Цели урока:
- Проверка знаний учащихся по данной теме.
- Развитие мыслительной деятельности при практической работе.
- Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся.
Тип урока: дифференцированный.
Вид урока: урок – соревнование.
Оборудование: ИКТ, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Объявление темы и цели урока
(слайд 2).Учитель. Ребята! Сегодня на уроке мы с вами проведем зачет по теме "Четырехугольники". Зачет проведем в виде соревнований между учащимися, сидящими в разных рядах (слайд 3).
Команда “Знатоки” – 1 ряд.
Команда “Грамотеи” – 2 ряд.
Команда “Умники” – 3 ряд.
Каждой команде будет предложены задания, которые нужно быстро и правильно выполнить.
Консультанты, которые будут оценивать ответы, занимают свои места (по одному человеку от каждой команды, садятся за отдельный стол, оценивают устные ответы).
3. Выполнение заданий.
Задание 1. Разминка.
Каждой команде предложены вопросы. На слайдах 4 – 13 высвечивается вопросы. Каждая из команд отвечает на него.
Консультанты наблюдают, какая команда быстрее и правильнее отвечает.
Вопросы:
- Четырехугольники, у которых противолежащие стороны параллельны.
- Прямоугольник , у которого все стороны равны.
- Параллелограмм, у которого все стороны равны.
- Параллелограмм, у которого все углы прямые.
- Четырехугольник , у которого только две противолежащие стороны параллельны.
Задание 2. (Приложение 1 – треугольник) К доске должны выйти по одному ученику. Каждому дан набор равнобедренных прямоугольных треугольников, которые между собой равны. Кто из участников быстрее составит всевозможные четырехугольники?
В это время сильным учащимся предлагаются задачи (слайд 14), которые необходимо решить нa доске и объяснить ход решения.
1. В прямоугольнике ABCD диагонали пересекаются в точке О, угол АОВ равен 60°. Найти углы, которые образуют диагональ прямоугольника с его сторонами.
2. Стороны четырехугольника, взятые последовательно, пропорциональны числа 2;5;2;5. Периметр четырехугольника равен 42 см. Найти стороны четырехугольника. Определить вид четырехугольника.
3. В параллелограмме ABCD одна из сторон больше другой в два раза. Периметр равен 42 см. ВМ и DN – высоты параллелограмма (точки М и N соответственно на сторонах AD и ВС ) Найти стороны параллелограмма. Докажите, что треугольники ABM, NCD равны.
Задание 3. (Слайд 15) Все по очереди выходят к доске. На первой парте разложены четырехугольники, на которых написаны вопросы. Фигур ровно столько, сколько участников в классе. Каждому необходимо взять четырехугольник, назвать его, прочитать вопрос и ответить на него (приложение 2 – карточки).
Задание 4. Данное задание дифференцированное. "Сильным " учащимся даются наиболее сложные задания с логическим упражнениями. Для остальных учащихся в презентации показаны рисунки, которые составлены из четырехугольников. Необходимо у каждого рисунка определить вид четырехугольника и подсчитать их число (слайды 16 – 18).
Логические упражнения (приложение 3 – карточка):
- Даны числа, обозначающие периметры ромбов. Продолжи ряд чисел и дай пояснение.
- Найдите лишнюю фигуру.
- Найдите лишнее слово
- Сколько четырехугольников изображено на чертеже?
4, 8, 12, 16, …
Сторона, вершина, диаметр, периметр, угол, диагональ.
Ответ: диаметр.
Последние два задания творческого характера.
Задание 5. Нарисуй пробку, которая смогла бы закрыть все 3 отверстия (слайд 19):
Ответ:
Задание 6. Определи вид заштрихованного четырехугольника (слайд 20 – 21).
Ответ: трапеция, прямоугольник, параллелограмм, ромб
4. Подведение итогов урока-зачета
.Листы с выполненными заданиями сдаются консультантам. Консультанты подводят итоги устных ответов, отмечают тех учащихся, которые отвечали наиболее полно, правильно и быстро. Результаты остальных заданий будут объявлены после проверки. Подводятся итоги между командами. Отмечается наиболее подготовленная команда.
5, Домашнее задание
.Найти площадь вашей квартиры.