Внеклассное занятие по теме "Можно ли писать без букв?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа; пробудить творческую инициативу ученика, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, DVD «Эрмитаж»

Мы настолько привыкли к буквенному письму, что сама постановка вопроса кажется странной. Вопрос же этот вполне закономерен. Чтобы ответить на него, нужно «заглянуть» в историю. Поможет нам это сделать сокровищница мировой культуры – Эрмитаж (заочное путешествие по выставочным залам «Культура древнего Египта», ««Культура Междуречья» ).

Учитель проводит ребят по двум выставочным залам: «Культура древнего Египта» и «Культура междуречья». Учащиеся не только слушают, но и делают зарисовки.

Педагог знакомит с дощечками клинописного письма, с египетскими иероглифами, с древними текстами, написанными на папирусе ( «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Поучение мудреца Нефертити» и т.п.). Они узнают об узелковом, пиктографическом, идеографическом письме, о том, что у разных народов письменные знаки располагаются по – разному (китайские иероглифы образуют столбец сверху вниз, чтение начинается с правого угла; русское, латинское, грузинское письмо располагает знаки слева на право; арабы пишут справа налево.).

Экскурсию можно заменить выборочным комментированным чтением книги М.Ильина «Черным по белому».

Следующее занятие начинается с беседы.

Вопрос. Всегда ли люди для передачи своих мыслей на далекие расстояния пользовались буквами?

Ответ. Задолго до того, как люди додумались до букв, они почувствовали необходимость сказать, передать свои мысли людям, которые находятся далеко. Ни телеграфа, ни телефона,ни радио, ни телевидения в те времена не было. В распоряжении человека были только конкретные предметы ( камень, дерево). Вот посмотрите, что придумал человек.

Он брал сук дерева или ремень и к нему привязывал тоненькие ремешки, шнурки разной длины и разного цвета. Каждая веревка завязывалась различным образом для различных целей (простой узел означал десяток, двойной узел – сотню, два двойных узла – две сотни) и каждый цвет имел своё собственное значение (красные веревки обозначали воинов, желтые золото, белые – серебро, зеленые- зерновой хлеб).

У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делались целые пояса. Например, на одной из ниток были рядом такие четыре раковины: белая, желтая, красная, черная. Это означало: «Мы вступим с вами в союз, если вы будете платить нам дань. Если же вы не согласны, мы пойдем на вас войной и всех перебьем». Но это же письмо можно было прочесть совсем иначе: «Мы просим мира и готовы дать много золота. Если война будет продолжаться, погибнем».

Чтобы не выходило путаницы, составивший из раковин письмо должен был сам его прочесть послу, а посол, придя в нужное место, глядя на раковины и вспоминая, что они означают, должен был вслух повторить письмо.

Определенное значение присваивалось и некоторым предметам. Например, у индейцев трубка издавна была знаком мира, натянутый лук - знаком вражды.
В истории известно, как однажды скифы, населявшие в древности Северное Причерноморье, послали своим соседям птицу, мышь, лягушку и несколько стрел. Смысл этого был такой: «Умеете ли летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну».

 

Вопрос. Какой самый древний собственно вид письма?

Ответ. Наиболее древним видом собственно письма, которое возникает еще за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является письмо рисунками, или пиктография (нарисованный - от латинского и греческого «пишу»).
Передавать понятия путем рисунка человек научился гораздо раньше, чем было создано буквенное письмо. Раскопки древних мест поселения человека, особенно пещер, обнаруживают весьма искусные изображения домашней утвари, фигуры людей, животных. Эти рисунки первобытный человек высекал или выцарапывал на камнях, костях, шкурах.

При помощи рисунков человек рано научился передавать не только отдельные понятия, но и целые рассказы. Такими рисунками и сейчас пользуются некоторые племена индейцев, австралийцев, негров и других народов, не имеющих буквенной письменности.

Например, в 1849 году индейцы послали президенту США такое письмо:

Они (индейцы) просят разрешения переселиться с озера Верхнего на соседнее озеро. Просят все семь родов, каждый из которых имеет свой символ. Глаза всех соединены линиями - это значит, что у всех один взгляд на спорный вопрос; сердца всех соединены также одной линией - это значит, что просьбу они направляют единодушно. Глаз предводителя из рода журавля смотрит одновременно по двум линиям: одна к президенту, а другая - к озерам - предмету просьбы.

