Влажные экваториальные леса

Разделы: География


Пояснительная записка:

Данный урок представлен учителем, использующим в работе инновационные формы обучения: интернет, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор.

Урок раскрывает тему “ПЗ влажных экваториальных лесов Африки” в рамках изучения географии материков и океанов общеобразовательной программы за 7 класс.

Изучение темы дается в виде красочных слайдов, презентаци, звуковых фрагментов, карт, опорных сигналов, схем, итоговой таблицы.

Цель разработки:

  • сформировать у учащихся знания и представления об особенностях ПЗ влажных экваториальных лесов Африки через создание позитивного эмоционального восприятия изучаемого материала.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с географическим положением ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;
  • формирование представления об основных особенностях и главных чертах этой ПЗ;
  • формирование у учащихся представлений и умений в описании ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;
  • отработка умения работать, сопоставлять различные географические источники: карты, номенклатуру, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания;
  • продолжить формировать экологическое мышление;
  • формирование у учащихся целостной единой картины мира и чувства сопричастности и ответственность за его сохранение.

Содержание:

1. Актуальность:

  • необходимость использования наглядной интерактивной техники в работе учителя и учащихся;
  • создание яркого образа изучаемого материала;
  • потребность создания положительных эмоций в процессе обучения и заинтересованности учащихся в учебной работе.

2. Научная обоснованность:

  • урок соответствует требованиям федеральных программ и действующим учебникам общеобразовательных школ;
  • урок отвечает требованиям новых научных данных и отражает реальную картину мира.

На уроке используется: Учебник:  Атлас для 7 класса “География материков и океанов”, рабочие тетради, словари, таблицы для описания ПЗ.

Работаем с интерактивной доской: стр. 1–11.

Стр. 1. Тема урока: “Природные зоны Африки. Влажные экваториальные леса”. Приложение 2.

Записываем Д/З: У стр. 180–183, т (таблица), С (словарь).

Готовим рабочее место: Атлас стр.7, 15.

Записываем тему урока в тетрадь.

Вопрос: Что такое ПЗ? Это крупный ПК, обладающий общностью
– температурных условий
– увлажнения
– почв
– растительного и
– животного мира.

Подписываем листы с таблицами: “Природные зоны Африки”.

Стр. 2. На доске и партах уч-ся карта П.З. Знакомимся с П.З. Африки подписывая их на доске к северу и к югу от экватора.

Вопрос: какую закономерность мы видим в распределении П.З. Африки?

Возможные ответы:
– Ш.З.;
– чередование к С и Ю от экватора;
– ПЗ Африки в С и Ю полушариях зеркально повторяют друг друга.

Вопрос: где мы видели такую закономерность?
– в чередовании климатических поясов Африки.

Стр. 3. (открываю) Климатические пояса (к.п.) Африки

Вопрос: в каком к.п. круглый год тепло и влажно?
– в экваториальном к.п.

(Отмечаем tо и знаком “тучки”)

Стр. 4  Перед нами две карты: карта ПЗ и К.П.Африки.

Вопрос: сопоставляя их, какой вывод мы можем сделать?

Делаем вывод: П.З. Африки соответствуют к.п.

Выделяем (увеличивая название ПЗ влажных экваториальных лесов на доске) и записываем ее в таблицу.Приложение 3.

ИТАК: тема нашего урока: Влажные экваториальные леса Африки.

Вопрос: что такое географическое положение?
– определяем ГП влажных экваториальных лесов Африки.
повторите, в каком к.п. они находятся? Поэтому…
– какие здесь температурные условия?
– какое увлажнение?

Стр. 5. Почва следующий важный компонент ПЗ.

Вопрос: Что такое почва?

Почвы принято называть по цвету. В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные…. смотреть на доске…

Вопрос: Какое главное свойство почвы? (Плодородие.)

Какие по свойствам красно-желтые ферраллитные почвы влажных экваториальных лесов? Давайте рассуждать.

Где лучше происходят почвообразовательные процессы:
– где тепло или холодно?
– где сухо или влажно?
– где богатая растительность или бедная?

ИТАК: перед нами экваториальные леса. Огромное количество органических веществ особенно, в виде лиственного опада, попадает на почву!

(Показываем зеленой стрелкой на доске, вытягивая ее вниз.)

