Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок-дискуссия.

Цель урока: воссоздать картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени.

Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной.
  • Показать, как война раскрывала характеры москвичей, давала толчок к
    проявлению душевных и личностных качеств.
  • Убедить учащихся в том, что побеждало врага не только оружие - побеждала сила духа, вера в победу, любовь.
  • Поддерживать интерес учащихся к истории своего города, показать
    сопричастность человеческих судеб с судьбой Москвы, способствовать
    осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 40-х, теми, кто делал эту историю.
  • Формировать чувство гордости и ответственности за право называться москвичом.

Оборудование урока:

  • Над доской висит цитата «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...»
  • Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
  • Карта-схема «Битва под Москвой»
  • Документ «Об эвакуации столицы города Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г.»
  • Плакаты, листовки, рисунки, фотоматериалы.
  • Выставка книг, посвященная жизни города.
  • В музее «Связь времён» оформлена выставка «Победа под Москвой», состоящая из работ учащихся по данной теме.
  • На протяжении урока звучат грамзаписи военных лет и демонстрируются фотоматериалы и реликвии тех лет.

Подготовительный этап.

  • Предварительно учитель проводит урок «Битва под Москвой».
  • Учащимся даются индивидуальные задания: подготовить доклады, сообщения, творческие работы, схемы, плакаты, рисунки, газеты, посвященные теме урока.
  • Учащимся предлагается подготовить сообщения о военной судьбе своей семьи, включая в свои выступления воспоминания своих родных, сохранившиеся фронтовые письма, открытки, фотографии, награды, повестки, продовольственные карточки. Материалы используются в ходе урока.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Урок-дискуссия проходит в форме беседы учителя в сочетании с вопросами для обсуждения и заданиями к документу.
  3. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Организационный момент.

  • Приветствие учащихся.
  • Отсутствующие на уроке.
  • Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех учащихся.

Урок-дискуссия.

Вступительное слово учителя: Вероломно нарушив Договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941 г. начала войну против Советского Союза. По радио с правительственным сообщением выступил Нарком иностранных дел В.М.Молотов.

Мог ли кто из жителей Москвы предположить тогда, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы?

Предстоял долгий путь к победе.

На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.

Звучит запись песни А. Александрова «Священная война».

В тот момент москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10 июля, группа армий «Центр» выйдет на ближние подступы к Москве. Жители Москвы находились в растерянности и недоумении.

26 июня 1941 года было принято решение Генерального штаба о создании глубокой эшелонированной обороне на путях к Москве. В тот же день станция метро «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Метро для всей Москвы становилось самым безопасным бомбоубежищем.

Трагические события вызвали, как всегда бывало в трудные минуты нашей истории, всплеск народного гнева и патриотизма.

В Москве началось формирование народного ополчения.

Вопрос учителя: Что такое народное ополчение? Приведите примеры из истории, когда формировалось народное ополчение?

(Ребята в процессе обсуждения дают определение термина «народное ополчение». Учащиеся, опираясь на пройденный исторический материал, вспоминают о борьбе с интервентами в 17 веке, «народной войне» против нашествия Наполеона в 19 столетии).

Учитель: Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине. Вступившие в начале Великой Отечественной войны в народное ополчение добровольцы без отрыва от производства готовили себя к предстоящим боям.

Формирование народного ополчения проводилось по районам. На всех предприятиях, во всех учреждениях и учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизии народного ополчения. Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. Началась боевая подготовка ополченцев.

Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом, гранатой; велась подготовка саперов. На московских станциях «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились стрелять, обучались штыковому бою.

Вопрос для обсуждения: Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение, в условиях тотальной войны середины 20 века?

(Проходит дискуссия между учащимися о значении народного ополчения во время Великой Отечественной войны).

По данным Московского комитета Ветеранов Войны, сегодня в списках значится около 3000 ополченцев 1941 года. Многие из них стали 9 мая 1995 года участниками юбилейного парада Победы.

С первых дней войны немецкая авиация совершала ночные полеты на Москву. В парках, на площадях, стадионах, бульварах расположились зенитные орудия. По требованию Гитлера капитуляция Москвы исключалась. Москва должна была быть разрушена артиллерией и воздушными налетами.

Г.К.Жуков вспоминал, что к середине сентября назрела катастрофическая ситуация. И.В.Сталин также оценивал ситуацию как безнадежную, поэтому начали минировать заводы и фабрики.

Москвичи с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны...», «Враг наступает...», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает Москве...»,

Руководство города, занятое оборонными мероприятиями, упустило из вида нужды и настроения людей, оставшихся в городе. Чувство обреченности породило панику. Десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном бегстве покинуть город с узлами, чемоданами, упакованными продуктами. Вот некоторые выдержки из документов тех дней: «У хлебного киоска на Трубной площади давка, хулиганство, ломают киоски. Рабочие молокозавода задержали директора с молочными продуктами. Вот Крестьянская застава. Десятки тысяч народа. Давка. Публика преграждает путь, останавливает машины, вытаскивает шофера, выбрасывает вещи».