Рисунок, найденный на камне, поставленном на могиле боевого вождя индейцев, может быть расшифрован, например, так.

Опрокинутый олень обозначает животное, которому поклонялся весь род умершего. Семь полос слева указывают на семь военных сражений, в которых умерший участвовал раньше, а девять полос справа - на позднейшие сражения. Три вертикальные черточки значат три раны, полученные вождем. Он прославился как охотник на лосей – об этом свидетельствует рисунок головы лося. Изображение солнца говорит о его славе. Топорик означает последнее сражение, а два месяца - длительность его. Перевернутый олень под двумя месяцами говорит о смерти в последнем сражении. Письмом рисунками мы пользуемся иногда и сейчас. Так, на вывеске булочной изображен хлеб, баранки; на вывеске оптического магазина - очки; на овощном — овощи.

Вопрос. Как изменялось пиктографическое письмо?

Ответ. По мере развития жизни людей, развитие языка рисунки приобретали более упрощенный вид, связь рисунка с определенными предметами стала стираться. Упрощенный рисунок превращался в условный знак, письмо стало идеографическим (от греческого «понятие, символ» и «пишу»).

Такие рисунки-знаки стали употребляться для обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке слово «человек» передавалось знаком, напоминающим две ноги, «ворота, дверь» - в виде двух створок, «дождь» передавался так: небосвод и падающие с него капли дождя и т.п.

Вопрос. Почему стало неудобно пользоваться идеографическим письмом и как его изменили?

Ответ. Количество слов в составе языков возрастало и пользоваться десятками тысяч разных знаков для разных слов становилось трудно. В связи с этим отдельными значками и рисунками начинают обозначать не отдельные слова, а отдельные слоги и даже звуки, как, например, в древнеегипетском языке.

Древнеегипетское письмо называлось ИЕРОГЛИФИЧЕСКИМ (от греческих слов «священный» и «резьба»). Иероглифическое письмо сохранилось на стенах храмов, на гробницах. Иероглифы (значки) наносились на камень. Они были выпуклы и иногда исполнялись в красках.

С развитием культуры меняется материал письма: начинают писать на дереве, на папирусе, применяя кисточку и черные или красные чернила.

Вопрос. Как раскрыли тайна египетского письма иероглифами?

Ответ. Тайна египетского письма иероглифами была разгадана ученым Шамполионом Младшим. При раскопках в Египте находят каменную плиту, на которой были высечены иероглифы, означающие имя фараона Птоломея.

Зная, каким значками обозначаются в этом слове П, Т, О, Л, Е, Шамполион попробовал подставить эти значки под другими египетскими иероглифами, высеченными на том же камне, и прочел слово - Клеопатра. Но, как оказалось, таким путем писались в Египте лишь имена. Для обозначения же других слов имелись иероглифы отдельных слогов и даже слов. Эта египетская грамота очень напоминает наши современные ребусы.

Вопрос. С каким еще видом письма мы не познакомились в Эрмитаже?

Ответ. В Эрмитаже мы еще видели письмо клинописью.

Клинопись возникает за 3000-2700 лет до н.э. Наибольшей известностью пользуется месопотамская клинопись, которой пользовался живущий там в то время народ - шумеры. Записи первоначально наносились на камень, кости, дерево. В дальнейшем для написания стали использовать глиняные плитки ; знаки наносились при помощи заостренной палочки, острие которой оставляло на глине след в виде клина (откуда письмо и получило название- клинопись). Глина с нанесенными на нее знаками обжигалась на огне, получала твердость, благодаря которой глиняные плитки можно было сохранить. Таких плиток в музеях сейчас находятся тысячи.

Клинописное письмо шумеров имело несколько сот знаков, так как знак обозначал целое число. В шумерском языке было много, поэтому стало развиваться слоговое письмо, где для обозначения многосложного слова использовалось множество знаков.

Клинописным письмом шумеров воспользовались вавилоняне, от них - древние персы, в письме которых уже имелось 36 знаков для обозначения отдельных звуков и сочетания звуков, знак для разделения слов. Таким образом делается шаг к буквенному письму.

Литература:

  1. Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика»