Цель: познакомить детей с новой величиной “скорость”, с новым видом задач на движение.
Задачи: совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление, воспитывать трудолюбие.
Устный счет:
1. Учитель: Установите закономерность и продолжите ряд чисел вправо и влево, если это возможно:
Слайд №1
6 12 18 … (6 12 18 24 30 …)
6 12 24 … (6 12 24 48 96 …)
… 5 6 9 10 … (1 2 5 6 9 10 13 14 …)
… 21 17 13 … (…29 25 21 17 13 9 5 1)
2. Среди данных чисел на каждой строке назовите числа, сумма которых делится на 9:
8 10 11 12
10 14 22 30
20 34 40 50
11 31 50 70
3. Между цифрами 12345 поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получилось 1:
(1+23):4-5=1
4. Разгадайте ребус:
Кар3дж, с3жка, ак3са, смор1а, по2л, и100рия, “Те3с”.
/Картридж, стрижка, актриса, смородина, подвал, история, “Тетрис”/
Слайд №2
Минутка чистописания:
- Отгадайте, о каком числе идет речь? Если самое большое двузначное число перевернуть, то получится … (66)
- Пропишите это число.
Актуализация знаний, постановка проблемы:
Слайд №3
Учитель: Распределите по группам величины: км, см, м, дм, с, мин, ч, км/ч, м/с, м/мин, мм, дюйм.
Учитель: Какие группы получились?
Ученик: Группа единиц длины, единиц времени.
Учитель: Какие слова остались неопределенными?
Ученик: км/ч, м/с, м/мин.
Учитель: Куда же их отнесем?
Ученик: В отдельную группу.
Учитель: Какой возникает вопрос? Какова же будет тема урока?
Ученик: Скорость.
Учитель: Да, мы сегодня познакомимся с новой величиной, которая называется “скорость”, с величиной ее измерения, рассмотрим, с какими величинами она связана.
Учитель: В каких единицах измеряется скорость?
Ученик: км/ч, м/мин, м/с.
Учитель: Где и при каких обстоятельствах вы слышали слово “скорость”?
Ответы детей.
Работа над новым материалом
Учитель: Давайте попробуем определить скорость легковой машины. Если она проехала 160 км за 2 часа и в течение каждого часа проходила одинаковое расстояние, сколько же км она проедет за 1 ч?
Слайд №4
Учитель: 160 км – что это за величина?
Ученик: Это расстояние, которое проехала легковая машина.
Учитель: А 2 ч?
Ученик: Это время, которое она провела в пути.
Учитель: Как, зная расстояние и время, мы узнали скорость?
Ученик: Для этого 160:2=80. Узнали, сколько же км проехала машина за 1 ч.
Учитель: В каких единицах получили ответ?
Ученик: км/ч.
Слайд №5
Учитель: Прекрасно. А как думаете, если самолет пролетел 1600 км со скоростью 800 км/ч, сколько же времени он был в пути?
Ученик: 1600:800=2 ч
Учитель: Как нашли время, зная расстояние и скорость?
Ученик: Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
Слайд №6
Учитель: А теперь посмотрим такой случай. Если аист может лететь со средней скоростью 40 м/с, какое же расстояние он может пролететь за 4 с?
Учитель: В каких единицах дана скорость аиста?
Ученик: В м/с.
Учитель: Что известно в задаче? А как вы думаете, за какое время аист пролетит большее расстояние – за 1 мин или за 1 с? Почему?
Ученик: Аист пролетит за 1 мин. большее расстояние, т.к. в 1 мин.=60 с. За 4 с аист пролетит 160 км.
Учитель: Ребята, как же, зная скорость и время, мы определили расстояние?
Ученик: Чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время.
Физминутка математическая:
Учитель: Если я назову единиц времени – дети вытягивают руки вперед, если назову единиц длины – поднимают руки вверх, если единицы скорости – приседают: м, ч, дюйм, м/с, дм, мин, км/ч, с, км, мм, сажень, сутки, см, год, век, м/мин.
Работа над пройденным материалом.
Учитель: После отдыха вспомним материал прошлого урока. Прочитайте задачу №461.
Учитель: Что известно в задаче?
Ученик: Известно, что поезд прошел за 1 ч 75 км, за 2 ч – 60 км, за 3 ч – 75 км.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Ученик: С какой средней скоростью он двигался?
Учитель: Можем сразу ответить на вопрос задачи?
Ученик: Нет. Сначала найдем, какое расстояние прошел поезд. Затем расстояние разделим на время и определим скорость поезда.
Учитель: Запишите решение самостоятельно.
(75+60+75):3=70км/ч.
Решение примеров №463 (1) самостоятельно, взаимопроверка в парах.
Задание дифференцированное. Найдите задания под столом (прикреплены задания в виде лепестков разного цвета под столом каждого, на обратной стороне каждого лепестка написаны ответы. Сложные задания на красных лепестках, легкие на синих, а для слабых учеников – на желтых)
Самопроверка.
Учитель: Теперь из ваших лепестков составим цветы. /Каждый выходит к доске и прикрепляет по цвету свой лепесток/.
Учитель: Красивые получились цветы? Пусть всегда ваши успехи приносят вам только радость.
Слайд №7