Тема урока: "Начало Реформации в Европе". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель: Создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. Создание представлений у учащихся об эпохе Реформации через самостоятельную деятельность школьников.

Задачи:

  • развитие у детей умения работы с исторической информацией;
  • развития умений формулировки целей исследования, определение темы урока;
  • развитие умений высказывать суждения, давать оценку историческим событиям, личностям;
  • формирование активной гражданской позиции через характеристику исторического деятеля.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-практикум.

Основные понятия: Реформация, гражданская позиция.

Оборудование: Иллюстрации и документы по истории Реформации.

Ход урока

Учитель, поочередно предоставляя детям иллюстрации и материалы (карточки с датой "31.10.1517", портрет Мартина Лютера, фрагмент индульгенции, карту Европы XVI века, карикатуру XVI, см. приложение 1) предлагает предположить, с какими историческими процессами в Европе они могут быть связаны.

По ходу размышления дети вспоминают, что такое индульгенция и карикатура. Учащиеся смогут предположить, что предоставленные материалы связаны с деятельностью католической церкви и отношением к ней общества.

После обсуждения иллюстраций ученикам предоставляется фрагмент произведения Р. Штильмарка "Наследник из Калькутты" (см. приложение 2), где в художественной форме дается общий обзор событий, происходивших в Европе в XVI веке. Для анализа фрагмента предлагаются вопросы:

- Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период?

- Что менялось в сознании людей по отношению к католической церкви?

- Найдите в тексте и имеющихся иллюстрациях подтверждение своим выводам.

На следующем этапе учащиеся пробуют сформулировать тему и цели урока

Учитель: "В тексте фрагмента попробуйте найти ключевое слово, отражающие процессы, происходящие в Европе, и сформулируйте тему урока". Предполагается, что дети найдут понятие "реформация" и назовут тему - Реформация в Европе.

Далее обсуждается понятие "реформация".

Учитель: "Попробуйте дать определение понятию "реформация", исходя из полученных сведений". "Как вы думаете, Реформация проходила мирно, как обычная реформа или в процессе борьбы? Свой ответ обоснуйте".

Целеполагание: Учитель говорит, что эта тема рассчитана на несколько уроков. "Что можно было бы узнать об этом периоде?". Ученики составляют план изучения темы. Семиклассники смогут назвать такие пункты плана как:

  • Участники Реформации;
  • Кто стал инициатором Реформации;
  • Основные события Реформации;
  • Итоги Реформации и т.д.

На следующем этапе урока ученикам предлагается порассуждать на тему гражданской позиции М.Лютера. Учитель: "Ключевой фигурой темы является профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, который 31 октября 1517 года обнародовал тезисы с критикой в адрес католической церкви". Дети читают отрывок из письма М. Лютера Римскому папе Льву Х (см. приложение 2). "Какими качествами должен обладать человек, который, в период безраздельного господства католической церкви, выступал против политики Римского папы? Какая судьба могла ожидать его в эпоху разгула инквизиции?". Ученики проводят дискуссию, делают выводы.

Рефлексия: на последнем этапе урока целесообразно задать ученикам вопросы их социальной позиции, насколько она активна, поставить себя на место М. Лютера, поразмышлять о гражданской позиции в современном обществе, ее значении и роли.

В зависимости от подготовленности класса формулируется разноуровневое домашнее задание.