Пояснительная записка
Программа «Наука биология: ступени познания» рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем при столкновении с близкими к биологии вопросами правильно ориентироваться в этой области науки и работать в « пограничных с биологией областях». Данный курс дает возможность получить грамотное представление о месте этого комплекса наук в общенаучной сфере, познакомиться со спецификой биологических методов исследований, получить представление о фундаментальных закономерностях, явлениях и проблемах биологии.
Программа имеет эколого-биологическую направленность
Данная программа модифицированного типа углублённого уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков.
Актуальность и новизна образовательной программы
Актуальность. Данная образовательная программа очень актуальна сегодня. Сочетание теоретических и активных форм обучения: беседа, дискуссия, экскурсии, конференции, проектно – исследовательская деятельность предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей, исследовательские навыки, воспитывает доброту и любовь к природе. Человек живет в мире науки. Он постоянно учится, осуществляя свою связь с природой не только генетически, но и пользуясь полученными знаниями. Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей деятельности. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области.
Новизна. Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.
При разработке программы учитывались потребности обучающихся, а также требования, предъявляемые к абитуриентам по естественно-научному профилю обучения.
Цель: систематизация и углубление знаний обучающихся об основах биологических наук.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление об основных критериях живых организмов; уровнях организации живой природы; особенностях строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточных форм жизни;
- сформировать навыки решения генетических задач на основе генетических законов;
- вырабатывать у обучающихся научные, осознанные знания основ биологии;
- обучить умениям и навыкам, связанным с овладением приемами исследования окружающей среды;
- научить оценивать состояние окружающей среды, через изучение влияния абиотических, биотических,антропогенных факторов на экологическую обстановку на примере Тосненского района;
- расширить представление о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека;
- обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Развивающие:
- способствовать осознанию роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.
- способствовать формированию умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания на практике.
- способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
- развивать умение вести исследовательскую работу.
Воспитательные:
- воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к живым объектам, к своему здоровью и здоровью окружающих, соответствующих принципам экоэтики;
- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
- воспитывать коллективизм и дружелюбие.
- способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
- создавать условия для воспитания личности, обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию, умению работать в группе;
- развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
Содержание программы «Наука биология: ступени познания» отличается от имеющихся программ эколого-биологической направленности тем, что имеет научно-практическую ориентацию, направленную на развитие биологической компетентности выпускника, систематизацию и углубление имеющихся знаний по биологии. Программа содержит материал, основанный на знаниях детей по биологии, но не повторяет его.
Возраст и условия набора детей участвующих в реализации программы
Принимаются все желающие 14 - 16 лет (девочки и мальчики)
Условия набора: базовый уровень подготовки обучающихся, на основании заявления, а также при наличии медицинского заключения о допуске к занятиям.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения (144 часа).
Формы и методы организации образовательного процесса
Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий.
Формы занятий:
- лекция
- семинар
- практическая работа
- конференция
- экскурсия
- проектно-исследовательская работа.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
- наглядный (иллюстрации, демонстрации);
- практический (практические работы);
- аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);
- исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);
Формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
- групповой (организация работы в группах);
- индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Наполняемость учебной группы: 15 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся должны знать:
- основные критерии живых организмов, уровни организации живой природы, особенности строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточные формы жизни;
- основные физиологические процессы и особенности анатомического строения живых организмов, этапы эволюции органического мира, принципы классификации живых существ;
- основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
- влияние состояния окружающей среды на здоровье человека;
- основные принципы экологической этики.
Обучающиеся должны уметь:
- объяснять основные положения теорий, гипотез и законов биологии;
- сравнивать клетки представителей органического мира, находить сходства и различия в их строении;
- объяснять усложнение представителей органического мира в процессе эволюции;
- решать генетические задачи на основе генетических законов;
- оценивать состояние окружающей среды Тосненского района;
- анализировать, обрабатывать и грамотно оформлять результаты биологических и экологических исследований;
- применять полученные знания на практике;
- соблюдать правила поведения в окружающей среде.
Способы определения результативности
Начальная аттестация (анкетирование, тестирование, опрос) для оценки имеющихся знаний; тематическая аттестация (тестирование, опрос) проводится после прохождения основных разделов программы с целью проверки усвояемости материала и его закрепления; итоговая аттестация (тестирование) после завершения полного курса программы.
Учебно-тематический план
|
Разделы программы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Биология – наука о живой природе |
8 |
3 |
5 |
2. |
Жизнь растений, грибов, лишайников |
20 |
8 |
12 |
3. |
Основы экологических знаний |
12 |
6 |
6 |
4. |
Ботаническое краеведение |
10 |
2 |
8 |
5. |
Проектно-исследовательская деятельность по биологии |
4 |
2 |
2 |
6. |
Мир животных |
18 |
8 |
10 |
7. |
Экология популяций |
8 |
4 |
4 |
8. |
Клиническая анатомия человека |
12 |
8 |
4 |
9. |
Экология человека |
22 |
7 |
15 |
10. |
Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. |
14 |
7 |
7 |
11. |
Генетика раскрывает тайны |
10 |
4 |
6 |
12. |
Эволюция – история жизни |
6 |
3 |
3 |
|
Итого: |
144 |
62 |
82 |
Список литературы
- Брэм А. Жизнь животных М.: Слово, 1992.
- ВасильевА.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Высшая школа, 1983.
- Вронский В.А. Экология. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990.Т.1 - 3.
- Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1983 – 1989. Т. 1-7.
- Жизнь растений.- М.: Просвещение, 1974 -1982. Т.1- 6.
- Красная книга природы Ленинградской области. – С-Пб.: Акционер и К, 1999. Т.1-3.
- Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 1982.
- Новейшая энциклопедия животных. – М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2008
- Растительный мир Земли. – п\р Фукарека Ф., М.: Мир, 1982. Т. 1-2.
- Томанова З.А., Шаталов М.А., Любарский А.Н. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области. – Санкт- Петербург, Специальная литература, 2007.
- Удивительная планета Земля. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2003.
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология, - М.: Просвещение, 2006
Методическая литература
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. – Самара: Учебная литература, 2006.
- Биология и экология 10 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся. / Сост.М.В.Высоцкая – Волгоград: Учитель,2008.
- Биология 5- 9 классы. Проектная деятельность учащихся./ Сост. Е.А.Якушкина, Т.Г. Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина - Волгоград: Учитель, 2009.
- Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение п\р проф. Л.А.Коробейниковой - СПб.: Крисмас+, 2002.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
- Экологический мониторинг п\р Т.Я. Ашихминой – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.
Литература для обучающихся
- Биология. Справочник школьника и студента / п\р З.Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 1999.
- Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
- Брэм А.Э. Жизнь животных. – М.: Терра, 1992. Т. 1-3.
- Научная энциклопедия школьника. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2010.
- Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых – М.: Терра, 1993. Т. 1-2.
- Царство животных. - М.: ЗАО Издательский дом Ридерз Дайджест, 2004.