Известно, что наиболее ярко и образно, в соответствии со своими интересами и потребностями, возможностями и способностями ребенок познает мир САМ. Принципиальная задача воспитателей и родителей – развитие личности и её активности. Л.С.Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка лишь в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельность ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного воспитания. Многочисленные исследования убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребенок, как и взрослый, познает окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментировании с предметами и явлениями, накопления своего, а не просто усвоение чужого (пусть даже и более совершенного) опыта. Это говорит о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода к формированию познавательной активности и деятельности дошкольников. Это значит, воспитателю нужно уметь ориентироваться не только в нормативно обусловленных возможностях, но и в личностных особенностях каждого ребенка. «Личностные факторы наиболее важны» (В.Э. Чудновский). Ребенок-дошкольник в силу своих психологических особенностей (таких, например, как сензитивные периоды дошкольного возраста) становится деятельным самостоятельным субъектом познания окружающего мира. Отсюда его постоянная потребность все потрогать, попробовать на вкус, по-возможности разобрать на части, попытаться найти подходящее слово, изобразить в условном, очень схематизированном рисунке. Проблема в том, что педагоги зачастую стремятся придать деятельности ребенка нормативно-желательный характер, то на практике часто обозначает беспрекословное выполнение требований взрослых. Это не способствует развитию самостоятельности и целеустремленности, приводит к доминированию чисто ориентировочных знаний над исследовательскими, исключает освоение ребенком обобщенных способов деятельности. Педагоги нашего ДОУ в течение нескольких лет в своей практической деятельности разрабатывали и апробировали технологию обучения дошкольников, при реализации которой самостоятельная деятельность детей дает много больше информации без дополнительных усилий со стороны взрослого, знания, полученные детьми актуальны и действенны, происходит овладение детьми обобщенными способами деятельности. За основу была взята программа «Сообщество» (Кирстен А.Хэнсен). Условия реализации данной программы не вполне соответствовали условиям организации образовательного процесса в нашем детском саду: программа предназначалась для малочисленных групп детей (10-12 человек в группе), предусматривала постоянное присутствие 4-5 взрослых в группе при организации деятельности в центрах, другой режим дня. Программа «Сообщество» не предусматривает реализации определенной образовательной программы, вся деятельность инициируется интересами и потребностями детей, нет перспективного тематического планирования, долгосрочное планирование включает только основные мероприятия на год, изменения образовательной среды, основные этапы развития детей.
В ходе работы по программе «Сообщество» воспитатели внесли определенные коррективы с учетом реальных условий организации жизнедеятельности детей в саду:
- Вся образовательная деятельность построена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Работа педагогов строится по принципу комплексно-тематического планирования на учебный год. Педагоги ориентируются на предъявляемые программой примерные результаты освоения образовательной программы.
- Дети самостоятельно работают в центрах малыми группами по 6-8 человек без постоянного присутствия взрослого.
- Обученный воспитателем младший воспитатель присутствует в том центре, где необходим контроль взрослого в целях соблюдения техники безопасности. Например, в мини-центре кулинарии при нарезке продуктов, использовании электроприборов.
- Во всех центрах идет работа по одной теме проекта.
- Центры деятельности, предлагаемые программой «Сообщество» претерпели определенные изменения.
Вместе с тем, философия программы «Сообщества» взята педагогами за основу, как наилучший способ организации обучения, ориентированного на ребенка. В основе концепции программы лежит убеждение, то дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели формируют обстановку и предоставляют материалы для обучения. Роль воспитателя состоит в том. чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой в целом подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого, поддерживать в детях естественную любознательность, формировать навыки совместного освоения действительности.
Работа по данной технологии показала преимущества её перед традиционной организацией образовательной деятельности:
- воспитатели признают, что дети развиваются каждый по-своему, по своему собственному расписанию, и имеют индивидуальные потребности;
- воспитатели действуют, прежде всего, как помощники, а затем уже как преподаватели;
- обучение главным образом происходит в различных тематических центрах;
- детям предлагаются конкретные учебные занятия с известным багажом опыта;
- решения по планированию работы основываются не только на требованиях общеобразовательной программы, но и на наблюдениях воспитателя за детьми и их оценке;
- дети подключаются к принятию решений о том, с кем они хотят работать и что они хотят изучать (какой центр выбрать);
- воспитатели ценят информацию, помощь и идеи, полученные от родителей.
Таким образом, в основе личностно-ориентированной технологии обучения, выстроенной нашим коллективом, лежат следующие положения:
- дети обучаются лучше, если удовлетворяются их физиологические нужды и если они чувствуют себя в полной безопасности физически и психологически.
- дети обучаются лучше, если они строят знания и хотят наполнить смыслом и содержанием свои слова.
- дети обучаются лучше и естественнее в различных социальных контекстах. Обучение – это социальный процесс. Разнородность способствует обучению и лучше отражает мир, который наследуют наши дети.
- дети обучаются лучше, если активно вовлечены и если содержание и контекст обучения наполнены смыслом и уместны.
- дети обучаются лучше, если они начинают, оценивают и, в определенной мере, руководят своей собственной работой и игрой.
