feeling of being important for other people, the sense of comfort, the feeling of being loved by your near and dear.

II. Альтернативно предлагается следующее сочинение с опорной лексикой: For a good English class you need….

Для повторения и введения Н.Л.Е. по теме “Внешность” используется игра "Прибавление в семействе" – “A new arrival in the family”,

– Imagine there's a new baby in your family. You have the power to give the baby 7 gifts, but not ordinary gifts: gifts of character or ability or appearance from people you know or famous people:

– I'll give you the charm of my aunt Jane, the intelligence of Rouswelt, the beauty of Liz Tailor. . .

III. Конструкция to be going to... закрепляется при помощи следующей игры-интервью (участвуют 2 учащихся – “домохозяйка” и “журналист из женского журнала”):

– A housewife wins 1 mln $ at football pools.
She is having an interview with a journalist.
– Are you going to spend your money...
to buy... to have...

(Состав учащихся меняется, затем выбирают “housewife”, которая собирается потратить деньги наиболее интересно, ей вручается приз.)

IV. Будущее время, конструкция I’d rather, модальные глаголы may – might и разговорные реплики выражающие удивление,
неверие и т.д. отрабатываются в игре “A Fortune Teller”. На листочках записываются предсказания:

– to have an accident
– to have 10 children
– to marry a millionaire
– to get a surprise and so on...

“Предсказательница”, вытаскивает листочек и “вещает” “You will fall in love at your friend's party on Saturday”, “You might lose your money on Friday”!

– Really! You don't say so! It's incredible!
– Will I? I`d rather not go there.(I`l make a new hairdo. I'll make a special fancy dress).

Очень удобны упражнения “Find some one who...”

– usually drinks tea in the morning
– enjoys the lesson today; likes cats
– eats fish on Fridays; is frightened of spiders
– always has toast for breakfast; likes mice
– usually wears jeans; has pet kittens (puppies)
– likes apples (etc.); is frightened of snakes
– sleeps late on Saturdays; likes birds
– has a large breakfast; has a pet now

(Карточки с различным лексическим наполнением получают 2–3 ученика. Они проводят “социальный опрос”, используя общие вопросы, а затем “обобщают” результат опроса, употребляя утвердительную и отрицательную форму.)

Этим упражнением закрепляются времена Present Perfect,
Present Simple, Past Simple.

– Have you ever...
  1. (wear) unusual clothes? - +
  2. (play/do) a dangerous sport?
  3. (eat) unusual food?
  4. (go) for a walk In a dangerous place?
  5. (have) a date with someone you didn't know?
  6. (ask) a hairdresser for a different hairstyle?
Yes

 

 

 

 

 No, never
+