Конспект урока окружающего мира во 2-м классе "Лягушки и змеи"

Разделы: Начальная школа


Тип урока – урок-поиск.

Основной метод обучения – исследование.

Основной структурный элемент – постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Цели:

  • Формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • Формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • Развитие положительного отношения к природе.

Задачи:

  • Познакомить с отличительными признаками земноводных и пресмыкающихся;
  • Развитие умения выдвигать и обсуждать предположения, способности работать в условиях поиска;
  • Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, делать выводы;
  • Воспитание ценностных отношений к окружающему миру, эстетических чувств.

Оборудование:

Для учащихся: учебник окружающего мира [4], рабочая тетрадь [5].

Для учителя: жетоны для игры, открытки с изображением животных, иллюстрации животных (лягушка, крокодил, саламандра, змея, черепаха).

Ход урока

1 2
Проверка готовности к уроку, адаптация учащихся к деятельности на уроке. Организационный момент.
– Назови особенности строения птиц. Для чего им нужны крылья? (Все дышат воздухом, есть два крыла, две ноги, клюв и хвост, тело покрыто перьями.)
– Все ли птицы летают? (Пингвины, страусы – нет.)
– Как размножаются птицы? (С помощью яиц.)
– Хорошими ли родителями являются птицы? (Кукушки – нет.) Чем они выкармливают своих птенцов?
Проверка домашнего задания
3.1. рассматривание иллюстрации в учебнике на с.99 [4], постановка проблемы

– Что ты думаешь об этих животных? Как они называются? Можно ли сказать, что эти животные относятся к одной группе?

Выдвигаются гипотезы:
– да, т.к. эти животные очень похожи, только одно из них маленькое, а другое – большое, они живут в воде;
– нет, эти животные так сильно различаются, что их относят к разным группам.

 

3.2. Целенаправленное наблюдение за объектами для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы. Анализ гипотез.

– Сначала пробеги глазами по странице сверху вниз и наоборот. О чем написано вообще и в частности?

(Иллюстрации лягушки, саламандры, змеи, крокодила.)

– Чем различаются и чем похожи изображения животных слева и справа?

Есть голова, на ней расположены глаза. Лапы не у всех, змеи прекрасно обходятся и без лап. Они ползают на брюхе. За это змей и их ближайших родственников – ящериц, крокодилов и черепах – назвали пресмыкающимися. Пресмыкаться – значит ползать.

У всех нет ни перьев, ни шерсти. Но кожа разная: у лягушки и саламандры – тонкая, гладкая и обязательно влажная, эти животные не уходят далеко от воды. Их так и называют – земноводные, т.е. те, которые живут и на земле, и в воде.

А у змеи и крокодила кожа сухая, пресмыкающиеся могут жить и у воды, и далеко от нее. Свою прочную кожу они часто меняют: ящерицы – по частям, а змеи – всю сразу.

У земноводных и пресмыкающихся есть еще одно важное отличие – по-разному размножаются.

 

– Рассмотри изображения животных. (с.101) [4] Чем различается их размножение? Как размножаются земноводные? Нужна ли им для размножения вода? (Икринки в воде, головастики, взрослая лягушка.)
– Как размножаются пресмыкающиеся? Нужна ли им вода? (Нет, появляются из яиц.)

3.3. знакомство с рубрикой “Этот удивительный мир”.

  • Удивится тот, кто считает черепаху медлительной и неуклюжей! Посмотрел бы он на ее брюшные щитки; они натерты до блеска, как подметки заядлого путешественника. След черепахи, бывает, тянется километрами, не просто ей найти в пустыне траву.
  • Каймановые черепахи – очень опасные хищники. Они хватают все, что находится в пределах досягаемости. Им не страшны даже молодые аллигаторы. У них огромные когти и твердые челюсти, которыми черепахи могут перегрызть даже руку человека.

  • Удав убивает добычу, сжимая ее своим телом, пойманный зверь погибает от удушья. Голодный удав способен протиснуться сквозь ячейки проволочной сетки, охотясь на домашнюю птицу. Почуяв опасность, удав шипит так громко, что его можно услышать на расстоянии 30 м.

  • Нильский крокодил – до 6 м, масса более 700 кг. Соотношение между величиной яйца и взрослой особи крокодила составляет 1:4000. Самка откладывает 55-60 яиц, через 90 дней появляются детеныши.

  • Лягушка-бык (родственница травяной лягушки) издает громкие звуки, похожие на мычание быка. Эти лягушки линяют, как змеи. Ртом они срывают с тела кожу и съедают.
Работа по теме.
 
4. Проводится под музыку в соответствии с тематикой урока. Физкультминутка.
5.1. Первичное закрепление новых знаний.

– Как научиться различать земноводных и пресмыкающихся?

(Вывод в учебнике на с.102.)

Земноводные:

  • Гладкая и влажная кожа;
  • Размножаются с помощью икры;
  • Относятся к лягушкам, жабам, саламандрам.

Пресмыкающиеся:

  • Сухая кожа, с чешуями и твердыми пластинками;
  • Размножаются с помощью яиц;

Относятся к змеям, ящерицам, черепахам или крокодилам.

5.2. игра “Аукцион”.

Учитель показывает открытку с изображением какого-нибудь животного и говорит: “Разыгрывается открытка с изображением этого животного. Ее выиграет тот, кто ответит на большее количество вопросов об этом животном”.

Итак, начинаем:

– Как называется это животное?
– В лесу, траве или в воде живет?
– Большое ли это животное?
– Что оно ест?
– Питается (охотится) оно днем или ночью?
– Сердитое или доброе?
– Опасно ли для человека?
– Кто враги у этого животного?
– Строит ли для себя дом?
– Как передвигается?
– Как размножается
– Какая кожа у этого животного?
– К какой группе относится?

Учитель может расширить круг вопросов с учетом особенностей того или иного животного. За каждый правильный ответ выдается жетон. После того, как игра заканчивается, подсчитывается количество жетонов. Победил тот, кто набрал больше жетонов. Ему вручается в качестве приза открытка с изображением животного.

5.3. Работа в тетради (с.52) [5].

– Рассмотри рисунки. Соедини стрелкой каждый из них с подходящим названием.

– Рассмотри рисунки. Впиши названия этих животных в таблицу. К какой группе они относятся? Назови еще одно животное этой группы.

Впиши его название в пустую клеточку таблицы.

Закрепление материала.
– Как ты теперь ответишь на вопрос: “К одной или к разным группам относятся крокодил и лягушка?” Изменилось ли твое мнение к концу урока? Объясни.
– Перечисли животных, которых относят к земноводным. Почему они так называются?
– Укажи животных, которые являются пресмыкающимися. Почему их так называют?
– Что нужно знать о животном, чтобы определить, к какой группе оно относится?
Итог урока.
Учебник – стр.100–102 пересказ [4], тетрадь – стр.51 [5]. Домашнее задание.

Литература:

  1. Занимательный материал для уроков природоведения. г. Юрьев-Польский, 1993 г.
  2. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва, “Дом педагогики”, 1998 г.
  3. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. ООО “Харвест”, 2007 г.
  4. Цветова Л.М. Окружающий мир. (Учебник для 2 класса) Москва, изд-во Мнемозина, 2004 г.
  5. Цветова Л.М. Окружающий мир. (Рабочая тетрадь 2 класс) Москва, изд-во Мнемозина, 2004 г.