Урок по теме "Описательная статистика". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Обучающий аспект:

а) развитие специальных умений и навыков:

- развивать умение вычислять среднее значение и медиану числового набора;

- развивать умение упорядочивать набор чисел, оценивать наибольшее и наименьшее значения, вычислять размах;

- развивать умение вычислять отклонение и дисперсию;

- развивать умение находить моду.

б) развитие общеучебных умений и навыков:

- развитие учебно-организационных умений (умение планировать самостоятельную работу) на всех этапах урока; (умение организовать самостоятельную работу при работе в парах на этапе актуализации знаний); (умение осуществлять контроль на всех этапах урока);

- развивать учебно-информационные умения (умение внимательно воспринимать информацию, выделять главное, существенное) на всех этапах урока;

в) формирование научного мировоззрения – формирование представления о теме “Описательная статистика”, как об основополагающей теме курса статистики.

Развивающий аспект:

а) развитие речи:

- работа над словом: развивать понятийный аппарат (среднее значение, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, отклонение от среднего, дисперсия) на этапе актуализации знаний и подготовке к активной учебно-познавательной деятельности;

- работа над словосочетанием и предложением на всех этапах урока;

- работа над связной речью при работе в парах на этапе подготовки учащихся к активной УПД;

б) развитие логического мышления:

- развивать понятийные формы мышления при работе со статистическими понятиями на всех этапах урока;

- развивать логическое мышление (умение анализировать, обобщать, выделять главное, исследовать) на всех этапах урока;

Воспитывающий аспект:

а) отношение к другим людям:

- учить быть доброжелательными, сопереживать людям при работе в парах на этапе подготовки к активной УПД;

б) отношение к себе:

- учить быть дисциплинированными, аккуратными, самостоятельными при организации труда на всех этапах урока;

в) отношение к коллективу:

- учить сопереживать неудачам и радоваться успехам;

г) отношение к труду:

- учить быть трудолюбивыми, собранными, усердными на всех этапах урока.

Цель урока.

1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме.

2. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности.

3. Побудить учащихся к активной работе на уроке и дома при выполнении домашнего задания.

Ученик должен знать.

1. Определение среднего значения, медианы, моды.

2. Что такое наибольшее и наименьшее значения и размах.

3. Что такое отклонение от среднего.

4. Определение дисперсии.

Ученик должен уметь.

1. Вычислять среднее значение и медиану.

2. Находить моду набора.

3. Находить размах.

4. Находить отклонение.

5. Вычислять дисперсию.

Учебный модуль

Содержание учебного материала

Рекомендации для учителя

Организация начала занятия Цель: подготовиться к успешному выполнению задания на уроке. Проверить наличие учебника, тетради, письменных и чертежных принадлежностей, калькулятора
Проверка домашнего задания.

Подготовка учащихся к АПД

Цель: повторить основные характеристики числового набора.

Задание:

1. У каждого числового набора есть своего рода “паспортные данные, которые весьма существенны. Назовите их.

2. Сформулируйте определение: среднего значения, медианы, моды, размаха, отклонения, дисперсии.

3. Как найти каждую из перечисленных характеристик?

1. Учащиеся в тетрадях записывают характеристики. (1-2 мин. Один ученик на переносной доске.

Проверка. (Обмен тетрадей в парах).

2-3. Работа в парах -  поочередно отвечают на вопросы. (3 мин.)

Отметки-баллы:

“5” - перечислены все характеристики и верно ответили на не менее трех вопросов 2-го задания и не менее трех вопросов 3-го;

“4” - не менее пяти характеристик и не менее пяти правильных ответов на вопросы 2 и 3;

“3” - не менее трех характеристик и не менее 4-х правильных ответов на вопросы 2-3;

“2” - частичные ответы;

“0” - нет ответа

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний. Цель: уметь на практике находить характеристики числового набора.

Задание.

1. В таблице показано число деталей, изготовленных за смену рабочими одной бригады:

Фамилия Число деталей Фамилия Число деталей
1

2

3

4

5

6

Иванов

Лазарев

Ильин

Бережной

Егоров

Петров

38

42

36

45

48

45

7

8

9

10

11

Семенов

Лукин

Андреев

Попов

Сурков

45

42

40

47

39

Для представленного в таблице набора чисел найдите среднее значение, размах и моду. Каков смысл каждого из этих показаний?

2. В магазине представлены калькуляторы по следующим ценам:

Тип

A

B

C

D

E

F

G

H

Цена 119,95 149,95 169,95 149,95 219,95 149,95 129,95 169,95

а) Какова самая распространенная цена на калькуляторы в этом магазине? (Найдите моду этого набора)

б) Сколько должен стоить “средний” калькулятор? (Найдите медиану этого набора)

3. В таблице представлены среднемесячные температуры за первые шесть месяцев года в Волшебной стране.

Месяцы Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Температура -9 -7 -3 5 11 15

Вычислите дисперсию температуры за эти полгода. Результат округлите до десятых.

