Пояснительная записка.
В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть. В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 – 1. Основные кодексы и законы РФ .– СПб, 2002, с 629).
Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001–2005 г. (Постановление правительства Р. Ф. От 16. 02. 01. № 122 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы". Вестник образования 2001, № 23). На ее основе разработана региональная программа, хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.
Тема семьи является приоритетной в краеведческой работе. Учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось. Если не в полном забвении. То в основательном пренебрежении. Сегодня актуально внедрить в жизнь семьи элементы культурного формирования семейных традиций, домашних архивов. Воспитывать любовь к семье – стратегическая задача этого направления краеведения.
Каждый человек проходит через школу, она многими нитями связана с окружающим миром прежде всего, через семью, родителей, учеников. Поэтому магистральной темой краеведческой работы является тема: ; Мир детства в широком смысле этого понятия”.
Родной край – локальная обозримая часть земли, станы, которую следует познать и изучить всем, кто считает себя краеведом. Наша школа находится в Северо-Западном административном округе. В названиях улиц, площадей, аллей, живы имена героев, полководцев, маршалов, писателей – фронтовиков. Поэтому мы обязаны знать историю своего округа.
Разделы и содержание.
Семья | Школа | Родной край |
Создание родословного древа. Выявление семейных реликвий. Изучение судьбы семьи в судьбе страны. |
История школы. Школьный альманах. Творческие работы. |
Природа моего края. Культура и быт. Страница военной истории. |
Цели. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.
Задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;
Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.
Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Программа рассчитана на учащихся 5–11 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю.
Учебно-тематический план и содержание деятельности.
№ п/п |
Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Всего занятий – 74 часа. | 45 | 29 | |
Часть 1. Введение, 2 часа. | |||
1 | Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка. | 1 | |
2 | Организация совета кружка “ Память”. Обсуждение и составление плана работы. | 1 | |
Часть 2. История страны – история семьи, 12 часов. | |||
1 | История страны – история семьи. | 1 | |
2 | Моя родословная. | 1 | |
3 | Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. | 1 | 1 |
4 | Семья и ее роль в жизни. | 1 | |
5 | Моя семья. | 1 | |
6 | Профессия моих предков. | 1 | |
7 | Семейные реликвии. | 1 | 1 |
8 | Старая фотография рассказала. | 1 | |
9 | Орден в моей семье. | 1 | |
10 | Традиции моей семьи. | 1 | |
Часть 3 . Школа, 8 часов. | |||
1 | Сбор материала по разделам:
А) день за днем; |
4 1 |
2 |
2 | Атрибуты школьной жизни. | 1 | |
3 | Жизнь школы в разные годы. | 1 | |
Часть 4. Наш край в истории, 17 часов. | |||
1 | Понятие “ Малая Родина”. | 1 | |
2 | Место края в истории России. | 1 | |
3 | Общая характеристика СЗАО: А) климат; |
4 | |
4 | Природа родного края. | 2 | |
5 | Знай и изучай свой край. | 2 | |
6 | Загадочный мир названий. | 1 | |
7 | Локальное изучение окрестности. | 4 | |
8 | Топонимика как наука. | 1 | 1 |
Часть 5. В час великих испытаний, 16 часов. | |||
1 | Величие подвига народа – победителя в В.О.в. | 2 | |
2 | История ПВО и Московского промышленного района. | 1 | |
3 | 251 зенитно-артиллерийский полк – надежный щит в системе ПВО г. Москвы. | 1 | |
4 | 8 гвардейская стрелковая дивизия им. Героя Советского Союза И.В. Панфилова. | 1 | |
5 | Битва под Москвой. | 2 | |
6 | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны). | 2 | |
7 | Земляки – Герои Советского Союза. | 5 | |
8 | … Это нужно не мертвым, это нужно живым. | 2 | |
Часть 6 . Их именами названы. Улица Северо-Запада Москвы, 8 часов. | |||
1 | Улицы района Строгино.(ул. Твардовского, ул. Исаковского, ул. Катукова). | 1 | |
2 | Улицы районов Хорошево – Мневники, Покровское – Стрешнево. | 2 | |
3 | Улицы района Щукино. | ||
4 | Улицы районов Южное и Северное Тушино. | 2 | |
5 | Улицы районов Митино и Куркино. | 1 | |
6 | Аллей Строгино | 1 | |
7 | Куда бы ни шел, ни ехал ты… | 1 | |
Часть 7. Память, высеченная в камне, 9 часов. | |||
1 | Мемориальные доски Северо-Запада. | 1 | |
2 | Памятники, скульптурные композиции, мемориалы Северо-Запада | 6 | |
3 | Посещение одного из памятников Северо-Запада и возложение к нему цветов. | 1 | 1 |
Часть 8 Обобщение и подведение итогов работы за год, 1 час. | |||
1–2 | Обобщающее занятие. | 2 |
Содержание программы:
Часть 1. Вводные занятия, 2 часа.
Цели и задачи кружка на новый учебный год. Правила поведения и техника безопасности во время занятий.
Часть 2. История страны – история семьи, 12 часов.
Моя родословная. Семья и ее роль в жизни. Профессия моих родителей. Семейные реликвии. Традиции семьи. Орден в моей семье. Я и моя семья.
Часть 3 . Школа, 8 часов.
Практическое занятие: оформление летописи школы. Выпуск стенных газет. Сбор материала о традициях школы.
