Урок-игра по теме "По морям, по волнам…". Систематизация знаний учащихся

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  1. Закрепить приемы устного и письменного сложения и вычитания; умения сравнивать выражения и именованные числа;
  2. Совершенствовать умение решать задачи изученных видов, умение записывать задачу при помощи чертежа – схемы; нахождения периметра многоугольника.
  3. Развивать вычислительные навыки учащихся, математическую речь, память, внимание, логическое мышление и наблюдательность.
  4. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование: классная доска, иллюстрации, фонограмма “Шум моря”, мультимедийный проектор, презентация. Кораблики с примерами, матросы с ответами, ключи с заданиями, геометрические фигуры, сундуки с монетами, сундук с кладом.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель:

Здравствуйте, товарищи матросы!
Класс сегодня превратим
В замечательный фрегат.
Много мест мы посетим
И найдём чудесный клад.
Мы сегодня не одни-
От того душе светлей,
Поприветствуем гостей.

Учитель: Займите свои места на корабле.

2. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд 2), (Слайд 3).

Звучит фонограмма “Шум моря”.

Учитель:

Приглашаю в путь я вас!
Мы отправимся сейчас
На волшебном корабле
По морям и по земле.
Ждут нас с вами приключенья,
Небольшие превращенья.
Океан наш назовём
Мы, не атлантический,
А – арифметический.
Что ж, готовы в путь, друзья?
Поднять якорь корабля!

3. Устный счёт.

Учитель: Каждый корабль имеет своё название. А вы хотите узнать, как называется наш корабль? Для этого надо решить примеры, написанные на корабликах (Рисунок 1.), а ответы вы найдёте на матросах, которые забыли, где их корабли. Вставьте каждого матроса на своё судно (Рисунок 2).

52-50=2 – Д
86-80=6 – Р
36-6=30 – У
40+1=41 – Ж
70+5=75 – Б
90+5=95 – А

Учитель: Посмотрите внимательно на ответы. Что вы можете сказать об этих числах? (Однозначные и двузначные).

Учитель: Молодцы! Расставьте наши корабли в порядке возрастания ответов, и вы узнаете название нашего корабля (“Дружба”). (Слайд 4)

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Откройте свои судовые журналы и запишите дату нашего путешествия. Классная доска – это судовой журнал нашего корабля. Сюда мы будем записывать весь маршрут нашего путешествия. (Слайд 5)

А) Час. Минута.

Учитель: Товарищи матросы, какие из этих часов показывают правильное время, если мы отправляемся в 1 час 25 минут? (Белые часы). На сколько минут спешат остальные часы? (На 5 минут, на 15 минут).

У: Молодцы! (Слайд 6)

У: В путь, друзья!

Звучит фонограмма “Шум моря”. (Слайд 7).

Учитель (говорит на фоне фонограммы):

Океан хранит здесь тайны
Разгадать мы их должны.
Вслушайтесь!
Как здесь прекрасны – крики чаек, шум волны! (минута релаксации)

Б) Геометрический материал.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Какой рисунок изображен на экране? (Рисунок кораблика). Из каких геометрических фигур состоит этот рисунок? (Слайд 8)

В) Сравнение выражений.

Учитель: Какой корабль без матросов? Глядя на матросов, составьте два выражения и сравните их. Свои выражения запишите в свои судовые журналы.

У: А теперь нам нужно немного отдохнуть. Впереди у нас ещё много испытаний.

*Физминутка*

По морям, по волнам
Проплываем тут и там.
Ветер парусник качает,
Вправо, влево наклоняет.
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Пошагаем мы на месте
Раз – два, раз – два,
В путь, друзья, уже пора!(Слайд 9)

Г) Работа над задачей.

Учитель: Посмотрите, впереди и позади нашего корабля показались прекрасные рыбки. Они хотят поиграть с вами. Но сколько их? Составьте задачу, чтобы ответить на этот вопрос. Начертите схему – чертёж в своих судовых журналах и решите её.

(Слайд 10)– проверка.

