Предисловие
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействия на эмоции ребенка своими качествами – совершенством форм, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии всегда является живым родником творчества.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно – активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается через ознакомление и восприятие детьми пейзажных картин.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Пояснительная записка.
Художественно-экологическая программа «Маленькие художники» направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника, практическое воплощение новых идей, на выполнение положений о формировании творческой, всесторонне развитий личности, задач воспитания бережного отношения к природе, к произведением искусства, воспитания нового человека, достойного патриота своей земли.
Данная программа вариативна – темы внутри каждого блока могут определяться в любой последовательности;
Репродукции картин могут быть заменены на другие в соответствии с темой блока, если предложенной в программе репродукции не имеется в данном ДОУ.
Интегрируется с разными видами деятельности детей (экология, развитие речи, художественное слово, экспериментально-исследовательская деятельность, ознакомление с искусством, творческая деятельность детей, музыка).
Данная авторская программа составлена для воспитателей детских садов, для педагогов изостудий, педагогов – экологов, а так же рекомендована для проведения кружковой работы начального звена общеобразовательных школ.
Актуальность программы.
Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно-эстетического воспитания.
Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно-эстетическое воспитание от экологического.
Общение только с природой недостаточно для развития художественно-эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Данное направление определило необходимость создания программы «Маленькие художники», которая соответствует требованиям воспитательно-образовательной программы, является ее дополнением, охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Степень новизны программы заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
Нововведением программы является включение подготовительного периода к восприятию детьми пейзажных картин путем обучения азам цветовосприятия, использование блочной системы при проведении занятий интегрированного вида, использования арт-терапевтических и психо-терапевтических техник, техники медитации и релаксации.
К числу особенностей программы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин русских художников – пейзажистов.
Программа предусматривает занятия на открытом воздухе.
Характерной особенностью программы является воспитание любви, уважения и бережного отношения к родной природе, экспериментально – исследовательская деятельность детей на занятиях и в самостоятельной деятельности, ознакомление с творчеством Ямальских поэтов. Занятия дополняются кружковой работой (приложение 1, приложение 2).
Цель программы: целостное, всестороннее развитие личности дошкольника, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- обучение цветовому восприятию:
а) как средству передачи настроения произведения;
б) основному средству выразительности пейзажных картин. - формирование целостного видения композиционной выразительности картины.
- развитие эмоционально окрашенной речи дошкольника.
- развитие познавательных и интеллектуальных процессов через восприятие пейзажной живописи и экспериментальную деятельность детей.
- развитие эстетического восприятия природы.
- побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
- воспитание бережного отношения и любви к природе, поэтическому искусству своего народа.
- воспитания интереса к работе с разнообразными материалами.
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
- Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.
- Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.
- Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышления ребенка дошкольника.
- Принцип гуманности, подразумевающий переход от авторитарного обучения и воспитания к личностно-ориентированному.
- Принцип последовательности отражается в системе последовательного развертывания знаний – от простого к сложному.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.
- Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
- Принцип краеведения означает, что сначала следует знакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а за тем с репродукциями картин художников – пейзажистов.
- Принцип приобретенности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
Методологической базой для разработки данной программы послужили труды:
- Сухомлинский В.А. о красоте природы с которой начинается процесс любви и познания.
- Выготский Л.С. о жизнестроительной роли эстетических эмоций на умственную деятельность.
- Ушинский К.Д. о огромном воспитательном влиянии пейзажа на развитие молодой души.
- Неменский Б.М. о проблемах эстетического воспитания.
- Мухина В.С. о изобразительной деятельности ребенка как форме освоения социального опыта.
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
Содержание программы:
Предлагаемая программа состоит из 3 этапов, каждый этап соответствует возрастной группе – средней, старшей, подготовительной.
1 этап – «Мир цвета» - подготовительный. 4 -5 лет.
1 этап – подготавливающий детей к восприятию пейзажных картин. В этом возрасте основной акцент в обучении направлен на многообразие цвета и его сочетаний. Цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса.
На данном этапе дети узнают:
- как один цвет может влиять на другой;
- какие цвета могут дополнять друг друга, а какие – наоборот, вместе не сочетаются;
- о взаимосвязи цвета с различными материалами;
- о понятии теплохолодности цвета.
Эти знания дети получают в процессе экспериментальной деятельности.
