Методическая цель: использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы урока (контролирующая программа в конце урока).
Цель урока: раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия
Задачи.
Образовательные: усвоить сущность и цели проведения сплошной коллективизации; проследить ее ход, результаты и последствия.
Воспитательные: попытаться понять, прочувствовать трагизм “раскрестьянивания”, научиться сопереживать, проявлять уважительное отношение к человеку труда, способствовать формированию нравственных и демократических ценностей, гуманизма.
Развивающие: способствовать умению анализа, умению сопоставлять, определять причинно-следственные связи; делать логические выводы, выработке собственной позиции “за” и “против”.
Вид урока: интегрированный (история + литература).
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: сплошная коллективизация, раскулачивание, политика ликвидации кулачества как класса, “двадцатипятитысячники”, “великий перелом”.
Основные даты
декабрь 1927 г. | - XV съезд ВКП (б) |
1927–1928 годы | - кризис хлебозаготовок |
ноябрь 1929 год | - сообщение Сталина о “коренном переломе” в колхозном движении |
январь 1930 год | - переход к политике “ликвидации кулачества как класса” |
1930 год | - статья Сталина “Головокружение от успехов” |
1932-1933 годы | - голод в зерновых районах |
1937 год | - завершение коллективизации |
Исторические документы по коллективизации:
1. Статья Сталина “Год великого перелома” 7 ноября 1927 г.
2. О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. Постановление ЦК ВКП(б) от 1-го января 1930 г.
3. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.
4. И.Сталин “Головокружение от успехов”. “Правда”, 1930 г. 2 марта.
5. Об исправлении партлинии в колхозном движении. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г.
Ход урока
“Либо назад к капитализму,
Либо вперед к социализму”.
/И.Сталин/
“…И безвинно корчилась Русь…”
/А.Ахматова/
I. Организационный момент: приветствие учащихся.
II. Изучение новой темы: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.
Урок начинается с выступления учащегося в роли “делегата XV съезда ВКП(б)” как введение в тему: “А зачем в колхоз?” (Приложение 1)
III. Вступительное слово преподавателя:
Такими словами, а может иначе могли выступать реальные и действительные делегаты XV съезда коммунистической партии 1927 года перед своими земляками на заседаниях партячеек, первичных партийных собраниях, собраниях односельчан…
Внимательно, ловя каждое слово, порой настороженно, и возможно враждебно, слушали крестьяне выступающего. Из многовекового опыта угнетения крестьяне недоверчиво относились к крупному хозяйству, о преимуществах которого так увлеченно говорил оратор, ибо крупное хозяйство ассоциировалось у крестьян с невозможностью трудиться на себя, а с обязанностью работать на других… А может они были правы?
Запишем тему нашего урока: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.
Вопросы:
- каковы были причины перехода к политике коллективизации?
- каковы причины экономического кризиса в стране?
- как нам известно, еще до перехода к сплошной коллективизации стали появляться первые коллективные хозяйства – когда и в каких формах они существовали?
- какова была степень обобществления в этих хозяйствах?
- дать определение коллективизации (запись в тетрадь),
- каковы причины (предпосылки) проведения коллективизации (запись в тетрадь),
- цели проведения коллективизации (запись в тетрадь).
Преподаватель:
Как отнеслись к политике коллективизации различные слои села об этом красноречиво говорят
герои романа М.Шолохова в романе “Поднятая целина”.
1. Выступления учащихся по страницам романа М.Шолохова “Поднятая целина”
Вопросы:
- какие сельские слои поддержали, а какие не “одобрили” новую экономическую политику советской власти?
- почему?
2. Преподаватель:
7 ноября 1929 года в газете “Правда” появляется статья И.Сталина “Год великого перелома”, в которой говорилось, что удалось основные массы бедняков и середняков повернуть к социалистическому пути в целом ряде районов… И как общий вывод – решающая победа на самом трудном фронте социалистического строительства уже одержана: что “крестьяне пошли в колхозы целыми деревнями, волостями, районами”. В реальности в 1929 году произошло 1,3 тысяч крестьянских выступлений, 3 тысячи террористических актов.
Вопросы:
- о каком переломе идет речь?
- какую цель преследовала статья Сталина “Год великого перелома”?
3. Преподаватель:
В том же году Сталин провозглашает лозунг “ликвидации кулачества как класса” на базе сплошной коллективизации. На вопрос можно принимать кулака в колхоз ответ был: “Конечно же, нет. Он является заклятым врагом колхозного движения”.
