Урок по курсу "Новейшая история" по теме "Вторая мировая война: союзники"

Разделы: История и обществознание


Целевая установка урока.

  1. Закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941-1943 годах.
  2. Продолжить знакомство учащихся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах “большой тройки” и их историческом значении.
  3. Подвести учащихся к пониманию того, что сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции показало, что, несмотря на все различие в подходах и позициях, взаимодействие возможно и необходимо и только так можно остановить страшную угрозу миру, которую представлял фашизм.
  4. Продолжить работу по закреплению понятийного аппарата (словарных понятий).
  5. Продолжить работу над закреплением хронологии Второй мировой войны.
  6. Продолжить работу над формированием умений и навыков учащихся: развернутого ответа на вопрос и умения задавать вопрос; работать с первоисточником с целью его анализа; рецензирования ответа одноклассника; логического мышления.
  7. Работа над спецификой урока (слухом, монологической речью учащихся; произносительными навыками, ударением).
  8. Воспитывать у учащихся интерес к отечественной и всемирной истории.

Оборудование урока.

  1. Учебная карта “Вторая мировая война”.
  2. Учебные атласы по истории.
  3. Таблица “Первая и Вторая мировые войны” (сравнительная).
  4. Таблица “Дипломатия Второй мировой войны”.
  5. Карточки с заданием.
  6. Портреты политических деятелей – участников “большой тройки”.
  7. Раздаточный текстовый материал “Из Атлантической хартии”, “Толстой Н. “Жертвы Ялты”.

Использованная литература.

  1. Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы. – М., Дрофа, 2002.
  2. Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М., “ЛИСТ”, 2004.
  3. Загладин Н.В., Загладина Х.Т.Новейшая история зарубежных стран. XX в. –М., “Русское слово”, 2001.

1. Оргмомент (приветствие, проверка слуховых аппаратов и ЗУА).

2. Фонетическая зарядка (работа над произношением и ударением).

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы постараемся правильно произносить в словах, словосочетаниях и предложениях звуки ц - ст

Послушайте, как это получается у меня.

Учитель привлекает внимание учащихся к аппликации.

Произносите правильно

  • Коалиция;
  • антигитлеровская коалиция;
  • конференция;
  • международная конференция;
  • в дни наступления немцев на Москву в советской столице состоялась трехсторонняя конференция на уровне министров иностранных дел Советского Союза, США и Франции;
  • инициатива;
  • стратегическая инициатива;
  • в лета 1942 года стратегическая инициатива стала переходить к странам – участницам антигитлеровской коалиции.

Учитель: Правильно произносите записанные на доске слова, словосочетания и предложения.

Учащиеся выполняют данное задание.

3. Закрепление раннее изученного материала (проверка домашнего задания).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с историей Второй мировой войны.

Далее идет фронтальный опрос учащихся класса.

Учитель раздает карточки для проверки материала прошлых уроков.

Карточка 1

Задание 1. Закрепление понятий (словарная работа).

Выберите правильный ответ.

1. Насильственное занятие чужой территории:

а) агрессия б) нападение в) оккупация

2. Объединение, союз государств для достижения общей цели:

а) конвенция б) эволюция в) коалиция

3. Преданность, любовь к своему Отечеству:

а) национализм б) патриотизм в) реваншизм

4. Вывоз людей, учреждений, предприятий, техники из опасных мест (во время военных действий, стихийных бедствий и т.д.):

а) репарация б) эвакуация в) демонстрация

Учитель: История Второй мировой войны - целая цепь хронологических событий.

Внимательно послушаете выводы прошлых уроков. Они помогут вам в закреплении хронологии.

  1. Нападение Германии на Польшу знаменовало собой начало II мировой войны.
  2. Начало Великой Отечественной войны связано с нападением фашистской Германии на СССР. Контрнаступление советских войск под Москвой – было первой крупной наступательной операцией советского командования.
  3. Вступление в войну США завершило формирование Антигитлеровской коалиции.
  4. В 1942-1943 гг. В ходе войны произошел коренной перелом.

Учитель раздает карточки для проверки материала прошлых уроков (индивидуальный опрос).

Карточка 2

Задание. Приведите в соответствие события и даты (закрепление хронологии).

События Дата
1. Начало Второй мировой войны А. 7 декабря 1941 г.
2. Московская (наступательная) операция Б. 5 декабря 1941 - 20 апреля 1942 г.
3. Сталинградская битва В. 1 сентября 1939 г.