4. В наборе чисел 3, 8, 15, 30, __, 24 пропущено одно число. Найдите его, если:

а) среднее значение набора равно 18;

б) размах набора равен 40;

в) мода набора равна 24.

Самопроверка по эталону.

Отметки-баллы:

1 задача – 5 мин.

“5” - решено верно;

“4” - не ответили на 2-й вопрос задачи;

“3” - найдены только две характеристики;

“2” - начато решение;

“0” - нет решения.

2-я задача - 3 мин.

“5” - верно решено;

“3” - верно один вопрос;

“2” - неверно решено;

“0” - нет решения.

3-я задача - 5 мин.

“5” - верно решено;

“4” - не подсчитана дисперсия, но записи для подсчета имеются;

“3” - решено верно,но есть вычислительная ошибка;

“2” - приступил, но не решил;

“0” - не приступил.

4-я задача – 5 мин.

“5” - решено верно;

“4” - ошибка в одном из ответов;

“3” - ответ только на один вопрос;

“2” - нет ответа;

“0” - не приступил.

Итог урока Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Оценить результаты своей работы.

1. Вернись к началу урока и посмотри, достиг ли ты поставленной цели;

2. Вычисли по таблице средний балл и медиану своих отметок.

Теория Задача №1 Задача №2 Задача №3 Задача №4 Средний балл Медиана
             

Поставь себе отметку за работу на уроке.

3. Вопрос. Для чего используется каждая из характеристик?

Среднее значение используется в статистике для того, чтобы наиболее точно описать различные жизненные ситуации. Например, среднюю урожайность зерновых, какова среднесуточная температура воздуха, какова средняя затрата времени на приготовление домашнего задания по алгебре в течение недели и пр.

Иногда среднее значение не дает полной информации о наборе чисел. Приходится прибегать к другим характеристикам.

Размах набора находят, когда хотят определить, как велик разброс данных в наборе.

Моду набора данных находят, когда хотят выявить некоторый типичный показатель.

Медиана иногда лучше отражает реальную ситуацию (пример с городами-миллионерами России).

Такие показатели, как среднее значение, медиана, мода, размах, дисперсия по-разному характеризуют данные, полученные в результате наблюдений. Поэтому на практике при анализе данных в зависимости от конкретной ситуации используют какой-либо из этих показателей, либо два из них, либо даже три.

 
Задание на дом, инструктаж по его выполнению. Цель: систематизировать знания учащихся по “паспортным данным” набора чисел; уметь составлять числовой набор; повторить столбиковые диаграммы.

Задание. (Выбрать одно по своему усмотрению).

1. Составить таблицу расхода электроэнергии в своей семье за 2010 г.

Вычислить среднее значение, медиану, моду, размах, дисперсию расхода электроэнергии в семье. Построить столбиковую диаграмму.

2. Определить группу учеников (не менее 12 человек):

а) сколько примерно часов в день они тратят на приготовление домашних заданий;

б) сколько примерно часов в день они проводят у компьютера;

в) придумать самим вопрос, какой можно задать и проанализировать результат.

Вычислить среднее значение, медиану, моду, размах, дисперсию выбранного опроса. Построить столбиковую диаграмму.

 

Методы, которые были использованы на уроке:

- метод самостоятельной работы – на протяжении всего урока;

- репродуктивно-информационный – при подготовке к активной познавательной деятельности;

- словесный (в парах), наглядный (эталон);

- исследовательский – на протяжении всего урока;

- научный.

Формы: парная, индивидуальная.

Выбранные методы и формы обучения способствовали достижению цели урока. Все учащиеся были включены в активную познавательную деятельность. На протяжении всего урока каждый ученик работал в темпе, соответствующий его развитию.

Задания различались по степени выполнения: с дозированной помощью учителя, самостоятельно, что способствовало развитию самостоятельности.

Эталон для самопроверки

Задача 1

Х=(36,38,39,40,42,42,45,45,45,47,48).

(36+38+39+40+42+45+45+45+47+48):11=42,5 – среднее значение;

48-36=12 – размах;

45 - мода.

Задача 2

Х=(119,95; 129,95; 149,95; 149,95; 169,95; 169,95; 219.95)

(149,95+149,95):2=149,95 – медиана;

149,95 – мода.

Задача 3

Х=(-9; -7; -3; 5; 11; 15)

(-9-7-3+5+11+15):6=2 – среднее значение

Х Отклонение Квадрат отклонения
-9 -11 121
-7 -9 81
-3 -5 25
5 3 9
11 9 81
15 13 169

(121+81+25+9+81+169):6=81 – дисперсия

Задача 4

а) Х=(3,8,15,30,--,24)

(3+8+15+30+х+24):6=18, (80+х):6=18, 80+х=108, х=28.

б) Если х - наибольшее значение, то: х-3=40, х=43.

Если х – наименьшее значение, то: 30-х=40, х=-10.

Ответ: 43 или -10.

в) 24.