Учитель: Молодцы! А теперь, поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Давайте устно решим её. Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого? ( Надо из большего вычесть меньшее). (Слайд 11)

Учитель: Товарищи матросы, впереди пираты! Мы с вами должны быть сильными и храбрыми, чтобы выдержать бой с пиратами. Покажите свои сильные руки. Представим наши пальчики в виде суммы разрядных слагаемых. (Правая рука – единицы, левая рука – десятки). Покажите и назовите число, в котором:

1 дес. 2 ед. – 12
5 дес. 4 ед. – 54
3 дес. 1 ед. – 31
10 дес. – 100
2 ед. – 2

(Слайд 12)

Д) Решение выражений со скобками.

Учитель: Пираты поймали морских обитателей – наших друзей в свои сети. Давайте спасём их. Посмотрите, пожалуйста, на выражение и скажите, кого мы будем спасать в первую очередь? (дельфинов). Почему? (Действие в скобках выполняется в первую очередь). Прочитайте данное выражение и решите его.

2+(1+1)=4

(Слайд 13)

Е) Периметр многоугольника.

Учитель: Товарищи матросы, пираты отступили, но от страха бросили свой пиратский флаг. Какую геометрическую фигуру он вам напоминает? (Четырёхугольник). (Слайд 14)

У: Что такое периметр многоугольника? (Сумма длин всех его сторон)

У: Как называется этот четырёхугольник? (Флаг).

У: Вычислите и запишите в своих судовых журналах периметр данного четырёхугольника.

(Слайд 15)

Ё) Логическая задача.

Учитель: Осторожно, впереди скалы! Здесь спрятаны сокровища пиратов: золото, украшения и посуда. Вы хотите отыскать сокровища пиратов? Тогда надо решить непростую задачу: под красной скалой – не золото, под голубой скалой – не золото и не посуда. Какой сундук спрятан под зелёной скалой? (Золото).

У: Молодцы! На корабль мы погрузили три сундука. Скажите, сколько монет и сколько копеек в каждом сундуке? В каком сундуке содержится 1 рубль? Почему? (Рисунок 3.)

Учитель: Посмотрите на эти монеты. Как можно набрать такими монетами: 1 рубль, 27 копеек, 70 копеек? (Рисунок 4.)

(Слайд 16)

Ж) Единицы измерения длины.

Учитель: Пираты бросились спасать свои сокровища, но не заметили скалу на своём пути. Скажите, какой будет высота скалы в сантиметрах? Объясните. (Слайд 17)

У: Пираты потерпели кораблекрушение. Они просят о помощи! Наш добрый друг дельфин спасёт их. Скажите, сколько метров будет длина дельфина, если известно, что она равна 100 сантиметрам? (1 метр). Почему?

У: Молодцы!

(Слайд 18).

У: Мы возвращаемся домой!

5. Коллективная работа

(Слайд 19)

Учитель: Но вот беда, мы попали в шторм! Наш корабль никак не может причалить к берегу. На чём же мы доберёмся домой? Попробуйте ответить на этот вопрос, используя геометрические фигуры. Из данных фигур постройте небольшой кораблик, который быстро доставит всю нашу команду, и ценный груз на берег (Рисунок 5.)

6. Итог урока.

Учитель: Товарищи матросы, мы привезли с нашего путешествия огромный сундук. (Сундук крепится на доске, в нем монеты). Хотите узнать, что за сокровища прятали пираты? У каждого на столе лежат ключи, на которых записаны выражения. Только один ключ подойдёт к этому замку! Тот, у кого в ответе будет заветное число (5), откроет наш сундук, и мы узнаем, какой клад привезли из нашего путешествия (Рисунок 6.)

(15-5)+0=10

(84-4)+0=80

(36-6)+5=35

10+(2+6)=18

3+(15+5)=23

15-(10-5)=10

(45-40)+0=5

(60-10)+7=57

20-(10+0)=10

(90+10)-1=99

(100-10)+1=91

 

(Слайд 20)

Учитель: Молодцы! Откроем наш сундук (в сундуке монеты, а под ними слово “Знания”). Расставьте эти монеты в порядке убывания. Какое главное сокровище мы привезли из нашего путешествия? (Знания).

Учитель:

Нет сокровища важнее!
Это должен каждый знать.
Оказались вы умнее,
Вас пиратам не догнать.
Много мест мы посетили
И задачи все решили.
Настоящие бойцы!
Вы, матросы, молодцы! (Слайд 21)
Прозвенит сейчас звонок
Всем спасибо за урок! (Слайд 22)

Приложение