Экскурсия – одна из важнейших форм организации обучения географии

Разделы: География


Прикоснись к географии через путешествие. Путешествие как одна из форм познания мира. Этот тезис реализуем в рамках школы.

Существуют внеурочные формы обучения предмету география. Эти формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения предмета приобретают наблюдения и практические работы, будь то на местности, пришкольном участке, экологической тропе или на территории прилегающих к школе парков.

Безусловно, экскурсия – одна из важнейших форм организации обучения географии. Для обучающихся пятых классов изучивших природоведение, разработана экскурсия как приобщение к науке через личный опыт. В рамках обучения в дальнейшем в шестом классе данного предмета с целью преемственности, мотивации к изучению, проводится экскурсия в кабинет география для пятиклассников.

Тема экскурсии: “Горные породы и минералы”.

Цели экскурсии: осознание и осмысление учебного материала; развитие исследовательских и практических навыков; преемственность между природоведением и географией; предоставление каждому обучающемуся возможности для самореализации, самовыражения его личности с учётом состояния его здоровья, индивидуальных особенностей и возможностей.

Задачи:

  1. Развить навыки выполнения несложных наблюдений и практических работ, фиксирование их результатов в рабочих тетрадях;
  2. Способствовать осознанию материала о разнообразии происхождения и свойствах горных пород Земли; 3. Создать условия для развития у обучающихся логического мышления, исследовательских и практических навыков, применяя экскурсионную форму обучения в рамках здоровье сберегающих технологий; 4. Воспитать умение работать в коллективе, уважительно относится к товарищам.

Оборудование: учебник по географии для шестого класса, рабочая тетрадь; набор горных пород и минералов (раздаточный материал), энциклопедии, дополнительные учебники, карта полезных ископаемых России.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Музыкальное сопровождение.

2. Изучение нового материала. Экскурсия в мир горных пород. Слово учителя.

Гуляя в лесу, на лугу, работая в поле, прогуливаясь по пляжу, люди часто обращают внимание на разноцветные камни и камешки. Мир минералов открывается нам через любимые книги (“Гранатовый браслет”, “Малахитовая шкатулка”, “Лунный камень” и т.д.). Мы видим камни в обрамлении золота и серебра в ювелирных изделиях, и трудно поверить, что такие восхитительные предметы имеют земное происхождение.

Интересно, что классификация минералов существовала до нашей эры. Авиценна (около 980 – 1037) разделил минералы по их свойствам на камни, земли, металлы, горючие ископаемые и соли (растворимые вещества). В народе ходили легенды о камнях как о живых организмах: минералы рождаются, живут и умирают. О них говорили: “Камни не только живут – они страдают от болезней, впадают в старость и умирают”.

По происхождению камни очень разные. Например, обсидиан – вулканическое стекло. Эта горная порода образуется при быстром застывании лавы. Обычно обсидиан чёрного цвета.

Оливин, или хризолит, имеет зелёный цвет разного оттенка. Этот прозрачный или полупрозрачный камень тоже вулканического происхождения.

Малахит, всем известный ювелирно поделочный камень, содержащий в себе до 57% меди, имеет осадочное происхождение и образуется там, где руды выходят на земную поверхность.

Золото. Блеск этого самородного вещества – минерала-металла – привлекал к себе людей. Блеск его сравнивали с солнечным светом. В природе золото встречается рядом с кварцем. Кварцевые жилы, разрушаясь, исчезают освобождённые от них крупинки металла остаются и накапливаются. Из размытых рудных жил золото, не вступая в химические реакции, выносится водой и накапливается в речных отложениях.

Один из самых мягких минералов – графит, который формируется в угольных пластах под воздействием высоких температур, поэтому минерал, как и уголь, обладает чёрным с сероватым отливом цветом.

На протяжении многих веков люди широко использовали минералы для лечения самых разнообразных болезней. Например, изумруд, как считалось, укрепляет глаза, оберегает от недугов, приводит человека в хорошее расположение духа. Современные учёные доказали, что зелёный цвет изумруда успокаивает нервную систему и благотворно действует на зрение.

В ваших тетрадях давайте запишем определение:

Горные породы – это породы, слагающие земную кору. А классификацию горных пород запишем в виде схемы:

3.

Обучающиеся делятся на шесть команд для изучения коллекций горных пород и минералов (осадочные, магматические, метаморфические). Каждой группе даётся задание: а) рассмотреть коллекцию горных пород и минералов и зарисовать тот минерал, который относится к названию их команды; б) кратко описать его из дополнительной литературы, дополнительных источников.

4. Просмотр десятиминутного учебного фильма: “Мир минералов и горных пород”.

После просмотра – круглый стол. Обсуждение с командами данной темы. Дискуссия.

5. Результат экскурсии.

Зарисовка минералов и горных пород, их характеристика. Создание командами коллажа на заданную тему. Создание командами презентаций.

Таким образом, рассмотренное выше внеурочное мероприятие в рамках школы, даёт возможность учителю привлечь обучающихся к изучению географии, уже на раннем этапе обеспечивает интерес к предмету, повышая внутреннюю и внешнюю мотивацию учеников, предусматривая опережающее развитие.

Подобные занятия можно объединять в факультативный курс. Формы контроля могут быть разные – от проектных работ до игр и викторин.

Познавая мир, по средствам экскурсионной деятельности, обучающиеся расширяют свой кругозор, внедряются в информационные потоки данной дисциплины и стимулируют интеллектуальные возможности.

Путешествие – это интересно и полезно!