Урок по теме "Скорость. Единицы скорости"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с новой величиной “скорость”, с новым видом задач на движение.

Задачи: совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, воспитывать трудолюбие.

Устный счет:

1. Учитель: Установите закономерность и продолжите ряд чисел вправо и влево, если это возможно:

Слайд №1

6 12 18 … (6 12 18 24 30 …)

6 12 24 … (6 12 24 48 96 …)

… 5 6 9 10 … (1 2 5 6 9 10 13 14 …)

… 21 17 13 … (…29 25 21 17 13 9 5 1)

2. Среди данных чисел на каждой строке назовите числа, сумма которых делится на 9:

8 10 11 12

10 14 22 30

20 34 40 50

11 31 50 70

3. Между цифрами 12345 поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получилось 1:

(1+23):4-5=1

4. Разгадайте ребус:

Кар3дж, с3жка, ак3са, смор1а, по2л, и100рия, “Те3с”.

/Картридж, стрижка, актриса, смородина, подвал, история, “Тетрис”/

Слайд №2

Минутка чистописания:

- Отгадайте, о каком числе идет речь? Если самое большое двузначное число перевернуть, то получится … (66)

- Пропишите это число.

Актуализация знаний, постановка проблемы:

Слайд №3

Учитель: Распределите по группам величины: км, см, м, дм, с, мин, ч, км/ч, м/с, м/мин, мм, дюйм.

Учитель: Какие группы получились?

Ученик: Группа единиц длины, единиц времени.

Учитель: Какие слова остались неопределенными?

Ученик: км/ч, м/с, м/мин.

Учитель: Куда же их отнесем?

Ученик: В отдельную группу.

Учитель: Какой возникает вопрос? Какова же будет тема урока?

Ученик: Скорость.

Учитель: Да, мы сегодня познакомимся с новой величиной, которая называется “скорость”, с величиной ее измерения, рассмотрим, с какими величинами она связана.

Учитель: В каких единицах измеряется скорость?

Ученик: км/ч, м/мин, м/с.

Учитель: Где и при каких обстоятельствах вы слышали слово “скорость”?

Ответы детей.

Работа над новым материалом

Учитель: Давайте попробуем определить скорость легковой машины. Если она проехала 160 км за 2 часа и в течение каждого часа проходила одинаковое расстояние, сколько же км она проедет за 1 ч?

Слайд №4

Учитель: 160 км – что это за величина?

Ученик: Это расстояние, которое проехала легковая машина.

Учитель: А 2 ч?

Ученик: Это время, которое она провела в пути.

Учитель: Как, зная расстояние и время, мы узнали скорость?

Ученик: Для этого 160:2=80. Узнали, сколько же км проехала машина за 1 ч.

Учитель: В каких единицах получили ответ?

Ученик: км/ч.

Слайд №5

Учитель: Прекрасно. А как думаете, если самолет пролетел 1600 км со скоростью 800 км/ч, сколько же времени он был в пути?

Ученик: 1600:800=2 ч

Учитель: Как нашли время, зная расстояние и скорость?

Ученик: Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.

Слайд №6

Учитель: А теперь посмотрим такой случай. Если аист может лететь со средней скоростью 40 м/с, какое же расстояние он может пролететь за 4 с?

Учитель: В каких единицах дана скорость аиста?

Ученик: В м/с.

Учитель: Что известно в задаче? А как вы думаете, за какое время аист пролетит большее расстояние – за 1 мин или за 1 с? Почему?

Ученик: Аист пролетит за 1 мин. большее расстояние, т.к. в 1 мин.=60 с. За 4 с аист пролетит 160 км.

Учитель: Ребята, как же, зная скорость и время, мы определили расстояние?

Ученик: Чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время.

Физминутка математическая:

Учитель: Если я назову единиц времени – дети вытягивают руки вперед, если назову единиц длины – поднимают руки вверх, если единицы скорости – приседают: м, ч, дюйм, м/с, дм, мин, км/ч, с, км, мм, сажень, сутки, см, год, век, м/мин.

Работа над пройденным материалом.

Учитель: После отдыха вспомним материал прошлого урока. Прочитайте задачу №461.

Учитель: Что известно в задаче?

Ученик: Известно, что поезд прошел за 1 ч 75 км, за 2 ч – 60 км, за 3 ч – 75 км.

Учитель: Прочитайте вопрос задачи.

Ученик: С какой средней скоростью он двигался?

Учитель: Можем сразу ответить на вопрос задачи?

Ученик: Нет. Сначала найдем, какое расстояние прошел поезд. Затем расстояние разделим на время и определим скорость поезда.

Учитель: Запишите решение самостоятельно.

(75+60+75):3=70км/ч.

Решение примеров №463 (1) самостоятельно, взаимопроверка в парах.

Задание дифференцированное. Найдите задания под столом (прикреплены задания в виде лепестков разного цвета под столом каждого, на обратной стороне каждого лепестка написаны ответы. Сложные задания на красных лепестках, легкие на синих, а для слабых учеников – на желтых)

Самопроверка.

Учитель: Теперь из ваших лепестков составим цветы. /Каждый выходит к доске и прикрепляет по цвету свой лепесток/.

Учитель: Красивые получились цветы? Пусть всегда ваши успехи приносят вам только радость.

Слайд №7