Казалось все способствует почвообразованию…НО…(опускаем на 3 строчки)

Поступающие в почву органические вещества с большой скоростью разлагаются до конца и не накапливаются в ней, т.к. эти питательные элементы быстро поглощаются растениями и находятся в составе растительного покрова.

(Показываем коричневой стрелкой на доске, вытягивая ее вверх.)

Делаем вывод: В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные перегной в почвах не накапливается и они малоплодородны.

Стр.6 П.З. Влажные экваториальные леса – гилея (С)

  • это влажные, вечнозеленые экваториальные леса с исключительным видовым разнообразием (новое понятие записываем в словарь);
  • совершаем виртуальное путешествие по лесу посредством художественного описания, использования фотографий и звуковых фрагментов;

(звук) – нажимаем на выделенном круге

Первое впечатление от экваториального леса – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, перевитых лианами разной толщины и длины. – 1 (щелкнуть справа от цифры и за белый кружок вытянуть фото)

Стоят деревья-великаны, точно колонны. Именно они придают тропическому лесу таинственность и величие. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами, лишайниками, орхидеями, папоротникообразными, которые питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев, птичьего помета.

– 2

Деревья для эпифитов служат подпорой, их соками они не питаются.

Работа со словарем, переписываем определение с доски в словарь

(С) Эпифиты – растительные организмы, обитающие на других растениях и получающие питательные вещества из окружающей среды.

запись в таблицу и

Стр.7 совершаем виртуальное путешествие по лесу посредством художественного описания и использования шторы и двух звуковых фрагментов:

(звук нижний) Душно. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности.

В таком лесу даже днем сумрачно, но только здесь обитают два вида человекообразных обезьян. (Из-за шторы вытаскиваем 2 фото: гориллы и шимпанзе)

Самые крупные и свирепые гориллы и (звук верхний) ближайший родственник человека шимпанзе.

Гниют огромные упавшие деревья, всюду сырость.

Надо быть очень внимательным, чтобы не просмотреть змею. Они во множестве висят на деревьях или прячутся в прелой листве. (Из-за шторы вытаскиваем фото змеи).

Ни малейшего ветерка, но освежиться нет никакой возможности, многочисленные водоемы заболоченны и кишат крокодилами. (Из-за шторы вытаскиваем фото крокодила.)

Стр. 8. Работаем со шторой:

в экваториальной гелее самое богатое природное сообщество растений и животных. Здесь “пересекаются” растения и животные которые встречаются в других П.З. Африки. Например
– африканский слон;
– кистеухая свинья;
– крупный хищник леопард.

Но некоторые виды обитают только в гелее Африки. Это родственник жирафа – окапи, (передвигаем штору слева направо).

крохотный оленек, карликовый бегемот (его рост до 80см).

Стр. 9. Делаем вывод: такие животные, которые встречаются только на определенной, ограниченной территории называют эндемиками (С)

Во влажных экваториальных лесах Африки – это…

(подписываем на доске фото животных)

Стр. 10. Для обобщения изученного материала работаем с таблицей “Особенности ПЗ влажных экваториальных лесов” (убрать лишнее).

Групповая работа: шесть групп, обсуждает каждая свою особенность (критерий) указанный в таблице, один обобщает, выходит к доске и убирает лишние критерии.

Стр. 11. Мир природы очень уязвим. Великолепнейшие экваториальные леса, еще в прошлом веке, занимали значительно большую территорию.

(Сравниваем 2 карты.)

Леса веками раскорчевываются и выжигаются под пашни и пастбища. Вырубается и вывозится дорогостоящая древесина. В связи с этим сократилась среда обитания диких животных, которые нещадно истребляются еще и в результате охоты.

Сегодня на уроке вам будет представлена презентация в виде интерактивного плаката “Сохрани” с целью пропаганды необходимости охраны животных и их среды обитания в современном мире. Приложение 1.

При просмотре презентации выпишите животных обитающих в экваториальных лесах Африки.

Символы, используемые в работе с интерактивной доской

– использование функции “шторка”

значок стрелки, показывающий направление открывания миништорки

метод перетаскивания

эффект анимационного сжатия и расширения

работа с фото, масштабирование

звуковой фрагмент