Цели рока:
- Образовательная: Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
- Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
- Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Игра с мячом.
Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.
2. Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
– “Качели”,
– “Лошадка”,
– “Барабанщик” (Слайд 1)
3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)
Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.
4
. Анализ артикуляции звука Д.– Произнесите звук: Д-Д-Д!
(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).
Логопед объясняет:
Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.
- Дети хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-... Дети должны стукнуть один раз по столу кулачком, если услышат звук Д в слогах: да – бо – ты – до – ма – ку – ду – сы – ро – ды – па – ду – ко – да.
- Чистоговорки
да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды
6. Выделение звука Д из слов на картинках
– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).
7. Звуковой анализ
слова ДОМ– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)
Физкультминутка
Логопед предлагает:
– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
8. Игра с мячом “Назови ласково””
по картинкам на панно:– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок....
9. Игра “Чего не стало?”
(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.
– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)
10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.
Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.
11. Итог занятия.
– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)
А сейчас расскажем Башмачку:
– С каким звуком познакомились?
– Характеристика звука Д.
– Назвать слова со звуком Д.
– Поощрение детей.
– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)