Цели:
- Сформировать у учащихся представление о толерантности
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, культуре разных народов, толерантности
- Способствовать сплоченности коллектива, создание дружелюбной толерантной атмосферы
- Развивать умения находить компромиссные решения
- Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся. Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель, приглашенные гости.
Оборудование: разрезанные карточки с любым изображением – 2 комплекта, цветные нити, изображение дерева, заготовленные листочки по количеству участников, листы бумаги,. разноцветные карточки – 2 комплекта .
Оформление: плакат “Цветок мира”, на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в нашем классном коллективе; плакат с темой классного часа; классная доска украшена веселыми и забавными рисунками лиц детей разных национальностей.
План проведения классного часа: Классный час состоит из трех частей: теоретическая , практическая и подведение итогов.
Теоретическая часть.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос.)
- Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
- Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?
Историки. Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
Филологи. Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Сравнительный анализ данного понятия позволяет сделать следующие выводы.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.
Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.(Ребятам предлагается обсудить, какое из предложенных определений наиболее понятно и близко к ним.)
Политологи. Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.
На протяжении веков в решении международных проблем традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция сохранилась и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Пример тому – борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм.
Психологи. Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Мы считаем, что да. Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:
- Не стремиться подчинить себе другого
Дать понятие настоящего и мнимого коллектива, сплоченности учащихся.
Обсудить с учащимися – какими общими интересами объединен наш класс.
Практическая часть.
Способ деления учащихся на команды.
Предварительно класс делят на две команды: заранее сделаны две связки разноцветных нитей по количеству учеников в классе. Учитель берет нити в руку так, чтобы ученики не видели, нить из какой связки они выбирают. Когда каждый ребенок выберет нить по цвету, педагог отпускает связки и ребята делятся на две команды, исходя из того, в какой связке оказалась их нить.
Игра “Мозаика”.
Классу, разделенному на две команды, выдается подобие детской игры “Мозаика”,картинка храма, причем у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, так как. у них не хватает одного звена.
Класс анализирует – почему это произошло и разбирает данную ситуацию на примере класса и делает вывод: без целостности коллектива нельзя создать полную картинку.
Такая игра наглядно показывает, что сплоченность коллектива является очень важным фактором, учит ребят совместно выполнять различные задания.
Игра “Кто что?”.
Способ деления учащихся на команды
В шляпе находятся карточки с надписями, которые можно разбить по парам, например, карточка с надписью “Снегурочка” и карточка с надписью “Дед Мороз” и т.д. Число пар карточек должно соответствовать числу учащихся. Каждый ученик вытаскивает карточку и ищет свою пару. Далее пары объединяются учителем в команды.
Двум командам раздаются карточки разного цвета и количества. Задача команд – быстро посчитать количество карточек разного цвета, причем, предупреждают, если ошибутся хотя бы в одном цвете, команда проигрывает.
Учащиеся проводят анализ игры – почему одна команда быстрее выполнила задание.
Дети делают вывод: если не доверять друг другу в каких– либо ситуациях, то очень трудно достичь поставленной цели, поэтому следует четко распределять обязанности и полагаться друг на друга.
Такая игра дает возможность каждому ученику внести свой вклад в выполнение командного задания, учит полагаться и доверять однокласснику, каждый понимает, что это доверие надо оправдать .В этой игре воспитывается чувство ответственности, коллективизма, если кто-то из участников не успевает выполнить задание, то команда может помочь в этом, таким образом, проявляя взаимовыручку в трудной ситуации.
Игра “Кто я?”.
Каждому учащемуся раздается листочек, в котором надо написать 3–5 личных качеств, которые отличают его от других. Учитель собирает работы и зачитывает их, а дети угадывают о ком идет речь.
Учащиеся делают вывод: все люди разные, но каждый отличается от другого какими-то качествами, является индивидуальностью.
Игра дает возможность лучше узнать одноклассников, их лучшие качества, о которых, возможно, ученики даже не подозревали. Кроме этого, по количеству верно угаданных учащихся, можно диагностировать, насколько хорошо одноклассники знают личные качества друг друга.
Игра “Кто он?”.
Каждый учащийся вытягивает бумажку с именем одноклассника, лучшие качества которого он должен написать на листочке. Затеи записи зачитываются автором, а ребята угадывают, о ком идет речь.
Ученики делают вывод: чтобы однокласснику не было неприятно, надо назвать характерные, но хорошие качества. Надо более терпимо относиться к недостаткам окружающих и стараться не выделять их.
Данная игра дает возможность ученикам характеризовать друг друга и узнать мнения одноклассников о себе. Но в данном случае приходится озвучивать хорошие качества каждого ученика, таким образом, даже те ребята, которых нельзя назвать друзьями, произносят только приятные слова о своем однокласснике.
Игра “Мое место”.
Каждый ребенок должен нарисовать геометрическую фигуру, с которой он себя отождествляет. Из фигур складывается общий рисунок, каждый определяет местоположение своей картинки в общей .Ребята обсуждают, где должен располагаться рисунок учителя.
Ученики делают вывод: чтобы получить картинку, пришлось пойти на компромиссы. Рассуждают, насколько часто приходится идти на компромиссы в жизни, хорошо ли это.
Ребятам приходится идти на компромиссы, чтобы создать красивую картинку, коллективно создавать ее, каждый вносит свой вклад в общее дело.
Игра “Дерево толерантности”.
Каждый участник рисует лист дерева и пишет на нем, каких качеств ему не хватает, чтобы быть толерантным человеком и прикрепляет свой листок к заранее подготовленному учителем дереву толерантности.
Ученики рассматривают дерево толерантности и выявляют наиболее часто встречающиеся качества
Игра дает возможность самовыражения каждого ученика, самокритики.
Игра “Путешествие по стране толерантности”.
Предварительно класс знакомился на классных часах с культурами других народов, делали доклады, рисунки, обсуждали, какие обычаи нравятся, какие – не очень, готовясь к игре, была нарисована настольная игра с национальными костюмами.
Класс делят на две команды по половому признаку, каждая из них, кидая кубик, продвигается вперед на количество шагов, соответствующее выпавшему числу на кубике, отвечая на вопросы. Если ответ неверен, то фигурка, которой играет команда, остается на месте. Надо пройти каждый островок, отвечая правильно. Команда, первая закончившая путь, выигрывает. Кубик кидают по очереди, совещаться в команде разрешено.
Игра направлена на закрепление изученных понятий, разбор ситуаций, где надо показать себя толерантной личностью, знакомство с культурами других народов, взаимовыручке.
Классный час можно закончить танцами разных народов.
- Такие игры способствуют сплочению коллектива, улучшению взаимоотношений к ласе, пониманию друг друга, взаимовыручке, попытке найти компромиссы.
- В игровой форме закрепляются основные изученные понятия, расширяется мировоззрение учащихся, развиваются творческие способности ребят.
Литература.
- Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.