Конспект урока по окружающему миру на тему "Красная книга"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: познакомить детей с Красной книгой Российской Федерации, с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для охраны.

Оборудование: Красная книга, стенгазеты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Ход урока

I. Орг.момент

II Повторение пройденного материала.

– Отгадайте загадки.

Презентация

1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)

2. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Заяц, кролик)

3. Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь, лошадь)

4. Весь день в воде,
А водой не насытится. (Утка)

5.С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (Коза)

6. Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем всё видит
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)

7. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

8. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

9. Не прядет, не ткёт,
А людей одевает (Овца)

10. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу.
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

– Кому посвящены загадки?

– Каких ещё домашних животных вы знаете?

– Каких животных человек может держать дома?

– Каких зверей можно увидеть в живом уголке?

Проверка домашнего задания. (сообщения)

– Что объединяет всех этих животных?

III. Введение в тему.

– Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Беседа.

– О какой планете говорится?

– Почему говорится, что она одна?

– Рассмотрите эту земную красоту на слайдах.

– Какие чувства они вызывают?

– Где бы вы хотели оказаться? Почему?

– Каких животных вы могли бы встретить, какие растения увидеть?

IV. Изучение нового.

– К чему призывают последние строчки стихотворения

– Почему звучит тревога?

– Осенью 1627 года ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам– мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на земле. Когда он погиб, туров не стало. Туры водились в Европе, Азии и в Африке. И повсюду на них охотились. В древние времена считалось убить тура во время охоты особой доблестью. И так люди полностью истребили туров. Так же жестоко и беспощадно истребили бизонов в Северной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других животных. Учёные насчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица земли больше двухсот видов животных. И всё потому, что люди напористо и грубо вмешиваются в природу. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек – часть природы разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году учёные мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

– Как вы думаете, почему её назвали не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной?

– Для чего она нужна?

Презентация

Красная книга:

– информирует;
– призывает изучать;
– предупреждает;
– советует.

Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные: красные, белые, жёлтые, зелёные. Это было сделано для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Презентация

Подготовленные дети делают мини-доклады.

– исчезающие виды

амурский тигр

– сохраняющиеся

атлантический морж
джейран
кулан
кавказский медведь

– редкие

выхухоль

– восстанавливающиеся

зубры

Сейчас мы с вами говорили о зверях.

Физминутка.

– Следующая страница Красной книги посвящена растениям.

Работа по стр.82.

Мини-доклады.

Приложение 1

– Лотос
– Женьшень

Сон-трава, кувшинка, ветреница, горицвет.

– Поиграем в игру “Четвёртый лишний” и из неё узнаем кому посвящена следующая страница Красной книги.

Приложение 1

– заяц, ёж, лиса, шмель
– пеликан, синица, скворец, муха
– кошка, крот, енот, кузнечи

Шмель, муха, кузнечик (насекомые).

Чтение стр. 80.

Дровосек реликтовый.

Работа с пословицами.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Муравей не велик, а горы копает.

Физминутка.

– А теперь игра “Слово в слове”.

Шутка (утка)
Пробегусь (гусь)
Красовалась (сова)
Грифель (гриф)

– О ком следующая страница? (о птицах)

– Сообщение о белом журавле.

Послушаем песню “Просьба”.

– О чем просят животные, птицы?

Итог урока.

– С какой целью была создана Красная книга?

– Как в ней располагаются растения и животные?

– Как нужно относиться ко всему, что нас окружает? (Бережно. Нельзя уничтожать растения и животных, которые нам не нравятся, т.к. все в природе взаимосвязано.)

Просмотр клипа “Пусть живёт на свете красота”

Д/з.

Заполнить листок.