Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию знаний по теме оксиды, научить самостоятельно выдвигать признак классификации.
Планируемые результаты обучения:
– знать определение, общую формулу и классификацию оксидов;
– уметь классифицировать, называть и составлять формулы по названию
оксидов.
Задачи:
- сформировать понятия о классе оксидов, их составе, номенклатуре и классификации;
- продолжить формирование общеучебных умений: выдвигать гипотезы на основе химического эксперимента, формулировать выводы, классифицировать и систематизировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать признаки классификации;
- воспитание культуры общения при работе в группе, взаимопомощи, умения слушать и аргументировать.
I Этап: Организационный момент.
Задачи: подготовка учащихся к восприятию материалу и работе на уроке.
Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку.
II Этап: Актуализация, постановка проблемы.
Задачи: повторить пройденное (определение валентности по периодической таблице, расстановку коэффициентов в уравнении реакции, типы реакций и признаки реакций), сформулировать тему урока, определение оксидов и их общую формулу.
Методические приемы: химический эксперимент, фронтальный опрос, беседа.
Средства: мультимедийная презентация, дидактических материал, мультимедийный проектор.
Предполагаемый результат: уметь формулировать определение оксидов и определять их состав.
Содержание:
Информация учителя: В первые годы войны организовали производство зажигательных средств для противотанкового оружия на основе фосфорсодержащих веществ. На заводе НИИ удобрений было налажено производство сплавов фосфора с серой, которые служили противотанковыми бомбами и оксида фосфора V.
Вопрос для учащихся (постановка проблемы): ? Почему и для чего во время II Мировой войны использовали оксид фосфора V.
Информация учителя: Посмотрим демонстрационный эксперимент, так как эксперимент – это критерий истинности.
Сначала для освещения места боя, а потом для создания дымовой завесы.
Составим уравнение реакции горения фосфора в кислороде, вспомним, как определяется валентность элементов, как расставляются коэффициенты в уравнении реакции, какой тип и какие признаки реакции.
4P + 5O2 = 2P2O5 реакция соединения
Напишем формулы веществ, полученных на прошлом уроке (уравнение горения серы, магния, железа).
Вопрос для учащихся: ? Что между ними общего.
Информация учителя: Все эти вещества относятся к одному классу – оксидов.
Вопрос для учащихся: ? Определите для себя тему урока (что хотели бы узнать об этих веществах).
Вывод темы урока: состав, классификация и номенклатура оксидов. (Презентация. Слайд 1)
Вопрос для учащихся:? Сформулируйте определение оксидов.
Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух химических элементов, один из которых кислород.
Вопрос для учащихся:? Выведите общую формулу оксидов.
Общая формула оксидов ЭхОу (Слайд 2)
III этап: Объяснение нового материала.
Задачи: самостоятельно предложить принцип классификации оксидов, научиться классифицировать и называть оксиды.
Методические приемы: групповая работа, беседа, само– и взаимопроверка.
Средства: дидактический материал, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, самоклеющиеся листы для оформления результата.
Предполагаемый результат: уметь самостоятельно выделять признак для классификации, уметь классифицировать и называть оксиды.
Содержание:
Вопрос для учащихся: ? Предложите признак классификации оксидов, исходя из данных в дидактическом материале
Группа № 1.
Cl
2O, Cl2O3, Cl2O5, ClO3, Cl2O7, SO2, SO3 (Слайд 3)Группа № 2.
(Слайд 4)
Группа № 3.
H2O(ж), SO3(ж), CO2(г), CaO(тв), SO2(г), P2O5(г), MgO(тв), Al2O3(тв) (Слайд 5)
Группа № 4.
Br2O7, SO3, Na2O, CO2, N2O5, SiO2, K2O, N2O4 (Слайд 6)
Группа № 5.
P
2O3, SO2, Na2O, SO3, MgO, Al2O3, P2O5, CaO (Слайд 7)Информация для учителя: Классификация: группа № 1 оксиды одного химического элемента, группа № 2 по валентности, группа № 3 по агрегатному состоянию, группа № 4 по числу атомов кислорода, группа № 5 на оксиды металлов и неметаллов.
