Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. Жизненные ориентиры предопределяют её развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.
Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни (табл.1)
Таблица 1
Принципы обучения географии |
|
Овладение умениями |
Применение географических знаний и умений |
Ориентироваться на местности. |
Для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней. |
Использовать один из “языков” международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска , интерпретации и демонстрации различных географических данных. |
Адаптация к условиям проживания на определённой территории. |
Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. |
Самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. |
Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.
- Находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы).
- Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды).
- Составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например: для ориентирования на местности; определения поясного времени; проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями.
Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации. По уровню самостоятельности обучающихся, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации.
Типология практических работ по географии
По источникам используемой географической информации: карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер.
По содержанию: определение географического положения объекта, географических координат, характеристика отраслей хозяйства, оценки природных ресурсов, прогнозирование последствий.
По уровню самостоятельности: работа в группе, работа в классе под руководством учителя, самостоятельная работа.
По форме фиксации результатов: в тетради в виде таблицы, схемы, описания; подготовка реферата.
По степени обученности обучающихся: обучающие, тренировочные, итоговые.
По форме организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа дома, в классе; групповая работа.
При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:
- Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.
- При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
- Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.
- Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
- Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
- Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
- Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.
- Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
- Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
- Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.
Таким образом, практическая направленность географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта и деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы обучающихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.
Приведем пример практической работы, направленную на реализацию компетентностного подхода на примере темы “Региональная география” (10 класс).
Тема: Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору).
Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.
Для выполнения этой практической работы учащихся можно разделить на группы, предложив каждой характеризовать по одной стране из Европы, Азии, Америки. Если группа достаточно хорошо подготовлена, то можно предложить не просто дать описание страны по плану, а выделить общие и отличительные черты двух-трех стран (по выбору). Если выбирается для характеристики одна страна, то можно предложить учащимся, используя наиболее подробный план, написать по выбранной стране реферат.
План характеристики страны:
- Название страны и состав территории.
- Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение географического положения страны во времени.
- Особенности населения. Демографическая политика.
- Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
- Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
- География основных промышленных комплексов и отраслей.
- Специализация сельскохозяйственного производства.
- Развитие транспортного комплекса.
- Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Прчины, обусловливающие неравномерность социально– экономического развития отдельных районов страны.
- Внешние экономические связи.
Можно предложить учащимся несколько иной вариант выполнения практической работы. Экономико-географическое положение страны характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.
Экономико-географическое положение страны (типовой план):
- Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства.
- Оценка положения государств по отношению к транспортным путям.
- Природные ресурсы и природные условия страны.
Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы:
Остальные пункты плана |
Краткие ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Изменение экономико-географического положения страны во времени.
Предлагая различные варианты плана типовой характеристики страны, учитель может дать возможность учащимся выбрать тот вариант, который им больше подходит. Часть учащихся, как правило, выбирает вариант более обобщенный. Некоторые предпочитают дать детальную характеристику страны, изучать которую им интересно. Как показывает практика, отдельные учащиеся сами идут по пути расширения объема характеристики и дополняют ее исторической справкой о развитии страны, описанием особенностей культуры и быта населения, архитектурный памятников и т.п.
Подобный подход к выполнению практических работ помогает отойти от скучного единообразия в организации учебной деятельности, дает возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию их инициативы и творчества. Время на выполнение такой работы не ограничивается рамками урока.