Цели и задачи:
- повторить теоретические сведения о причастии;
- расширить знания учащихся по теме;
- выработать умение находить причастия в тексте;
- развивать коммуникативные способности детей, развивать устную и письменную речь;
- вырабатывать правописные навыки;
- воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, к прекрасному.
Главная проблема урока: способствовать повышению мотивации в изучении русского языка.
Оборудование.
1) Компьютер с программным обеспечением:
- операционной системой Microsoft Windows XP,
- программой PowerPoint.
2) Мультимедийный проектор.
3) СD-диск с презентациями к уроку.
3) Карточки.
4) Памятки.
5) Портреты В.И. Даля, И.К. Айвазовского.
Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам:
- оргмомент - 2 мин.
- лингвистическая разминка - 2 мин.
- презентация теоретического вопроса - 5 мин.
- лексическая работа - 1 мин
- презентация по картинам И.К.Айвазовского - 14 мин.
- распределительный диктант - 3 мин.
- работа с перфокартами - 3 мин.
- графический диктант - 3 мин.
- классификационный диктант - 3 мин.
- распределительный схематический диктант - 3 мин.
- работа по карточкам - 2 мин.
- подведение итогов урока - 2 мин.
- домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Лингвистическая разминка.
1) Учитель:
О чём эта загадка?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. П. Чесноков
2) Работа с эпиграфом:
“Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного”. В.И. Даль
(Показ портрета В.И. Даля)
3. Блиц-опрос.
1) Причастие - это самостоятельная часть речи или глагольная форма? (Самостоятельная)
2) Признаки каких частей речи совмещает причастие? Назовите эти признаки. (Признаки глагола: вид, время, возвратность; признаки прилагательного: род, падеж, число)
3) Чем причастие отличается от глагола? (Не спрягается)
4) Чем причастие отличается от прилагательного? (Обозначает признак предмета, но по действиям)
5) Назовите виды причастий. (Страдательные и действительные)
6) Как определить вид причастия? (По значению и по суффиксам)
7) Что нужно учитывать при образовании действительных и страдательных причастий? (Грамматические показатели глагола: вид и переходность)
8) Как склоняются причастия? (Как прилагательные)
9) Продолжите высказывания:
а) Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от... (От спряжения глагола)
б) Правописание гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий и перед -нн- страдательных причастий зависит от . . . (от неопределённой формы глагола)
10) Что такое причастный оборот? (Причастие с зависимыми словами)
11) Когда он обособляется? (Когда стоит после определяемого слова)
12) Какие причастия имеют краткую форму? (Страдательные)
4. Презентация теоретического вопроса. (Выступление: ученик 1 - слайд 1, 2; ученик 2 - слайд 3, 4. Презентация)
5. Лексическая работа.
Учитель: На доске написано слово: Маринист
Вопрос: Дать толкование лексического значения слова, составив предложение с использованием причастного оборота
Вариант ответа: Маринист - это художник, рисующий море и морские пейзажи, виды.
6. Презентация по картинам И.К.Айвазовского с обсуждением роли причастия в речи.
(Cлайд № 7-12)
Слайд № 7, 8, 9, 10: Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Слайд № 11: Составить из предложенных слов текст - описание картины, с использованием причастий и причастных оборотов.
(Ответ: На картине “Георгиевский монастырь” художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает скалистый берег, море, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море. Поверхность спящего моря едва колышется.)
Слайд № 12: Составьте текст по заданному началу, с использованием причастий и причастных оборотов.
(Ответ: Бурное море бешено мчит свои воды, освещенные неяркими, тревожными лучами солнца, скрытого за стеной огненных туч. Злое море, желающее показать свою сокрушительную силу, поднимает изумрудные громады волн все выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей, спасающихся на обломках мачты. Море кипит, стихия не умолкает. Но почему-то, кажется, что отважные моряки не погибнут.)
(Ответ на вопрос о роли причастий в речи: Причастия помогают передать одновременно и признак, что делает описание более ярким и точным и действие, что позволяет передать динамичность картин И.К Айвазовского.)
Взаимопроверка в составленных текстах правильности выделения причастных оборотов.
7. Распределительный диктант.
Учитель: распределите словосочетания на две группы: в первую запишите словосочетания с причастиями, правописание суффиксов которых зависит от спряжения глаголов, от которых они образованы, во вторую группу словосочетания с причастиями, правописание которых зависит от неопределённой формы:
- Гирлянда, колебл..мая ветром
- Стро..ая школу бригада
- Успоко..вшееся после бури море
- Едва слыш..мый голос
- Об отта..вшей земле
- Маяч..щие огни
- Шепч..щийся камыш
- Подслуш..нный разговор
- Еле вид..мый силуэт
- Засе..нный пшеницей участок
(Ответ:
- Гирлянда, колеблемая ветром
- Строящая школу бригада
- Едва слышимый голос
- Маячащие огни
- Шепчущийся камыш
- Еле видимый силуэт)
Успокоившееся после бури море
Об оттаявшей земле
Подслушанный разговор
Засеянный пшеницей участок
8. Работа с перфокартами.
