Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников, медицинская сестра.
Образовательная область: оздоровление.
Актуальность темы.
Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения.
Проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.
Цели проекта:
- определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей подготовительной группы;
- выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у детей;
Задачи проекта:
- Формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме.
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Воспитание любви к себе, своему телу.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни,
- Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Предполагаемый результат
Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
- Различать понятия «часть тела» и «орган».
- Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Предварительная работа.
- Рассматривание рисунков и фотографий.
- Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Ярасту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
- Использование дидактических игр:
- Разучивание точечного массажа носа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Роль родителей в реализации проекта.
- «Весёлые старты», «Папины дочки, маменьки сыночки»
- Консультации: «Закаливание организма», «Растите детей здоровыми», «Подвижные игры – здоровое детство», «Профилактика нарушения зрения», «Гигиена полости рта», «Профилактика нарушения осанки», «Гигиенический уход за ребёнком», «Здоровый сон детей», «Ваш ребёнок сегодня и завтра».
- Опыты
Продукт проектной деятельности.
- Анатомический фартук, дидактические игры, наглядный материал точечного массажа носа, пальчиковая гимнастика, фотографии занятий, рисунки детей.
Сетевая паутинка проекта. Приложение 1
Содержание кружка «Познай себя» подготовительная группа
Раздел программы |
Тема |
Цель |
«Как мы устроены» |
«Рыцарь в доспехах» |
Дать представление о скелете, его опорно – двигательных функциях, значении правильной осанки и особенностях её формирования, последствиях патологии |
«Резиновые двигатели» |
Дать представление о мышцах, их значении для существования и развития человека, роли физических нагрузок (труда и физкультуры) в укреплении и развитии мышц. |
|
«Твоя телефонная сеть» |
Познакомить детей со строением и значением нервной системы человека, дать понятие о режиме дня и его влиянии на здоровье. |
|
«Живая вода» |
Дать представление об органах кровообращения, их значении в жизни человека, о мероприятиях по охране и укреплению сердца. |
|
«Виноградное дерево с поющим корнем» |
Дать представление об органах дыхания, их расположении в организме, значении, развитии и защите |
|
«Кастрюлька – скороварка» |
Дать элементарные представления о системе пищеварения, участвующих в этом процессе органах, их расположении в организме, о полезной для развития организма пище, витаминах, аппетите и гигиене питания. |
|
«Неутомимые дворники» |
Познакомить детей с функциями печени и почек, местах их расположения в организме человека. Дать представление о значении сложной работы этих органов по защите здоровья человека. |
|
«Охранные посты» |
Дать представление о том, какие органы борются с проникновением в организм бактерий, вирусов, инфекций, вредных веществ. |
|
«Чувства и ощущения» |
Дать представление об органах чувств, их значении, влиянии на развитие организма, здоровье. |
|
«Чистота – залог здоровья» |
«Живой панцирь» |
Дать представление о коже человека, её защитных функциях, гигиене и первой помощи при её повреждениях. |
«В гостях у Мойдодыра» |
Расширять представления детей об уходе за кожей, волосами, зубами, значении гигиенических процедур. |
|
«Школа Чистюльки» |
||
«Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда» |
Расширять представления детей о закаливании организма. Учить правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы в соответствии с погодными условиями, деятельностью людей, местом нахождения. |
|
«В гармонии с природой» |
«Береги природу – помогай ей» |
Систематизировать и дополнить знания детей о предметах и явлениях природы, культуре взаимоотношений с природой. Дать возможность самостоятельно сформулировать правила поведения в природе. |
«Лекарственные растения» |
Познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в нашем регионе, их свойствами и способами употребления. Учить различать отвар, настой, бальзам, эликсир, сбор. |
|
«Мир, в котором я живу» |
«Путешествие в тайну рождения» |
Дать представление о развитии и изменениях, которые происходят с детьми, о заботе родителей, необходимости ухода за детьми. |
«Кто тебя окружает» |
Формировать представления об окружающей детей социальной среде. |
|
«Внимание, опасность!» |
Познакомить детей с элементарными правилами поведения в различных ситуациях, которые помогают избежать неприятностей и опасностей, вредных привычек. Научить элементарным правилам оказания первой помощи. |
|
«Почему важно быть здоровым?» |
«Быть здоровыми хотим» |
Закрепить представления детей по всем пройденным темам |
Перспективный план кружка «Познай себя» подготовительная группа
Тема |
Содержание занятий |
Материал |
Итог |
|
Октябрь |
||||
«Рыцарь в доспехах» |
Беседа о скелете и осанке
|
Таблица «Скелет человека», ростомер, весы, гимнастическая палка, портфель, ранец, бинт, косынка, пузырёк со льдом |
Задание: проверить как вы себя чувствуете, когда приземляетесь на носки, пятки, на всю ступню при прыжке? Как правильно приземляться после прыжка с высоты? Игра «Дотянись». |
|
«Резиновые вигатели» |
Беседа о мышцах и о том, как их укрепить
|
Таблица «Мышцы», канат, тренажёры, гантели, мешочки с песком, набивной мяч весом 1 кг. |
Разучить комплекс упражнений на релаксацию. |
|
Ноябрь |
||||
«Твоя телефонная сеть» |
Рассказ о нервной системе, о том, полезна или вредна боль
|
Ситуативные картинки по теме, разноцветная проволока, колокольчик. |
Игры «Где звонили», «Чего не стало», «Горячо – холодно». |
|
«Живая вода» |
Беседа о том, из чего состоит вода, как она защищает наш организм, почему надо беречь сердце.