«По некоторым данным из 438 предприятий, учреждений столицы сбежало 779 руководящих работников. Ими было похищено 1 млн. 484 тыс. рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомобилей».

Вопросы для обсуждения: Почему эти факты стали известны лишь в последние годы?

  1. В чем опасность панических настроений?
  2. А как бы вы поступили в этой конкретной исторической ситуации?

(Далее следует интереснейшая дискуссия: рассуждение ребят по заданной теме. В ответах прослеживается главная мысль учащихся — трудно с позиции сегодняшнего дня называть этих людей трусами и вправе ли мы их осуждать? В бурной дискуссии ребята приходят к выводу, что даже в трудное время человек должен и обязан оставаться Человеком).

Ещё 15 сентября 1941 года ГКО принял решение об эвакуации столицы. Ознакомьтесь с этим документом.

ДОКУМЕНТ. Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны. 15 октября 1941 года.

«Совершенно секретно.
Особой важности.

Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, Государственный Комитет Обороны постановил:

  1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев.
  2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (Т. Сталин эвакуируется, смотря по обстановке).
  3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба – в Арзамас.
  4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову - произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию).
    Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин»

Вопросы к документу:

  • Считаете ли вы, что в тех условиях перечисленные меры были необходимы?
  • Представьте себя жителями военной Москвы. Какой пункт Постановления мог бы вас огорчить, вызвать недоумение и панику? Почему?

(В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу о том, что Сталин, несмотря на всю опасность обстановки, принимает правильное решение об эвакуации г. Москвы, а сам остается в стенах Кремля)

Для нормализации обстановки в Москве были приняты экстренные меры. 20 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.

Вопрос учителя:

1. Раскройте понятие «осадное положение».

(Учащиеся дают определение данному термину. При необходимости ответы учащихся дополняются учителем).

Учитель: 6 ноября должно было пройти торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Лишь за 20 минут до его начала прозвучал отбой воздушной тревоги. Для проведения заседания был выбран зал станции метро «Маяковская». С докладом выступил И.В.Сталин. Прямую радиотрансляцию вел диктор Юрий Левитан.

Еще 28 октября И.В. Сталин принял решение провести парад войск 7 ноября, посвященный годовщине социалистической революции. Командующим парадом был назначен генерал-полковник П. Артемьев (командующий Московской зоной обороны), принимать парад должен был С.М.Буденный. Управлять сводным оркестром был назначен известный военный дирижер В.И.Агапкин, который является автором известного марша «Прощание славянки».

Звучит марш «Прощание славянки».

Парад 7 ноября начали на 2 часа раньше, чем до войны. Погода была холодной, небо пасмурным, шел снег. Вопреки традиции с трибуны Мавзолея к солдатам и офицерам обратился не принимающий парад, а Председатель ГКО Сталин: «Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова...»

Вопрос для обсуждения: Комментируя обращение Сталина, иностранные наблюдатели отмечали, что в нем выражена надежда больше на исконный русский патриотизм, нежели на официальную идеологию. Согласны ли вы с этим мнением? Ответы подтвердите известными фактами.

(В процессе дискуссии мнения учащихся разделились. Одни разделили точку зрения иностранных наблюдателей, другие - убеждали, что русский патриотизм сочетался с официальной идеологией тоталитарного государства. Отвечая на вопрос, ребята подтверждали свои мысли известными фактами из истории нашей Родины).

Заключительное слово учителя.

Москва выстояла ценой неимоверных усилий солдат и мирных жителей. Враг был отброшен.

5 августа 1943 года в Москве прогремел первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Он не был похож на яркий, многоцветный, праздничный салют, навсегда остался в памяти москвичей. Начиная с этого периода, столица всегда салютовала победам Красной Армии.

Москва стала свидетельницей становления антигитлеровской коалиции. Именно здесь велись переговоры в июле 1941 года с представителями США о сотрудничестве в борьбе против гитлеризма. В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила первая трехсторонняя конференция, обсуждавшая практические проблемы англо-американо-советского сотрудничества. Делегации разместились в гостинице «Националь».

В октябре 1943 года была проведена встреча министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, подготовившая встречу на высшем уровне в Тегеране.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве проходил парад Победы. Командовал им К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К. Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея.

Прошло много лет, и 9 мая на Красной площади торжественным маршем проходят умудрённые годами и закалённые боями победители - ветераны войны и труженики тыла. Такие праздничные и трогательные шествия проходят всё реже и реже, потому что мы с каждым годом редко встречаем в своих рядах ветеранов Великой Отечественной войны. Будьте достойными продолжателями их подвига, их жизни, их славных дел!!!

Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».

Вопросы для самостоятельного обсуждения:

  • Какие события произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
  • Как вы думаете, в чём состоит нравственный долг молодого поколения перед ветеранами?
  • Выясните, какую социальную помощь оказывает Мэрия и Правительство Москвы участникам Великой Отечественной войны.
  • Как помогает Управа Ново-Переделкино участникам и труженикам тыла Великой Отечественной войны?