Тема урока: "Оператор ветвления". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


Цели урока.

Учебная: проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках:

  • понятие алгоритма;
  • понятие системы программирования;
  • структура программы на языке Тurbo Pascal;
  • назначение величин;
  • алгоритмическая структура “следование”: запись на языке блок-схем, на языке Тurbo Pascal.

Обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока:

  • алгоритмическая конструкция “следование” позволяет реализовать логические конструкции в алгоритме;
  • реализация логических конструкций с помощью оператора “ветвления”: запись на языке блок-схем, на языке Тurbo Pascal.

Сформировать и продолжить формирование, следующих умений:

  • продолжить знакомство учащихся с принципами структурного программирования, позволяющими создавать высоконадежное, эффективное и легко модифицируемое программное обеспечение компьютерных систем;
  • закрепить навыки работы с интегрированной средой Тurbo Pascal;
  • использовать переменные величины для хранения информации;
  • закрепить умения вводить информацию с клавиатуры и выводить на экран дисплея;

Продолжить формирование навыков самоконтроля.

Развивающая:

  • формирование логического мышления;
  • развитие умения формализовать задачу;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • развитие речи учащихся.
  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в проблемах;
  • развивать у учащихся познавательный интерес.

Воспитательная:

  • В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развитие работоспособности, профилактики утомления.
  • Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников, ознакомив их с профессиями разработчиков программного обеспечения.
  • Формирование общеучебных навыков:
    • внимания, аккуратности при записи алгоритмов и программ;
    • эстетических навыков при оформлении записей.

Формы организации учебного процесса:

  • беседа;
  • еомпьютерный практикум

Учащиеся должны знать основные понятия:

  • плгоритм,
  • система программирования,
  • программа,
  • структура программы,
  • блок-схема,
  • величина.

Учащиеся должны уметь:

  • формализовать линейные алгоритмы;
  • описывать величины, используемые в алгоритме;
  • записывать линейные алгоритмы на языке блок-схем;
  • записывать линейные алгоритмы на языке Паскаль;

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Оборудование урока:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор.

Программные средства: операционная система Windows XP, MS Office Excel.

Электронные средства обучения:

  • презентация “Оператор ветвления”;
  • тестирующая оболочка в MS Office Excel.

Для проведения урока потребуются:

  1. Компьютерный класс (11 ПК).
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Доска.
  4. Программное обеспечение:
    • Операционная система Windows’2000
    • Тестирующая оболочка в MS Office Excel.
  5. Раздаточный материал по числу учащихся:
    • конспект на выполнение практического задания.
  6. Электронные документы:
    • презентация учителя “Оператор ветвления”.

План урока:

1. Организационный момент. Представление и знакомство с классом.

2. Диагностика умений и навыков учащихся:

  • Выявление степени усвоения учащимися понятия алгоритма:

- определение алгоритма;
- умение приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни.

  • Выявление степени усвоения учащимися понятия “система программирования”:

- учащиеся должны понимать роль программного обеспечения в функционировании компьютерных систем;
- учащиеся должны иметь представление о программировании, как о виде человеческой деятельности;
- умение записывать линейные алгоритмы на языке блок-схем и на языке Turbo Pascal.

3. Формулировка проблемы;

4. Рекомендации по выполнению практического задания;

5. Решение задач:

- упражнение на закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию.

6. Домашнее задание;

7. Анализ и рефлексия;

8. Подведение итогов урока.

    Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна, я работаю в Лицее № 36 Ленинского района города Саратова.

Вы изучаете информатику уже не первый год и сейчас занимаетесь программированием. Ребята, а что такое программирование? (Разработка программ). А что такое программа, есть телевизионные программы, есть программа прохождения какого-то предмета, программа представления в театре, цирке, а что понимается под программой на уроках информатики? (Программа – это алгоритм, записанный в форме понятной компьютеру). Что такое алгоритм, используем ли мы алгоритм в повседневной жизни? (дети приводят примеры алгоритмов).

А вам нравиться программировать? У вас пока мало опыта, чтобы получить удовольствие от этого вида деятельности. Программирование – это высоко квалифицированный труд, он хорошо оплачивается. Кроме того программировать очень увлекательно и интересно, например Билл Гейтс владелец фирмы Microsoft Ему было 15 лет, когда он написал программу для регулирования уличного движения и заработал на этом проекте 20000 долларов, до сих пор с удовольствием программирует “для души”.

