Урок обучения грамоте "Звук [й'], буквы Й, й. Чтение слов. Звуко-буквенный анализ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

создать условия для:

  • знакомства со звуком [й'], с условным обозначением звонкого мягкого звука [й'], знакомства с буквами Й й;
  • формирования умения слышать в словах звук [й'], производить звуковой и звуко - буквенный разбор;
  • чтения слов, предложений,
  • развития фонематического слуха и культуры звукопроизношения, памяти, мышления, внимания;
  • воспитания культуры учебного труда.

Оборудование: картинки, магнитофон, шаблоны для составления схем слов, карточки с буквами.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение.

- Ребята, какие буквы мы изучили? (а, у, о, э, ы, и, л, м, н, р)

- На какие группы мы можем разделить эти буквы?

- Назовите гласные буквы. Какие звуки они обозначают?

- Назовите согласные буквы. Какие звуки обозначает буква р?

- Прочитайте слоги:

ре ру ры
ки ра ка
ку ло де

- Составьте слова. (река, рука, дело и т.д.)

- Ребята, что повторили?

Постановка темы и целей.

- "К нам в гости пришли "гномики" и попросили написать их имена. Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем:

Ой!

- Другого вспоминаем, когда улыбаемся и кричим:

Ай!

- Третьего, когда сердимся и кричим:

Уй!

- А четвёртого, когда кого-то окликаем:

Эй!"

- Прочитаем. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (имена)

- Какой знак препинания стоит в конце? (!) Зачем?

- Прочитаем.

- Посмотрите и скажите, какая буква одинаковая в этих словах? (й)

- Мы её изучали? (нет)

- Назовите тему урока. Назовите цели урока.

Работа по теме.

"Эта буква не простая
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит." (й)

- Произнесите звук [й'], как проходит воздух? Как произносится? Слышится голос?

Вывод: звук [й'] согласный, звонкий, мягкий.

- На что похожа буква й? (показ картинок)

- Напечатайте в тетрадях буквы Й й. Почему две буквы? Зачем нужны?

Физкультминутка под музыку.

- Отгадайте загадки:

"Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?..(Зайчишка)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравей)

На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый: (Чайник)"

Дети отгадывают загадки и составляют схемы слов.

- Давайте поиграем в игру. Если услышите в словах звук [й'], то хлопните в ладоши: трамвай, автобус, троллейбус, лиса, лайка, чайка, змей, соловей и т.д.

- Чему учились?

- Откройте учебник страница 34. Рассмотрите.

- Где изображено Й? Назовите слова, в которых есть звук [й'].

- Допишите букву.

- Как правильно нужно прочитать предложения? Почему?

- Подчеркните й в словах. Найдите "лишнюю" букву. Докажите.

- Что общего у оставшихся букв? Какие звуки они обозначают?

Чтение столбиков слов.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?

- Назовите предметы. На какие вопросы отвечают эти слова? Составьте предложение с одним из слов.

- Какое слово "лишнее"? Почему? Раскрасьте рисунок.

- Найдите стрелочки и напишите нужные буквы.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Скажите, чему каждый из вас научился на уроке?

- Что понравилось на уроке? Оцените свою работу.

- Что было трудно?