Встреча Нового года в русских обрядах

Разделы: Внеклассная работа


1 ведущий: Начало Нового года праздновалось ещё в глубокой древности. Не было народа, который не встречал бы Новый год особенным празднеством.

Все языческие народы ознаменовали его разными богослужебными обрядами - торжественными приношениями и забавами.

Египтяне праздновали воскрешение Осириса или Новый год.

Греки наступление Нового года ознаменовывали радостными и всенародными играми.

Римляне встречали Новый год с торжественной важностью: приходили в пышных нарядах в храм, поздравляли и одаривали друг друга, давая обещание жить в мире.

Обычай поздравлять в Новый год перешёл отсюда в Европу. И ныне он в числе праздничных дней.

2 ведущий: Новый год начинался у нас раньше с марта месяца. И это продолжалось до 1348 года. Потом стали вести отсчёт времени с 1 сентября 1348года. И такое летосчисление использовалось до 1700года.

С наступлением сентября оканчивалась повсюду жатва, и потому все народы приносили благодарение Богу.

В сентябре месяце окачивалось лето и начиналась осень. Тогда и сама природа повсюду изменялась.

В сентябре месяце собирали хлеб с полей и плоды в садах. Люди оканчивали все сельские работы и веселились после тягостных трудов.

Вот почему впоследствии стали отсчитывать новый год с 1 сентября, праздника Симеона - первого столпника, который отмечается доныне нашей церковью и известен в простонародье под названием Семёна-летопроводца. Этим днём оканчивалось лето и начинался новый год.

3 ведущий: Обычай поздравлять друг друга с Новым годом появился у нас не ранее

XVII века. До сего времени он представлял собой церковный и торжественный обряд для царей, которых наши святители поздравляли всенародно на Красной площади.

Накануне Нового года до полудня народ стекался на Ивановскую площадь: там ставили образ Симеона-столпника. Патриарх облачался и служил торжественное моление.

После молитвы царь и патриарх отправлялись на Красную площадь в сопровождении священного пения и бесчисленной толпы народа. Начиналось молебствие с водоосвящением.

Колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении Нового года в продолжение целого дня.

4 ведущий: С 1700 года введён у нас нынешний Новый год. Введение Нового года повелевалось Петром I начать повсюду молебствием и колокольным звоном. Накануне улицы посыпали ельником, а дома украшали зелёными ветвями.

После проповеди государь поздравлял всех с Новым годом. Потом он угощал пышным столом высшее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином.

Вечером все улицы и дома были освещены разными огнями, были устроены фейерверки и потешные огни в сопровождении пушечных выстрелов.

Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и этим заканчивалось торжественное введение Нового года.

5 ведущий: У многих вошло в обыкновение провожать старый год пирушками. Накануне и в самый Новый год одаривали подарками.

Все славянские народы праздновали с незапамятных времён Новый год.

«Ходити по коледе» или коледовать означало поздравлять с Новым годом, за что получали подарки.

Дети ходили от избы к избе с торбой (небольшим мешком), наполненной ячменём, пшеницей или овсом и «посыпали» на счастье, на здоровье, на новое лето. Ходили по домам с песнями и плясками, их одаривали деньгами или пирогами.

Подобный обряд обсевания сохранился до сих пор и называется «овсенем», который часто употребляется вместо слова «коляда».

Давайте вспомним, как это было.

В Рязанской губернии.

В Рязанской губернии молодые женщины и девицы ходят под окна петь «овсень» вечером Нового года. Одна из них носит за собой кошель для подарков.

В этих местах по деревням начиняют кишки и желудки и варят свиные ноги, которые раздают вместо подарков. Под окном или у дверей избы спрашивают: «Прокликать ли овсень?» Получив согласие, поют:

Среди Москвы
Ворота пестры,
Ворота пестры,
Вереи красны.
Светел месяц,
То сам хозяин-сударь;
Красное солнце-
То подруга его;
Что часты звёзды-
То детки их.
Прикажите, не держите,
Собаками не травите,
Подайте подачку!

Если не подают подачки, то продолжают:

Наша подачка
В дверь не лезет,
В окошки не идёт,
Сам сударь не шлёт.
Подайте подачку!
Кишки, желудки,
Свиные шутки
В печи сидели,
На их глядели,
Подайте подачку!