2 этап – «Мир природы» (образы природы в жизни и в искусстве). 5 – 6 лет.
На этом этапе дети учатся наблюдать за состоянием природы, ее красотой и богатством, замечать особенности природы в разное время суток, года, знакомятся с репродукциями картин разных художников – пейзажистов, учатся их понимать , создают свои творческие работы на основе полученных знаний.
3 этап – «Я – художник» (образы природы и пейзажных картин в детском творчестве) 6 -7 лет.
На данном этапе дети продолжают знакомиться с репродукциями картин разных художников – пейзажистов, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, учатся внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой живешь. Дети учатся сопереживать художественному образу пейзажных картин, соотносить его настроение со своим, видеть средства выразительности картины, используемые художником для передачи чувств и настроений, самостоятельно создавать собственные произведения.
Каждый этап состоит из 3 тематических блоков, которые соответствуют сезонным изменениям в природе.
- I блок «Осень наступила».
- II блок «Зимние напевы».
- III блок «Ласковая весна».
Структура программы:
Программа составлена по возрастным группам, рассчитана на 3 года обучения, определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
По учебному плану на изучаемый материал отводится:
- в средней группе 18 занятий,
- в старшей группе 18 занятий,
- в подготовительной группе 18 занятий в год.
Продолжительность занятий:
- в средней группе 20 -25 минут,
- в старшей группе 25 – 30 минут,
- в подготовительной группе 30 – 35 минут.
Программа предусматривает увеличение продолжительности интегрированных занятий на 5 – 10 минут, если дети не проявляют усталость или у них не пропадает интерес к занятию.
Учебно-тематический план. Средняя группа.
Название блока |
Месяц |
Интегрированные занятия |
|
познавательное |
творческое |
||
I блок «Осень наступила» |
Сентябрь |
Тема: «Люблю я пышное природы увяденье». |
Тема: «Разноцветные краски». |
Октябрь |
Тема: «Листопад». |
Тема: «Радуга –дуга». |
|
Ноябрь |
Тема: «Хмурая дождливая наступила осень». |
Тема: «Почему пейзаж. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка». |
|
II блок «Зимние напевы». |
Декабрь |
Тема: «Наряд Зимушки – зимы». |
Тема: «Дремлет лес под сказку сна». |
|
Январь |
Тема: «Льдинки – вспышки». |
Тема: «Небо». |
Февраль |
Тема: «Шумит февральская вьюга». |
Тема: «Почему пейзаж. Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея о восходящем солнце». |
|
III блок «Ласковая весна». |
Март |
Тема: «Весна пришла». |
Тема: « Уж верба вся пушистая раскинулась кругом». |
Апрель |
Тема: «Море». |
Тема: «Солнечный лес». |
|
Май |
Тема: «Цветочный луг». |
Тема: «Почему пейзаж. Рассматривание репродукции картины А. Куинджи «Березовая роща». |
Учебно- тематический план. Старшая группа.
Название блока |
Месяц |
Интегрированные занятия |
|
познавательное |
творческое |
||
I блок «Осень наступила» |
Сентябрь |
Тема: Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». |
Тема: «Лес в осеннем уборе» (печать листьями или объемная аппликация). |
Октябрь |
Тема: Рассматривание репродукции картины художника В. Поленова «Золотая осень». |
Тема: Составления коллажа по произведению В. Поленова. |
|
Ноябрь |
Тема: «Осень может быть разной» (рассматривание и сравнивание репродукций картин художников И.Левитана «Золотая осень» и Е.Волкова «Октябрь»). |
Тема: «Плачет, плачет осень» по произведениям знакомых художников. (Набрызг, использование круп разного вида). |
|
II блок «Зимние напевы». |
Декабрь |
Тема: Рассматривание репродукции картины «Зима» И.Шишкина. |
Тема: «Зима» по произведениям художников о зиме. (использование кружев или декоративное вырезывание из белой бумаги на темном фоне). |
Январь |
Тема: «Рассматривание картины К. Коровина «Зимой». |
Тема: «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь» (воскография). |
|
Февраль |
Тема: «Почему художники по разному пишут цвет снега». |
Тема: «Песни метели» (техника «по сырому фону»). |
|
III блок «Ласковая весна». |
Март |
Тема: Рассматривание репродукции картины И.Грабаря «Мартовский снег». |
Тема: «Как птицы возвращаются из дальних стран». Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» (рисование и аппликация). |
Апрель |
Тема: Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода.» |
Тема: «Ласковая весна» (монотипия). |
|
Май |
Тема: Рассматривание репродукции картины А.Грицая «Подснежники». |
Тема: «Букет нежных ландышей». (Объемная аппликация или клубковое свертывание бумаги). |
Учебно - тематический план. Подготовительная группа.
