Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Сегодня мы живём в то время, когда люди получили возможность приходить в Церковь, просить помощи Божией в своих делах, в свою очередь, Церковь – помогать людям. Церковь пытается восстановить то, что было разрушено во времена бездуховности, неверия: монастыри, храмы и, конечно, души людей. Сегодня, в век развития информационных технологий, компьютерные, телевизионные программы, фильмы, шоу-бизнес нередко пропагандируют нравственное растление, что влечёт за собой неблагоприятные последствия для будущих поколений. Много лет наше государство пытается сформулировать национальную идею. Наверное, её стоит поискать в многовековом православии Руси.
На сегодняшний день православная Церковь является единственной хранительницей традиций человеческого общежития. Церковь – «невидимый лазарет» для человеческих душ. Мало того, русское православие – это целый пласт истории Руси, с которым необходимо знакомиться, иметь представление об этом. И чем раньше начинается знакомство, тем лучше. Поэтому вступить на дорогу к Храму лучше ещё в дошкольном возрасте. Мы не навязываем веру ребёнку, наша цель – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка – питании его души. На ценностях православной культуры у детей следует формировать отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.
Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. У нас в православных развлечениях принимают участие дети других вероисповеданий. Предварительно проводится беседа с родителями и выслушивается их точка зрения. Не было ещё ни одного случая, чтобы родители были против. Ведь мы живём в многонациональной стране, а знакомство с другими религиями воспитывает толерантность.
Сценарии православных развлечений, представленные в этом сборнике, дают детям знания о Православной Церкви и Православном Храме. Способствуют активному освоению и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством. Материалы сборника рассчитаны на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Сборник «Православный благовест» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Первая половина музыкального праздника всегда раскрывает библейскую историю со слов ведущей, театрализации взрослых персонажей или детей, вторая половина знакомит с тем, как этот праздник отмечался русским народом, какие были обычаи, обряды, игры. Весь материал практический, используется педагогами в своей работе. Он поможет воспитателям, музыкальным руководителям детских садов организовать работу по нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, познакомить ребят с основными праздниками церковного календаря: Покров, Рождество, Сретение Господне, Пасха, Благовещение; узнать библейскую историю происхождения того или иного праздника, приобщиться к великой истории Христианства и Руси через художественное слово, церковные песнопения, произведения живописи.