Тип урока – урок-поиск.
Основной метод обучения – исследование.
Основной структурный элемент – постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Цели:
- Формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
- Формирование общей культуры и эрудиции школьников;
- Развитие положительного отношения к природе.
Задачи:
- Познакомить с отличительными признаками земноводных и пресмыкающихся;
- Развитие умения выдвигать и обсуждать предположения, способности работать в условиях поиска;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, делать выводы;
- Воспитание ценностных отношений к окружающему миру, эстетических чувств.
Оборудование:
Для учащихся: учебник окружающего мира [4], рабочая тетрадь [5].
Для учителя: жетоны для игры, открытки с изображением животных, иллюстрации животных (лягушка, крокодил, саламандра, змея, черепаха).
Ход урока
1 | 2 |
Проверка готовности к уроку, адаптация учащихся к деятельности на уроке. | Организационный момент. |
– Назови особенности строения птиц. Для чего им нужны
крылья? (Все дышат воздухом, есть два крыла, две ноги, клюв и хвост,
тело покрыто перьями.) – Все ли птицы летают? (Пингвины, страусы – нет.) – Как размножаются птицы? (С помощью яиц.) – Хорошими ли родителями являются птицы? (Кукушки – нет.) Чем они выкармливают своих птенцов? |
Проверка домашнего задания |
3.1. рассматривание иллюстрации в
учебнике на с.99 [4], постановка проблемы – Что ты думаешь об этих животных? Как они называются? Можно ли сказать, что эти животные относятся к одной группе? Выдвигаются гипотезы:
3.2. Целенаправленное наблюдение за объектами для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы. Анализ гипотез. – Сначала пробеги глазами по странице сверху вниз и наоборот. О чем написано вообще и в частности? (Иллюстрации лягушки, саламандры, змеи, крокодила.) – Чем различаются и чем похожи изображения животных слева и справа?
Есть голова, на ней расположены глаза. Лапы не у всех, змеи прекрасно обходятся и без лап. Они ползают на брюхе. За это змей и их ближайших родственников – ящериц, крокодилов и черепах – назвали пресмыкающимися. Пресмыкаться – значит ползать. У всех нет ни перьев, ни шерсти. Но кожа разная: у лягушки и саламандры – тонкая, гладкая и обязательно влажная, эти животные не уходят далеко от воды. Их так и называют – земноводные, т.е. те, которые живут и на земле, и в воде.
А у змеи и крокодила кожа сухая, пресмыкающиеся могут жить и у воды, и далеко от нее. Свою прочную кожу они часто меняют: ящерицы – по частям, а змеи – всю сразу. У земноводных и пресмыкающихся есть еще одно важное отличие – по-разному размножаются.
– Рассмотри изображения животных. (с.101) [4] Чем различается их
размножение? Как размножаются земноводные? Нужна ли им для размножения
вода? (Икринки в воде, головастики, взрослая лягушка.) 3.3. знакомство с рубрикой “Этот удивительный мир”.
|
Работа по теме. |
4. Проводится под музыку в соответствии с тематикой урока. | Физкультминутка. |
5.1. Первичное закрепление новых знаний. – Как научиться различать земноводных и пресмыкающихся? (Вывод в учебнике на с.102.) Земноводные:
Пресмыкающиеся:
Относятся к змеям, ящерицам, черепахам или крокодилам. 5.2. игра “Аукцион”. Учитель показывает открытку с изображением какого-нибудь животного и говорит: “Разыгрывается открытка с изображением этого животного. Ее выиграет тот, кто ответит на большее количество вопросов об этом животном”. Итак, начинаем: – Как называется это животное? Учитель может расширить круг вопросов с учетом особенностей того или иного животного. За каждый правильный ответ выдается жетон. После того, как игра заканчивается, подсчитывается количество жетонов. Победил тот, кто набрал больше жетонов. Ему вручается в качестве приза открытка с изображением животного. 5.3. Работа в тетради (с.52) [5]. – Рассмотри рисунки. Соедини стрелкой каждый из них с подходящим названием. – Рассмотри рисунки. Впиши названия этих животных в таблицу. К какой группе они относятся? Назови еще одно животное этой группы. Впиши его название в пустую клеточку таблицы. |
Закрепление материала. |
– Как ты теперь ответишь на вопрос: “К одной или к
разным группам относятся крокодил и лягушка?” Изменилось ли твое мнение
к концу урока? Объясни. – Перечисли животных, которых относят к земноводным. Почему они так называются? – Укажи животных, которые являются пресмыкающимися. Почему их так называют? – Что нужно знать о животном, чтобы определить, к какой группе оно относится? |
Итог урока. |
Учебник – стр.100–102 пересказ [4], тетрадь – стр.51 [5]. | Домашнее задание. |
Литература:
- Занимательный материал для уроков природоведения. г. Юрьев-Польский, 1993 г.
- Зверев А.Т. Экологические игры. Москва, “Дом педагогики”, 1998 г.
- Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. ООО “Харвест”, 2007 г.
- Цветова Л.М. Окружающий мир. (Учебник для 2 класса) Москва, изд-во Мнемозина, 2004 г.
- Цветова Л.М. Окружающий мир. (Рабочая тетрадь 2 класс) Москва, изд-во Мнемозина, 2004 г.