Каким способом можно записывать алгоритмы? (С помощью блок-схемы или на языке Паскаль)

Что из себя представляет блок-схема? (Слайд с анимацией)

Что будет на экране дисплея после выполнения приведенной программы, если в процессе ее работы была введена следующая информация:

           ВОВА

           СВЕТА

Program Ola;

    Var name1, name2:string;

Begin

    Writeln (‘Введите имя мальчика’);

    Readln (‘name1’);

    Writeln (‘Введите имя девочки’);

    Readln (‘name2’);

    Writeln (‘Ученик Лицея №2 ’,name1);

    Writeln (‘дергает за косички девочку’);

    Writeln (‘которую зовут’,name2,’.’);

    Writeln (‘Но’,name2,’на него не обижается.’);

End.

Программа начинается со слов Program, имя программы начинается с буквы, содержит цифры, не содержит пробелов. Называть своим именем, чтобы не использовать в программе одинаковые переменные. Var – раздел описания переменных. Здесь описываются входные и выходные данные.

  • Для чего нужны величины? (Для хранения информации, я рисую память компьютера)
  • Что значит описать величину? (Значит, задать ей имя и тип, причем имя всегда начинается с буквы лат и содержит цифры)

В память компьютера могут быть занесены цифры, символы, текст.

Задайте сами значения переменных и определите, сто будет выведено на экран.

Давайте попробуем составить алгоритм для следующей задачи: “Черепаха Тортилла подарила Буратино несколько золотых монет. Буратино должен некоторую сумму Мальвине. Сколько монет Буратино зароет на Поле чудес, после того, как вернет долг?”

2. Постановка задачи: определение входных и выходных данных:

  • входные данные: кол-во монет, которые дала черепаха (В), долг Мальвине (М);
  • выходные данные: кол-во монет, которые Буратино сможет зарыть на Поле Чудес (В);

3. Разработка блок-схемы (слайд презентации).

4. Составление программы на Turbo Pascal. (Ученик у доски, прочертить заранее линию для трансляции)

5. Исполнение программы.

    № теста В
    (Количество монет, которое дала Черепаха)
    М
    (Долг Мальвине)
    В
    (Зарыл на поле Чудес)
    1 10 3 7
    2 20 20 0
    3 15 16 -1

Алгоритм работает не для всех исходных данных? Есть ситуации, когда те или иные действия производим в зависимости от условий (выходной – дом, будни – школа);

6. Для решения подобных задач, используется алгоритмическая конструкция “ветвление”. Запишем тему урока.

7. Запись конструкции на языке блок-схем, подменим линейную конструкцию ветвлением. (слайд).

8. Ученик записывает конструкцию ветвления на языке Паскаль (изменяя, запись на доске). (Отчертить линию для трансляции)

9. Исполнения программы для разных исходных данных. (Первый пример учитель, затем проиграть алгоритм для других исходных данных (ученик)).

10. Рассмотрим программу “мой друг”.

11. Компьютерный практикум: вам предстоит пройти тест, вводя данные в тестовую оболочку. Задания находится на компьютерных столах. (Приложение 1), (Приложение 2).

12. Домашнее задание (слайд презентации. Презентация).

13. Анализ и рефлексия. Подведение итогов урока.

Итак, ребята мы подошли к заключительному этапу нашего урока.

  • Что вы нового узнали на этом уроке?
  • Какая польза от оператора ветвления? (Да, так как оператор ветвления вносит логику в нашу программу, про стиральную (нас не устроило бы если она стирала все вещи по одной и той же программе (линейный алгоритм), но нам хочется чтобы в зависимости от вида белья она использовала разные режимы работы. Оператор ветвления вносит элемент интеллекта в работу машины).

Мне приятно, что на этом уроке вы показали высокий уровень знаний по такой непростой теме как “Оператор ветвления”.

Литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 7-9 класса, 2008 (§ 2.6.2).
  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса: – М.: ЛБЗ, 2011.
  3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: – М.: ЛБЗ, 2010.