С получением подачки отвечают целым хором:

«Хозяина и хозяйку поздравляем с Новым годом!»

Овсень, овсень!
Ты ходил, ты гулял
По крутым горам,
По святым вечерам.
Овсень, овсень!
Ты летал, ты порхал
К Филимону на двор,
Ко Прокофьевичу.
Овсень, овсень!
Ты сыскал, угадал,
На широком дворе
Полны вёдра вином.
Овсень, овсень!
У хозяина двор
Осушён, омощён,
Чисто выметен.
Овсень, овсень!
Посредине Москвы
У хозяина двор
Воротами красен.
Овсень, овсень!
Воротами красен,
Вереи их пестры,
Все обточенные.
Овсень, овсень!
У Прокофьича двор
Весь тыном затынен,
Серебром обнесён.

Хозяин открывает окно, смотрит и радушно подаёт подачку. Если она щедрая, то начинают с радостным свистом, прищёлкивать и плясать под песню:

На дворе у Филимона
Три теремчика стоят:
Высокие теремочки
О двенадцати венцах.
Филимон-сударь хорош,
Свет Прокофьевич, пригож.
Овсень, овсень!
Свет Прокофьевич, пригож.

Хозяин в другой раз открывает окно и говорит ласково:

«Милости просим в избу.
Мы рады овсеню, гостю жданному.
Не погневайтесь только, чем Бог пошлёт».

Они входят в избу с похвальными припевами.

Во Владимирской губернии.

Во Владимирской губернии и её окрестностях толпы колядчиков стоят перед домом и просят позволения петь таусень:

«Дома ли хозяева?»
«Дома нет».
«Где же хозяин?»
«Уехал на торг, соли купить».
«Для чего соли?»
«Мясо солить».
«На что мясо?»
«Сына женить».
«На что сына женить?»
«Чтобы пашеньку пахати,
Хлеба промышляти».
Колядчики хором:
Ой, тавсен, тавсен!
Мы ходим, не гуляем,
Со святым вечером
Поздравляем.
Хозяин дома, ой дома;
Хозяин, давай пирог!

Если не дают подачки, то шумят под окнами, кричат и грозят разломать двери и вынуть из печи пироги.

В Пензенской губернии.

В Пензенской губернии вечером перед Новым годом ходят мальчики и девушки и кричат под окошками:

Таусень! Таусень!
Кишки да лепёшки, свиные ножки;
Кто подаст - тот золотой глаз,
А кто не подаст - собачий глаз.

Из окошка подают жареную кишку или сдобную лепёшку.

В Саратовской губернии.

Накануне Нового года женщины Саратовской губернии сносят огромный омёт (кучу) соломы и зажигают его посреди улицы. Горящий омёт называется тогда «костромой», который окружается девушками и ими величается:

О свет, моя кострома!
У костромушки головушка болит,
У костромушки бело лицо горит.

Ходят ещё под окнами с кошелем и поют таусень. Подойдя к окну, спрашивают:

«Старый русин!
Не кричать ли таусин?»

Если хозяин согласен, то поют:

Таусин! Подай брусин.
На что брусин?
Косу точить.
На что косу?
Траву косить.
На что траву?
Кормить коров.
На что коров?
Молоко доить.
На что молоко?
Робят кормить.
На что робят?
За жёлудками ходить.
На что жёлудки?
Свиней кормить.
На что свиней?
Свиные ножки в печи сидели,
На нас глядели.
Таусин!
Старый чёрт, подай пирога;
Не подашь пирога,
Изрублю ворота.
Таусин!

6 ведущий: В небольших городах и по деревням ещё встречается посыпальный обряд.

Но и этот обычай скоро останется только в воспоминаниях. Его вытеснили подарки.

Но нигде не распространён в такой степени обычай поздравлять с Новым годом, как в России. Люди всех возрастов и национальностей спешат наперебой принести взаимные поздравления с наступающим праздником и пожеланием новых благ.

Мы желаем, чтобы каждый встречал Новый год с надеждой о наступлении счастливого будущего.