Учитель: Проставьте одну или две Н в следующих словосочетаниях каждого столбика
(Самопроверка: отделить вертикальной линией случаи, когда пишется одна Н во всех столбиках)
1 жаре...ые грибы | 1 замеше..ое тесто | 1 Подслуша..ый разговор |
2 комиссия образова..а | 2 исписа..ый лист | 2 застеле..ый диван |
3 сочинение написа..о | 3 заплете..ая коса | 3 груже..ые кирпичом повозки |
4 размеша..ые краски | 4 краше..ая стена | 4 засоле..ые огурцы |
5 выкраше..ые скамейки | 5 здание построе..о | 5 маринова..ые грибы |
6 полирова..ый стол | 6 некоше..ый луг | 6 получе..ое задание |
7 выполне..ое поручение | 7 реше..ая задача | 7 несея..ые травы |
8 тка..ый золотом узор | 8 скоше..ая трава | 8 заметки собра..ы |
9 жаре..ые в сметане | 9 подреза..ые деревья | 9 беле..ый потолок |
Ответ:
1 н | 1 нн | 1 нн |
2 н | 2 нн | 2 нн |
3 н | 3 нн | 3 нн |
4 нн | 4 н | 4 нн |
5 нн | 5 н | 5 нн |
6 нн | 6 н | 6 нн |
7 нн | 7 нн | 7 н |
8 нн | 8 нн | 8 н |
9 нн | 9 нн | 9 н |
9. Графический диктант.
Учитель: Слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями:
1. (Не) погасший костер
2. (Не) прекращавшийся ни на минуту дождь
3. Трава (не) скошена
4. (Не) расколотый орех
5. (Не) вспаханное поле
6. (Не) успокоившееся море
7. (Не) написанная, а напечатанная работа
8. (Не) забываемое впечатление
9. (Не) проходимые леса
10. (Не) сорванный цветок
Знаком + отметить слитное написание:
Не - приставка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Знаком + отметить раздельное написание:
Не - частица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ:
Не - приставка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | + | + | + | + | + |
Не - частица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | + |
10. Классификационный диктант.
Учитель: Упражнение № 142. Распределите по видам орфограмм:
а) буквы о, ё в корне слова после шипящих,
б) буквы о, е в окончаниях существительных после шипящих,
в) буквы о, е в суффиксах существительных после шипящих,
г) буквы о, е окончаниях прилагательных после шипящих,
д) буквы о, е в суффиксах прилагательных после шипящих,
е) буквы ё в окончаниях глагола после шипящих,
ж) буквы о, ё в суффиксах причастий после шипящих.
(Ответ:
а) Черным, шорох, на жердочке, крыжовник
б) Свечой, товарищем, рощей, с мечом, лапшой, мячом
в) Снежок, галчонок, зайчонок, сучок, крючок, овражек, шапчонка, кукушонок, лягушонок, медвежонок, дороженька, дубочек.
г) В горячем
д) Ежовый, бежевый, холщовый, грушевый, песцовый
е) Бережёт, стережёт, стрижёт, рассечёт, пересечёт, испечёт
ж) Освещённый, освежённый, решённый, закопчённый)
11. Распределительный схематический диктант.
Учитель: заполните таблицу, записывая номера предложений в каждую колонку согласно схеме, расставьте знаки препинания:
12. Работа по карточкам.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание, определите падеж: № 1
О бушующ _м океане, с вернувш_мся родителем, задымивш_ся палку, колеблющ_мся учеником, льющ_ся дождя, о странствующ_й труппе, с движущ-йся колонной, в близлежащ-м лесу, колющ_ся розу, расположен_ лагеря, в багровеющ_м небе, на выделяющ_мся из толпы лице, с любопытствующ_ми людьми, с состоявш_м из ветчины завтраком, в посвежевш_м воздухе, о хранящ_ся документах.
Задание проверяется учителем.
(Ответ:
О бушующем океане, с вернувшимся родителем, задымившуюся палку, колеблющимся учеником, льющегося дождя, о странствующей труппе, с движущейся колонной, в близлежащем лесу, колющуюся розу, расположенного лагеря, в багровеющем небе, на выделяющемся из толпы лице, с любопытствующими людьми, с состоявшим из ветчины завтраком, в посвежевшем воздухе, о хранящихся документах.)
13. Подведение итогов урока.
14. Домашнее задание.
Учитель: объедините написанные вами на уроке работы, придумайте вступление так, чтобы у вас получилось сочинение о художнике И.К. Айвазовском или о море.