(1 – B; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А)

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с деятельностью антигитлеровской коалиции.

После нападения Германии на СССР правительственные круги Великобритании и США незамедлительно высказались в его поддержку. Уже 12 июля было подписано совместное - английское соглашение о сотрудничестве в войне против Германии.

14 августа 1941 года была подписана Атлантическая хартия.

Учитель: Обратимся к отрывку из этого документа и выполним задание.

Работа с первоисточником.

Задание. Прочитайте документ. Не забывайте о контрольных звуках.

Вставьте подходящие по смысл слова. Ответьте на вопросы.

Из Атлантической хартии (одобрена участниками межсоюзнической конференции (включая СССР) в Лондоне 24 сентября 1941 года).

Президент США ________ и премьер-министр Великобритании ________ после совместных обсуждений сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики этих стран.

США и Великобритания не стремятся к ________ приобретениям.

Они уважают право всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить.

После окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить на безопасной территории…

Учитель: Нападение Германии на СССР положило начало формированию антигитлеровской коалиции. Сама Германия тоже имела страны-союзницы.

Учитель обращает внимание учащихся на задание на доске. (Индивидуальный опрос)

Задание.

Из приведенного списка выделите страны-союзницы гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

1) Болгария  5) Словакия     9) Дания

2) Италия     6) Греция           10) Турция

3) Китай      7) Румыния         11) Финляндия

4) Япония    8) Венгрия           12) Испания

Учитель: Переход с лета 1942 года стратегической инициативы к союзникам потребовали более тесных контактов между руководителями ведущих стан антигитлеровской коалиции.

Осенью 1943 года в Тегеране состоялась первая конференция “большой тройки”.

Что вам известно об этом?

Ученик: (Раскрывает материал о Тегеранской конференции и ее решениях).

4. Изучение нового материала.

Учитель: Одним из важных итогов встречи “Большой тройки” в Тегеране стало принятие решения об открытии “второго фронта” в Нормандии в середине 1944 года. (Показ этой области Франции на карте).

Обратимся к учебному материалу.

Работа с учебником (с. 123).

Учитель: Сейчас мы с вами выполним задание, которое поможет нам установить название стратегического плана открытия в Северной Франции союзниками Второго фронта против Германии.

Учитель раздает карточки для выполнения данного задания. (Фронтальный опрос)

Задание. Приведите таблицу в соответствие.

Стратегические планы в период Второй мировой войны

Название плана Содержание плана
1. “Морской лев” 1-2 1. План Германии по захвату Москвы
2. “Барбаросса” 2-3 2. План Германии по захвату Британских островов
3. “Тайфун” 3-1 3. План Германии по захвату СССР
4. “Эдельвейс” 4-5 4. План союзников по высадке в Нормандии
5. “Оверлорд” 5-4 5. План Германии по захвату Кавказа.

Карточка 3

Учитель: Вопрос о новой встрече “большой тройки” стал обсуждаться с осени 1944 года. Это было обусловлено победами союзников и приближавшимся завершением войны. Все более актуальными становились вопросы послевоенного сотрудничества. Местом конференции были избрана Ялта.

Послушаем материал, который подготовил…

Сообщение ученика о Ялтинской конференции.

Учитель предлагает ознакомиться с дополнительным материалом по теме.

В 1978 году в Париже вышла книга Н. Толстого “Жертвы Ялты”.

Она повествовала о малоизвестных страницах истории Ялтинской конференции – о судьбах миллионов советских людей, попавших в фашистский плен и угнанных на работы в Германию, а также о тех русских, которые составляли “первую волну” эмиграции.

Сталин потребовал от союзников, чтобы они оказали содействие в выдаче советским властям всех тех, кто окажется в западных зонах оккупации.

Эти люди рассматривались по советским законам как изменники родины, предатели.

Сталин даже отказался от услуг Международного Красного Креста, который действовал в фашистских концлагерях. По данным Толстого, согласно договоренности в Ялте, союзники депортировали около 2 млн. человек, многие из них впоследствии погибли в ГУЛАГе.

Под Мюнхеном, где был один из крупнейших лагерей для перемещенных лиц, установлен специальный мемориальный камень в память о “жертвах Ялты”.

Учитель (подводит итог изучения нового материала): Сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции показало, что, несмотря на все различие в подходах и позициях, взаимодействие возможно и необходимо и только так можно остановить страшную угрозу миру, которую представлял фашизм.

5. Подведение итогов урока. Комментирование оценок учащихся.