|
Таблица «Кровеносная система человека», стакан с водой, мозаика красного цвета, бинт, йод, жгут. |
Советы доктора Знайкина. |
|
«Виноградное дерево с поющим корнем» |
Беседа об органах дыхания.
|
Таблица «Органы дыхания», стаканы, баночки, трубочки для коктейля, ситуативные картинки, полиэтиленовые пакеты, пластиковый прозрачный баллон, пробка, сигарета. |
Конференция «Заботимся о своём здоровье». |
|
«Кастрюлька - скороварка» |
Рассказ о работе органов пищеварения, здоровой и полезной пище, аппетите, витаминах, гигиене полости рта.
|
Таблица «Органы пищеварения», предметные картинки с изображением продуктов, зеркала, зубные щётки, паста, порошок, стаканчики с водой, зубная нить, муляжи овощей. |
Справочное бюро «Почемучкино». |
|
Декабрь |
||||
«Неутомимые дворники» |
Рассказ о работе печени и почек |
Таблица «Организм человека», игрушечный автомобиль «скорая помощь», кирпичики. |
Дискуссия «Что такое болезнь грязных рук?» |
|
«Охранные посты» |
Рассказ о том, какие органы стоят на страже здоровья человека
|
Сюжетные картинки, градусник, грелка, пузырёк со льдом, малиновое варенье, марлевая повязка (маска), горчичник. |
Книга «Полезные советы» |
|
«Чувства и помощники» |
Беседа об органах чувств
|
Таблица «Организм человека», запись голоса птиц, сенсорные эталоны, ваниль, лимон, яблоко, хлеб, лук. |
Игра «В гостях у Айболита». Интервью «Как заботиться и беречь органы чувств? Чем отличаются чувства и ощущения?» |
|
Январь |
||||
«Живой панцирь» |
Рассказ о коже, её защитных функциях, первой помощи при повреждении кожи
|
Живая черепаха (рассмотреть её панцирь), пинцет, вата, бинт, вода, пузырь со льдом, лупа. |
Загадки о предметах гигиены и ухода. Викторина. |
|
«В гостях у Мойдодыра» |
Беседа об уходе за телом, волосами. Беседа по произведению К.Чуковского «Мойдодыр»
|
Тазик, мыло, шампунь, несколько видов расчёсок, щёток, кукла. |
Организация «Общество чистоты». |
|
Февраль |
||||
«Школа Чистюльки» |
Беседа о пользе ухода за телом, чистоте и аккуратности в быту. Беседа по произведению К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е.Ильиной «Три хозяйки», Е.Благининой «Почему они серые?»
|
Ситуативные картинки, куклы для театра. |
Игры, аттракционы, загадки. Путешествие в «город Чистоты и Порядка». |
|
«Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда» |
Беседа о пользе закаливания и занятий физкультурой, прогулок на свежем воздухе. Чтение произведения Н. Кончаловской «Дело в шляпе», К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
|
Сюжетные и ситуативные картинки. |
Викторина с использованием картинок. |
|
Март |
||||
«Береги природу – помогай ей» |
Беседа о Красной книге, «Спросим мнение самого растения»
|
Иллюстрации по теме, ситуативные картинки. |
Моделирование экологических цепочек. Домашнее задание: рисунок «Природа наш друг», Придумывание экологических сказок. |
|
«Лекарственные растения» |
Рассказ о лекарственных растениях, способах их сбора, обработки, хранения, использование
|
Трава ромашки аптечной, шалфея, мяты перечной, плоды шиповника, черёмухи, деревянная ступка, фарфоровый чайник, чайная посуда. |
Составление гербария, каталога. |
|
«Путешествие в тайну рождения» |
Рассказ об изменениях, которые происходят с новорожденными после их рождения, о необходимости и элементарных правилах ухода за младенцами
|
Кукла, одежда для новорожденного, предметы ухода и гигиены, сюжетные картинки, фотографии. |
Выставка семейных фотографий. |
|
Апрель |
||||
«Кто тебя окружает» |
Беседа о семье, об отношениях в ней
|
Схема составления родственных связей, иллюстрации «Семья» из серии «Народы мира» |
Семейные посиделки |
|
«Внимание, опасность!» |
Беседа о том, какие опасности могут подстерегать детей, как их избежать, к кому обратиться за помощью
|
Иллюстрации по теме, предметные картинки, марля, бинт, пузырь со льдом, грелка. |
Домашнее задание: найти пути выхода из экстремальной ситуации |
|
«Быть здоровыми хотим» |
Игра «Что? Где? Когда?» |
|
|