Вопрос для учащихся: ? Обсуждение результатов классификации
Информация для учителя: Группы: № 1 слишком много групп и в каждой группе несколько оксидов, № 2 и № 4 дублируют друг друга, № 3 дополняет № 5 и несовершенна, так как вода может быть в разных агрегатных состояниях – необходимо указать температуру, при которой взяты данные.
Вывод оксиды классифицируются на оксиды металлов и неметаллов. (Слайд 8)
Номенклатура: оксид металла (указать валентность, только если металл медь или железо) или оксид неметалла (обязательно указать валентность).
СаО оксид кальция, N2O3 оксид азота III. (Слайд 9)
Вопрос для учащихся: ? Назовите выбранные вами оксиды, обменяйтесь заданиями и проверьте друг друга.
Информация для учителя: Кроме систематических названий, с которыми вы знакомились известны еще и исторические названия оксидов.
Вопрос для учащихся: ? Решите расчетную задачу, определите формулу и историческое название оксида.
Группа № 1.
Самый главный металл нашей цивилизации – железо. Человечество терпит огромные потери из-за того, что железо подвергается коррозии – разрушению под действием кислорода воздуха и атмосферных осадков. Определите формулу оксида, который при этом образуется – ржавчины, если массовая доля железа 72,4%, кислорода 27,6%, а относительная молекулярная масса вещества 232. (Слайд 10)
Группа № 2.
В книге врача и металлурга Агриколы рассказано, как ремесленники сделали два сосуда из прозрачного стекла, раскалили и опустили в чан с холодной водой. Один разлетелся на куски, а второй остался цел. В состав сосуда входит песок – оксид белого цвета, который при низкой температуре затвердевает в стеклообразную массу. Относительная молекулярная масса оксида 60, массовая доля кремния 47%, кислорода 53%. Определите его формулу. (Слайд 11)
Группа № 3.
Этот оксид – негашеная известь – использовался в строительстве на Руси еще в 10 веке, как связующий материал, получаемый путем обжига известняка и мела. Определите формулу оксида, его относительная молекулярная масса равна 56, массовая доля кальция 71%, кислорода 29%. (Слайд 12)
Группа № 4.
Оксид азота – веселящий газ, обладающий слабонаркотическим действием был получен Гемфри Дэви в 19 веке и использовался, как наркоз. Определите формулу оксида, если массовая доля азота 64%, кислорода 36%, относительная молекулярная масса 44. (Слайд 13)
Группа № 5.
Алхимик и звездочек бухарского эмира однажды сказал, что может показать своему господину “шайтана” – дьявола, он открыл бутыль с концентрированной азотной кислотой и все увидели рыжий дым. И сейчас можно увидеть бурый газ – оксид азота. Определите его формулу, если относительная молекулярная масса равна 46, массовая доля азота 30, а массовая доля 70. (Слайд 14)
Информация для учителя: Формулы оксидов и их исторические названия: ржавчина Fe3O4 , песок SiO2 , негашеная известь CaO, веселящий газ N2O, бурый газ NO2.
IV этап: Первичное закрепление.
Задачи: закрепить и осуществить первичную проверку знаний.
Методические приемы: групповая работа, опрос.
Средства: дидактический материал, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.
Предполагаемый результат: уметь определять состав оксидов, классифицировать и называть оксиды.
Содержание:
Вопрос для учащихся: ? Из предложенного списка выберите оксиды, объясните свой выбор и назовите их.
HNO3, H2O, CaO, KOH, C6H12O6, CH4, P2O5, FeS, SO3, Fe2O3, Na2SO4, NH3, Cl2O7, H2SO4, H2S (Слайд 15)
? Ответьте на вопросы
Какие задачи стояли перед вами на уроке?
Какие вещества относятся к оксидам?
Как классифицируются оксиды?
Как назвать оксид?
V этап: Домашнее задание с комментариями учителя.
Задачи: задать домашнее задание и прокомментировать его.
Методические приемы: индивидуальные дидактические карточки, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор.
Предполагаемый результат: дополнительно закрепить пройденный материал.
Содержание:
Информация для учителя: §13 задание 2–4 (письменно) + индивидуальное задание на выбор (расчетное, историческое, творческое). Учащимся кроме обязательного домашнего задания по учебнику, предлагается индивидуальное задание на выбор. (Слайд 16)