Атрибутика школьной жизни. Жизнь школы в разные времена.
Часть 4. Наш край в истории, 17 часов.
Знакомство с географическим положением, административным делением, памятниками природы, животным и растительным миром. Место края в истории России. Происхождение названия Строгино: легенды и были.
Практические занятия: работа с картой, с периодической печатью, заочные путешествия, экскурсии по окрестностям.
Часть 5. В час великих испытаний, 16 часов.
Изучение событий военных лет на территории СЗАО. Роль панфиловцев, героев танкистов. Ополченцев, партизан в боях за Москву. Обсуждение очерка об участнице – Герое Советского Союза Деминой – Михайловой Екатерине Илларионовне “ Катюша”. История ПВО и Московского промышленного района, 251 Зенитно-артиллерийский полк – надежный щит в системе ПВО г. Москвы. Борьба за Город – герой в документах и мемориалах участников событий.
Практическая работа:
Встречи с Героями Советского Союза – Е.И. Деминой – Михайловой, Воскресенским А.А., Ульяновым В.А. Сбор материала о Героях Советского Союза, тружениках тыла, близких родственниках. Просмотр кинофильма о битве под Москвой. Участие в проведении митингов, возложении венков.
Часть 6 . Их именами названы. Улица Северо-Запада Москвы, 8 часов.
Улицы района Строгино(ул. Твардовского, ул. Исаковского, ул. Катукова). Составление описание памятников, подготовка проекта
“История названия улицы, на которой я живу”. Изучение биографий: Г.К. Жукова, Д.М. Карбышева, И.В. Панфилова, А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, М.Е. Катукова, Корчагина И.П., Г.М. Паршина А.П. Белобородова, Ирины Левченко, В.В. Глаголева, А.С. Жадова, А.Х. Бабаджаняна, С.С. Бирюзова, А.В. Василевского, К.А. Вершинина, И.С. Конева, Р.Я Малиновского и др.
Часть 7. Память, высеченная в камне, 9 часов.
Мемориальные доски Северо-Запада: имена жителей Куркина, работников Туберкулезной клинической больницы № 3. Герою Советского Союза генералу армии А.П. Белобородову. Трижды Герою Советского Союза А. И. Покрышкину. Больница МПС. Школа № 820. Герой Советского Союза И.И. Афанасьев. Г.К. Жукову. Г.М. Паршину. А.Х. Бабаджаняну.
Памятники Северо-Запада: “Погибшим воинам с. Куркино”. “ Зенитка – 58 мм.”. “Г.К. Жукову”. “Памятник 3 ударной армии”.
Мемориалы Северо-Запада: “Павшим защитникам Москвы 1941–1945 г.г.”. “ Мемориал Героям – Панфиловцам”. “Барельеф К.Я Фомичевой”. “Мемориал захоронений военных летчиков”. “Мемориал бывшим сотрудникам чулочной фабрики, погибшим в годы В.О.в.”.
Обелиски Северо-Запада: селянам Троице-Лыково.
Стелы Северо-Запада “ Народное ополчение”, “ В честь маршала Бирюзова”, “ Маршала Рыбалко”, “Генерала Берзарина”. “ 1-му танковому корпусу”. Памятник – стела “Тушинцам –участникам Вов посвящается”.
Скульптурные композиции Северо-Запада: “ Народное ополчение”. Памятный стенд В.В. Глаголеву.
Доты. Самоходная артиллерийская установка.
Часть 8 Обобщение и подведение итогов работы за год, 1 час.
Подведение итогов работы за учебный год. Отчет по секторам. Составлен7ие плана работы на следующий учебный год.
Условия реализации программы.
Занятия кружка проводятся на базе школьного музея, оснащенном необходимыми наглядными плакатами, учебным видеоматериалом на электронных носителях, видеофильмами, презентациями.
Прогнозируемые результаты.
Наиболее важными предполагаемыми результатами по реализации программы считаю:
– воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
– воспитание уважительного отношения к героическому прошлому;
– создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично
развивающейся личности;
– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для сохранения и укрепления семейных традиций, культуры и
быта своего края.
Программа реализуется через.
работу кружка на базе ГОУ СОШ № 1295 по следующим направлениям:
– изучение истории своей семьи и ее роли в жизни города;
– изучение жизни школы, ее традиций;
– встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами трудового тыла;
– подготовка и проведение мероприятий ко Дню Победы, дней Воинской Славы, Вахты
Памяти, митинги, военно – спортивные праздники.
В период проведения занятий будет создана лекторская группа, которая будет проводить экскурсии по школьному музею и команда, которая будет участвовать в различных соревнованиях по школьному краеведению.
Литература:
- Андреев С. “ Герои Родины в названиях улиц Москвы”. М. 2009.
- “Битва за Москву у Северо-Западных ворот”. Сборник. М. 2001.
- Бялая Г.Р. “Строгино и его окрестности”. М. 1997.
- Гревцев В. “ Иван Панфилов”. Патриот, 2006.
- Двинский Э. “ Москва от А до Я” . Краткий путеводитель. 1976.
- Забелин И.Е. “ История города Москвы”. Т.1 М., 1982.
- Мачульский Е.Н. “ Северо-Западный округ Москвы”.– М.1997.
- Нищук И. “ Великое – не умирает”. Кыргызстан.1967.
- Песков О. “ Память, высеченная в бронзе”. М., 1978.
- Энциклопедия. Москва. М. 1980.