Цели:
создать условия для:
- знакомства со звуком [й'], с условным обозначением звонкого мягкого звука [й'], знакомства с буквами Й й;
- формирования умения слышать в словах звук [й'], производить звуковой и звуко - буквенный разбор;
- чтения слов, предложений,
- развития фонематического слуха и культуры звукопроизношения, памяти, мышления, внимания;
- воспитания культуры учебного труда.
Оборудование: картинки, магнитофон, шаблоны для составления схем слов, карточки с буквами.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение.
- Ребята, какие буквы мы изучили? (а, у, о, э, ы, и, л, м, н, р)
- На какие группы мы можем разделить эти буквы?
- Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?
- Назовите согласные буквы. Какие звуки обозначает буква р?
- Прочитайте слоги:
ре ру ры ки ра ка ку ло де
- Составьте слова. (река, рука, дело и т.д.)
- Ребята, что повторили?
Постановка темы и целей.
- "К нам в гости пришли "гномики" и попросили написать их имена. Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем:
Ой!
- Другого вспоминаем, когда улыбаемся и кричим:
Ай!
- Третьего, когда сердимся и кричим:
Уй!
- А четвёртого, когда кого-то окликаем:
Эй!"
- Прочитаем. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (имена)
- Какой знак препинания стоит в конце? (!) Зачем?
- Прочитаем.
- Посмотрите и скажите, какая буква одинаковая в этих словах? (й)
- Мы её изучали? (нет)
- Назовите тему урока. Назовите цели урока.
Работа по теме.
"Эта буква не простая
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит." (й)
- Произнесите звук [й'], как проходит воздух? Как произносится? Слышится голос?
Вывод: звук [й'] согласный, звонкий, мягкий.
- На что похожа буква й? (показ картинок)
- Напечатайте в тетрадях буквы Й й. Почему две буквы? Зачем нужны?
Физкультминутка под музыку.
- Отгадайте загадки:
"Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?..(Зайчишка)
Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравей)
На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый: (Чайник)"
Дети отгадывают загадки и составляют схемы слов.
- Давайте поиграем в игру. Если услышите в словах звук [й'], то хлопните в ладоши: трамвай, автобус, троллейбус, лиса, лайка, чайка, змей, соловей и т.д.
- Чему учились?
- Откройте учебник страница 34. Рассмотрите.
- Где изображено Й? Назовите слова, в которых есть звук [й'].
- Допишите букву.
- Как правильно нужно прочитать предложения? Почему?
- Подчеркните й в словах. Найдите "лишнюю" букву. Докажите.
- Что общего у оставшихся букв? Какие звуки они обозначают?
Чтение столбиков слов.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?
- Назовите предметы. На какие вопросы отвечают эти слова? Составьте предложение с одним из слов.
- Какое слово "лишнее"? Почему? Раскрасьте рисунок.
- Найдите стрелочки и напишите нужные буквы.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Скажите, чему каждый из вас научился на уроке?
- Что понравилось на уроке? Оцените свою работу.
- Что было трудно?