Вопросы:
- почему воспринимали кулака как заклятого врага?
- какая взаимосвязь между созданием колхозов и раскулачиванием? (Приложение 3)
4. “Раскулачивание” - сообщение учащегося.
5. Игровой эпизод по роману М.Шолохова “Поднятая целина”. (Приложение 4)
Вопросы:
- кто подпадал под категорию кулака?
- какие меры принимались в отношении кулачества?
- почему до сегодняшнего дня нет точной статистики раскулаченных?
6. Преподаватель:
Отсутствие законодательной базы для проведения коллективизации привело к административному произволу на местах. Поступали сигналы о бешеных темпах коллективизации, о нарушениях принципа добровольности, сводки о массовых выходах из колхозов, о массовом убое скота…
И вновь в газете “Правда” 2 марта 1930 года новая статья Сталина “Головокружение от успехов”, в которой вся вина за “перегибы” в колхозном строительстве возложена на местное руководство, у которых от “успехов закружилась голова”и “нельзя насаждать колхозы силой” – ряд руководителей были освобождены от должностей. Проверка списков раскулаченных показала - 10% раскулачены ошибочно, было возвращено имущество или стоимость имущества. Но шаг назад был сделан для того, чтобы совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1931 г. колхозы объединяли уже 60% крестьянских хозяйств, в 1934 г. – 75%;.
Вопрос:
- о чем была статья Сталина “Головокружение от успехов”?
7. Чтение отрывка из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”. (Приложение 5)
Вопрос:
- какова была реакция крестьян на статью?
8. Преподаватель:
В 1931-1932 гг. процесс коллективизации принял катастрофический характер: снижение сборов зерна в 1933 году до 68,4 млн т против 83,5 в 1930 году, поголовье коров, лошадей сократилось в 2 раза, овец в 3 раза. Одним из последствий сплошной коллективизации стал страшный голод в зерновых районах 1932-1933 гг. с гибелью большого числа людей (5-10 миллионов человек).
9. Сообщение учащегося “Голод 1932-1933 гг.”.
10. Преподаватель:
- каковы же результаты коллективизации? (Запись в тетрадь)
- постройте график коллективизации, выясните, чем объясняется неравномерность хода коллективизации: вначале подъем, затем резкий спад, потом – снова подъем и завершение коллективизации.
10. Выступление условного “делегата XV съезда”. (Приложение 6)
Вопросы:
- успех ли это? Что же такое колхоз? Кто его хозяин?
- была ли объективно необходима коллективизация?
- оправданы ли жертвы?
- ваша позиция “за” и “против”?
- возможна ли однозначная оценка политики коллективизации?
11. Заключительное слово преподавателя:
Таким образом, к 1937 году коллективизация была благополучно завершена. Это была для власти и для Сталина великая победа. Жесткая централизация, директивная плановость, уравнительность в распределении стали важнейшими условиями обеспечения форсированной перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность. При этом колхозы превратились в общину, прикрепленную к государственной земле, обрабатываемую государственными орудиями труда и пользующуюся лишь малой частью производимой продукции. Были сломлены основы жизни более 130 миллионов крестьянских семей, крестьяне перестали быть хозяева земли, лишены самостоятельности, инициативности, уверенности в завтрашнем дне, потерявшими интерес к своему труду, земле, превратились в наемных государственных работников. Коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу: ликвидировать зависимость государства от частнособственнических крестьянских хозяйств. “Либо назад к капитализму, либо вперед к социализму”. Выбор был сделан. И этот путь был пройден с “великим триумфом”. Был окончательно сломан характер экономики государства, был изменен характер самого государства.
IV. Составление синквейна.
Коллективизация.
Насильственная. Сплошная.
Раскулачивает. Ломает. “Раскрестьянивает”.
Сплошная коллективизация – “революция сверху”.
Трагедия крестьянина-труженика.
V. Выполнение тестовых заданий: (Приложение Microsoft PowerPoint).
VI. Рефлексия учащихся: как успешно я усвоил(а) тему (самооценка).
VII. Домашнее задание: Какие последствия имела коллективизация для современного состояния сельского хозяйства? (Исследовательская работа)
Использованная литература
- А.А. Левандовский “Россия в ХХ веке”. М, Просвещение.(11кл.)
- М.А. Шолохов “Поднятая целина”, А.Т. Твардовский “По праву памяти”.
- Т.А.Корнева Поурочные планы по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова
- “История России ХХ-ХХI века” (Волгоград).