Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся
Оборудование: классная доска, тетради, карточки-задания, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению:
- знаний формулы разложения квадратного трёхчлена на множители
- знаний свойств квадратичной функции
- знаний определения и способов решения квадратных неравенств
- умений раскладывать квадратный трёхчлен на множители
- умений решать квадратные неравенства методом интервалов
- умений решать квадратные неравенства графически
Задачи урока:
1.Образовательная:
- обобщение и закрепление умений и навыков решения неравенств второй степени с одной переменной;
- коррекция умений и навыков, полученных на уроках
2.Развивающая:
- формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать;
- развитие самостоятельности
3.Воспитательная:
- воспитание культуры коллективной работы;
- создание условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
Этапы урока:
- Организационный этап
- Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
- Этап обобщения и систематизации знаний о квадратных неравенствах, способах решения неравенств
- Этап подведения итогов урока
- Этап информации учащихся о д/з и инструктаж к его выполнению
Ход урока
1. Организационный этап
Задачи:
- определение целей и задач урока (предварительная организация внимания учащихся, которая способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися)
- .подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке
- развитие внимания к действиям учителя
- подготовка учащихся к слаженной работе на уроке
- воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) |
Методы организации (МО) |
Фронтальная |
Беседа |
Содержание учебного материала (СУМ)
Учитель: Сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А все вы, ученики, – сотрудники этого института, а я – его директор. Вы разбиты на разноуровневые группы –отделы. Последнее время наш институт занимается исследованиями в области изучения квадратичной функции и применения ее свойств к решению неравенств, а также применением метода интервалов к решению неравенств.
Сегодня мы проведём с вами пресс-конференцию. На встречу к нам пришли корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний)
Задачи:
- проверка знаний учащихся, выявление причины проявления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.
- закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся:
- слабые учащиеся лучше осознают материал,
- успевающие учащиеся убеждаются в правильности усвоения материала,
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) |
Методы организации (МО) |
Коллективная познавательная деятельность в форме: фронтального опроса или индивидуального опроса перед всем классом и с участием класса |
Беседа учителя со всем классом |
Содержание учебного материала
Учитель. Чтобы ознакомить наших гостей, над изучением какой темы работает наш институт, какие задачи мы решаем, предлагаю ответить на вопросы:
- Какое неравенство называют неравенством второй степени с одной переменной? (приведите примеры).
- Какие свойства квадратичной функции применяются при решении неравенств?
- Что нам необходимо учитывать при схематическом изображении графика квадратичной функции?
- В чём заключается метод интервалов?
3. Этап обобщения знаний о решении неравенств второй степени с одной переменной
Задачи:
- организация групповой деятельности учащихся по закреплению знаний о неравенствах второй степени с одной переменной
- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать знания,
- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,
- воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе при организации рабочего труда группы учащихся.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) |
Методы организации (МО) |
Индивидуально-обособленная, групповая |
Самостоятельная работа с тестом. Работа в группах |
Содержание учебного материала
Учитель: А теперь познакомим наших гостей с практической частью нашей работы.
- Презентация «Метод интервалов» Приложение 1.
- Презентация «Графический метод» Приложение 2.
Учитель: А теперь предоставим слово нашим гостям.
Интервью с корреспондентами журналов и газет.
Журнал «Человек и закон»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали ее показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 10. Но ответить на вопрос, какая степень была, не могут. Преступники записали неравенство (х + 1) (х – 4) < 0 и сказали, что показатель равен сумме всех целых решений этого неравенства.
Помогите установить похищенную сумму денег.
Обсуждение вопроса в группах
- Выбор способа решения неравенства
- Ход решения ( в тетрадях и на доске)
- Ответ на вопрос корреспондента
Газета «Досуг»
В редакцию нашей газеты пришло письмо от читателя – любителя решать задачи - с просьбой опубликовать его письмо. Он считает, что множеством решения неравенства 2000 х² - 2001 х + 1 < 0 является промежуток (1/2000; 1). Быстро и просто!!! Но редакция газеты считает, что нужно проконсультироваться со специалистами.
Как вы думаете, можно ли опубликовать его письмо?
Обсуждение вопроса в группах
- Выбор способа решения неравенства
- Ход решения ( в тетрадях и на доске)
- Ответ на вопрос корреспондента
Газета «Семья»
Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники НИИ, подскажите, как удобнее выполнить следующее задания:
Решите неравенства
а) 9 у² - 12 у + 4 > 0;
б) х ² - 9 « 0.
Обсуждение вопроса в группах
- Выбор способа решения неравенств
- Ход решения ( в тетрадях и на доске)
- Ответ на вопрос корреспондента
Журнал «Наука и техника»
В популярной книге по астрономии читаем: «На Луне нам не придется готовить себе обед на плите. Ее роль может выполнить любая ближайшая скала». Температура Т (°С) на Луне резко меняется в зависимости от угла x (в градусах), под которым Солнце видно над горизонтом:
Т = 110 – 0,02 (90 – х) ².
При каких углах роль плиты действительно может выполнять ближайшая скала? Найдите, например, когда Т(х) » 100.
Обсуждение вопроса в группах
- Выбор способа решения неравенства
- Ход решения ( в тетрадях и на доске)
- Ответ на вопрос корреспондента
Журнал «Квант»
Вы знаете различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной.
В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 9-го класса. Он убедительно просит помочь решить тест на изучаемую вами тему.
.
Тест «Неравенства второй степени с одной переменной». Приложение 3
Работа над тестом
- Выполнение теста ( индивидуальная работа)
- Взаимопроверка (меняются тетрадями)
- Ключ к тесту:
|
1 |
2 |
3 |
В-1 |
в |
г |
б |
В-2 |
г |
в |
б |
4. Этап подведения итогов урока ( оценка знаний, рефлексия)
Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
Учитель. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает изучить проблему, предложенную корреспондентом журнала «Наука и техника» и в дальнейшем с результатами исследований познакомить читателей этого издания.
Благодарю всех за работу и желаю творческих успехов!
В работе использованы фрагменты презентации учителя математики Савченко Елены Михайловны «Графический метод решения неравенств с одной переменной».