- дети обучаются и приобретают знания и опыт в различных областях с очень разной скоростью. Обучение ведет за собой развитие. Развитие детей идет не одинаковыми шагами и не в линейной прогрессии.
- дети обучаются лучше, если учебный план является полным и если все области развития ребенка задействованы в процессе обучения (физическая, социальная, эмоциональная, познавательная).
Реализации данных положений способствует решение следующих задач:
- создание среды, способствующей индивидуализации условий обучения для каждого ребёнка
- предоставление ребёнку возможности выбора, как через планирование соответствующей деятельности, так и через организацию центров активности
- участие семьи
- максимальное сохранение и укрепление физического и психического здоровья в период дошкольного детства.
Среда, способствующая индивидуализации условий обучения для каждого ребенка
Личностно-ориентированное обучение требует организации в детском саду определенного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для этого в каждой группе создаются центры активности.
Центр активности (центр развития, тематический центр) – это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини-центры для решения определенных задач.
Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. Совместная деятельность детей и взрослых в течение дня может реализовываться как во всех центрах, так и в части из них.
Оснащение каждого центра подобрано таким образом, что позволяет использовать во всех видах деятельности принцип интеграции образовательных областей с преимущественным освоением одной или нескольких образовательных областей.
В процессе работы педагогов по личностно-ориентированной технологии обучения в группах сложились следующие постоянные центры активности:
№ |
Центр |
Преимущественная реализация задач образовательных областей |
1. |
Центр грамоты |
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы» |
2. |
Центр математики/ манипулятивных игр |
«Познание» (Формирование элементарных математических представлений) |
3. |
Центр естествознания |
«Познание» (Формирование целостной картины окружающего мира) |
4. |
Центр социализации |
«Социализация», «Безопасность», «Труд» |
5. |
Центр искусства |
«Художественное творчество» |
6. |
Центр физического развития |
«Физическая культура», «Здоровье» |
7. |
Открытая площадка (участок) |
Реализация задач всех образовательных областей |
Кроме центров развития в каждой группе имеется информационная стена и родительский уголок. (Приложение 1)
Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность в нашем ДОУ в течение всего учебного года строится на основе проектной деятельности по различным темам.
Проектная образовательная деятельность, идущая «от детей», строится на основе модели «трех вопросов»: «Что мы знаем?»; «Что хотим знать?»; «Что мы узнали?». Сначала воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении, например, если речь идет о весне, воспитатель спрашивает: «Что мы знаем о весне?» Ответы детей, с указанием имени ребенка, записываются на большой лист ватмана, чтобы группа могла их видеть. Затем воспитатель задает вопрос: «А что мы хотим узнать о весне?». Ответы также записываются на ватмане, причем записываются все ответы, независимо от того, какими «глупыми» или нелогичными они могут показаться. «Что можно запланировать в центре искусства о весне?»,- спрашивает воспитатель. «Чем мы можем заниматься в центре кулинарии?» (естествознания и других). Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Где можно найти ответы на наши вопросы?». Дети предлагают свои способы сбора информации, среди которых могут быть такие: прочитать в энциклопедии, спросить у родителей или у других членов семьи, провести экскурсию, опыт, сделать макет, посмотреть в интернете или по телевизору. Третий вопрос «Что мы узнали?» задается в конце проекта. Ответы на него - рассказ ребенка (детей), наполненный личным опытом и его представлениями по теме реализованного проекта. Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Воспитатель возвращается к списку вопросов, составленному в начале проекта. Выясняется, на все ли вопросы найдены ответы, какие знания уточнились, что понравилось больше всего. Анализ полученных результатов позволяет воспитателю понять, как изменить организацию занятий с целью их улучшения, как индивидуализировать занятия для каждого ребенка, какие изменения внести в разработку и реализацию будущих проектов (Приложение 2)
Основными ежедневными этапами организации образовательной деятельности являются:
- Организация первого круга:
- утреннее приветствие
- обмен новостями
- планирование деятельности или темы по модели «трёх вопросов» (начало темы) или решение проблемных задач, специальных заданий, игровая деятельность, связанная темой проекта
- Презентация центров педагогом.
- Выбор деятельности каждым ребенком центра, партнеров.
- Работа в центрах развития (совместно со взрослым, совместно с другими детьми, индивидуально)
- Организация второго круга:
- подведение итогов работы в центрах детьми
- сюрпризная деятельность (театральные игры, постановки, инсценировки, индивидуальные выступления)
- Каникулы (по окончании тематического проекта): физкультурные досуги, развлечения, чаепитие.
- Работа с семьёй: оснащение центров к теме проекта дидактическим, игровым материалом; создание книжек-малышек; оформление и создание газет к праздничным датам и в целях распространения семейного опыта « Давайте познакомимся»; выпуск листовок (благодарности родителям за оказанную помощь, поздравления с днем рождения родителей и работников ДОУ); практическая помощь в организация чаепития; участие в неформальных праздниках, календарных праздниках. (Приложение 3)
Календарное планирование осуществляется по центрам развития (Приложение 4)