Контроль и управление физической подготовленностью школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Одна из важнейших ценностей человека это - здоровье, залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладывается в детстве в семье. Любое отклонение в развитие организма подростковом или юношеском возрасте сказывается на состояние здоровья взрослого человека.

Главным направлением на уроке физкультуры является формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической подготовленности школьников. Современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объём моторики, т.к. три часа урока физкультуры в неделю не могут компенсировать дефицит физических нагрузок, а другие формы физического воспитания учащихся используются мало и неэффективно.

Одна из главных задач физического воспитания школьников – развитие жизненно важных физических качеств (выносливость, сила, координация и др.). К сожалению, в школе разносторонней физической подготовки учеников, как на уроках физкультуры, так и во время занятий спортом уделяется недостаточно внимание. Государственные программы физического воспитания учащихся чётко определяет стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требование же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В лучшем случае оценивается результат в конце учебного года, это связанно с обязательным тестированием учащихся. Такой подход, мало - эффективен.

Разработанный и внедрённый в 1999 году в Республике Саха (Якутия) Республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл», благодаря организации строгого учёта и отчётности, позволил определить уровень подготовленности детей по различным видам упражнений и выявить недостатки планирования учебной работы. Тестирование проведённые в школе на основе комплекса «Эрэл», показало хороший уровень подготовленности учащихся в тесте на гибкость и низкий уровень подготовленности у большинства девушек и юношей в тестах на выносливость и силу. В связи с чем, нами была поставлена задача по коррекции «отстающих» физических качеств. За основу взяты методические положения, предложенные М. Белоглазовым (1999г).

Программа коррекции двигательных способностей учащихся разрабатывается с учётом видов уроков физической культуры в каждой четверти. Разработаны комплексы специально-подготовительных упражнений, направленных на развитие тех или иных «отстающих» физических качеств. Внедрены «дневники здоровья» на каждого ученика. Методика тестирования должна обязательно включать расчет индивидуального профиля физической кондиции (физической подготовленности школьников). Мы считаем, что это позволит педагогу определить «сильные» и «слабые» стороны физической подготовленности, как отдельного ученика, так и всего класса.

Следовательно, есть возможность избирательного воздействия нате функции двигательной сферы, которые требуют коррекции. Для выявления «сильных» и «отстающих» сторон физической подготовленности учащихся нами проводится диагностика.

Система управления – «диагностика».

Она включает следующие звенья педагогического контроля за уровнем физической подготовленности школьников:

  1. Исходный – начало учебного года.
  2. Оперативный – на уроках физической культуры.
  3. Поэтапный – каждую четверть.
  4. Итоговый – конец учебного года.

На этапах исходного и итогового контроля используются тесты по «ЭРЭЛ» на силу, координацию, гибкость, выносливость, скоростные и скоростно-силовые способности.

Расчёт полученных показателей тестов позволяет получить профиль физической кондиции (подготовленности) каждого ученика, или средние показатели всего класса. Ставится оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» два не ставится, а ставится «опасная зона». Они нужны для определения общего уровня физической подготовленности и уровня развития отдельных физических качеств.

Например; для учащихся выпускных классов, нашей школы, средний показатель теста на гибкость достаточно высокий, и соответствует оценке «хорошо», однако силовые способности, координация и выносливость находятся на нижней границы «зоны» «удовлетворительно», а значит, требуется коррекция этих качеств.

Анализ состояния физической подготовленности школьников является основой для составления «Программ коррекции» содержания физической подготовки. Такие программы коррекции разрабатываются нами с учётом видов уроков физической культуры в каждой четверти, что дополняет учебный материал поурочного планирования раздела «Развитие двигательных способностей». Это позволяет на уроках физкультуры варьировать направленность и объём физических упражнений с учётом выявленных недостатков физической подготовленности школьников.

Управление – это реализация программы через различные формы физического воспитания школьников (уроки физической культуры, занятие в группах ОФП, домашние задания и др.). Учебные задание на развитие двигательных качеств разрабатываются:

  • для всех групп учащихся;
  • для отдельных учащихся;
  • для самостоятельной работы в домашних условиях или внеклассных занятий спортом.

Большое внимание уделяется оперативному и поэтапному контролю, что позволяет оптимизировать и индивидуально дозировать физические нагрузки, оценивать уровень теоретических знаний. На уроках используются общеподготовительные, специальные и соревновательные упражнения. Для домашних заданий даются задания по карточкам на развитие «отстающих» физических качеств, на составление комплексов общеразвивающих упражнений, тем рефератов и докладов.

Наши наблюдения показали очень низкую информированность педагогов и родителей о физической подготовленности и состоянии здоровья школьников. С этой целью с сентября нами подготовлены на каждого ученика «дневники здоровья», которые заполняются учащимися в каждой четверти. В них содержится информация о показателях физического развития и физической подготовленности школьников.

Введение в школьную практику «дневников здоровья» даёт нам возможность контролировать возрастную динамику показателей физического развития и физической подготовленности, что позволяет лучше корректировать работу по совершенствованию физического воспитания школьников.

Кроме того, чтобы повысить информированность родителей в школе были проведены лектории на тему: «Роль и значение физической культуры в жизни школьника», «Состояние здоровья учащихся нашей школы», а также был проведен семинар для учителей «Здоровьесберегающие технологии в обучении». Результаты тестирования нами вносятся в информационный банк, который даёт возможность проследить за динамикой физической подготовленностью школьников. Таким образом, банк информации – элемент управления физическим воспитанием школьников.

Выводы:

  1. Программа коррекции позволяет нам «выравнивать» недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к показателям зон «хорошо» и «отлично».
  2. Всего этого можно добиться, безусловно, только на основе взаимосвязи урочных форм занятий и активного участия во внеурочных спортивно массовых мероприятиях школы.
  3. В результате укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, и спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов, вести здоровый образ жизни.
  4. Предлагаемая система физического воспитания школьников более эффективна в поселковых малокомплектных школах, таких как наша, так как оперативно тестировать, контролировать легче небольшие группы учащихся.