Название блока | Месяц |
Интегрированные занятия |
|
познавательное |
творческое |
||
I блок «Осень наступила» |
Сентябрь |
Тема: Рассматривание репродукции картины И.Грабаря «Рябинка». |
Тема: «Рябинка – рябинушка». (техника «оттиск поролонам или жиулек»). |
Октябрь |
Тема: «Сравнительное рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова. |
Тема: «Осень может быть разной». (творческое составление пейзажа из природного материала). |
|
Ноябрь |
Тема: Рассматривание репродукции картины А.Рылова «Закат». |
Тема: Творческое составление пейзажа в технике выдувания. |
|
II блок «Зимние напевы». |
Декабрь |
Тема: Сравнение репродукций картин «Зима» И.Шишкина, «Сказка инея о восходящем солнце» И.Грабаря. |
Тема: Творческое составление зимнего пейзажа в технике «мыльные пузыри». |
Январь |
Тема: Рассматривание репродукции картины Н.Рериха «Гималаи». |
Тема: «Лучше гор могут быть только горы» (монотипия пейзажная). |
|
Февраль |
Тема: Рассматривание и сравнение репродукций И.Грабаря «Февральская лазурь» и Г.Нисского «Подмосковье. Февраль». |
Тема: «Февральская сказка» (черно – белый граттаж). |
|
III блок «Ласковая весна». |
Март |
Тема: Рассматривание репродукции картины Айвазовского «Волна». |
Тема: «Морской пейзаж» (творческое составление пейзажа из бросового материала). |
Апрель |
Тема: Рассматривание репродукций картин о весне разных художников – пейзажистов. |
Тема: «Весенние просторы» (творческое составление пейзажа из материала на выбор). |
|
Май |
Тема: Рассматривание и сравнение репродукций картин И.Левитана и А.Куинджи «Березовая роща». |
Тема: «Зеленый шум» (из природного материала). |
Методы организации познавательного процесса:
- метод устного изложения знаний педагогом – рассказ, беседа, объяснение;
- исследовательские методы проведения опытов, наблюдений, поиск решения различных задач;
- метод самостоятельной работы детей;
- метод оценки и проверки знаний и умений.
Основными формами обучения являются интегрированные занятия, творческие занятия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, целевые прогулки, самостоятельная деятельность, кружковая работа.
Условия реализации программы.
- Систематическое проведение занятий 2 раза в месяц.
- Создание среды для проведения кружковой работы, самостоятельной деятельности детей.
Материально-техническая база:
- помещение и оборудование для ребенка – рабочее место;
- рабочий материал;
- наглядные пособия (репродукции картин художников - пейзажистов);
- организация наблюдений, экскурсий, целевых прогулок.
Взаимодействие детей, родителей и воспитателей.
Взаимодействие воспитателя, руководителя изостудий, педагога – психолога, музыкального руководителя.
Ожидаемые результаты:
- уровень сформированности знаний приобретенных ребенком к концу года;
- умение детей одухотворять «живую» природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
- готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ (деревьев, цветов, трав и т. д.);
- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах – настроениях;
- готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства.
Формами подведения итогов могут быть:
- итоговые занятия,
- организация выставок,
- занятия совместно с родителями,
- взаимодействие с родителями,
- творческие работы,
- досуг
Список литературы:
- Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству».
- Т.С. Комарова «Детское художественное творчество».
- Е.П. Климова «Художественно-эстетическое развитие».
- Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи».
- Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года».
- Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».
- И.М. Петрова «Объемная аппликация».
- Г.А. Урунтаева «Практикум по детской психологии».
- А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- В.И. Ядэшко «Педагогическая практика».
- О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
- Н.М. Погосова «Цветовой игротренинг».
- О.В. Недорезова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО»
- Р. Ругин «Звон летящего аркана».
- Н.В. Дубровская «Природа».
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию I и II часть».
- Л.В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщения к природе».