Цели:
- Образовательные: закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш, совершенствование навыков составления предложений с предлогами,
- Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; звуко-буквенный анализ слова; развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, общей и тонкой моторики.
- Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Модели Смешариков (Крош, Бараш, Нюша, Лосяш). Макет звука Ш, Панно “Комната с мебелью”. Панно “Буфет” с мнемотаблицей для рассказывания стихотворения. Панно для звукового анализа “Домик Кроша”, картонная буква Ш. Магнитофон. Аудиозапись “Круглой песни” из телепередачи, запись музыки для пальчиковой гимнастики “Кролик” Е. Железновой.
Индивидуальный раздаточный материал: Схемы слова и твердого согласного звука, синяя ручка , схемы предлогов, карточки для звуко-буквенного анализа, карточки для развития внимания, медали.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
И на нас на всех глядят.
И не строго, а с улыбкой.
Очень теплой и простой.
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим? Добротой!
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. Это – страна Смешариков.
(Педагог читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Логопед: Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите
Дети: Звук Ш.
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Выставляется макет звука.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.
Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед .
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?
Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.)
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик.)
Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Ш. Он у нас теперь красивый.
4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Логопед: Звук Ш и Бараш предлагают поиграть в игру “Повторялки”. Звук будет произносить слоги, а вы с Барашем их повторять так, как он скажет.
Ребенок берет Бараша и повторяет вместе с ним слоги с разным ритмом и интонацией.
5. Произнесение звука Ш в словах.
Логопед: А вот и домик Нюши. Нюша приглашает вас к себе в гости (панно “комната”).
Логопед: Возьмите конверты под номером 1 и достаньте схему слова и звука Ш, положите перед собой. Нюша просит вас назвать все предметы в комнате, в названиях которых есть звук Ш, и определить его место в слове.
Один ребенок называет слово, определяет место звука Ш, остальные выкладывают на схеме слова.
6. Произнесение звука Ш в предложениях с предлогами В, Из, За, Из-за.
Логопед: А теперь Нюша приглашает вас и своих друзей поиграть в игру “День, ночь”
Возьмите конверты под номером 2 и выложите перед собой схемы предлогов.
– Ночь, закрыли глаза. (Убираются фигуры Смешариков со стола, а на панно
добавляются их нарисованные изображения.)
– День, открыли глаза. Посмотрите, наши друзья спрятались.
Маша, подойди ко мне и скажи: “Куда спряталась Нюша?”
Ребенок: Нюша спряталась за шкаф.
Логопед: Какой предлог в этом предложении?
Ребенок: Предлог На.
Логопед: Покажи его. Покажите все предлог На. (Дети поднимают схему предлога.) Ит.д.
Логопед: Ночь. Закрыли глазки. (Убираются изображения Смешариков и выставляются на стол их фигуры.)
Логопед: День. (Дети открывают глаза.)
7. Физкультминутка под “Круглую песенку” на ковре.
Логопед: – А теперь Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.
8. Произнесение звука Ш в стихотворении по мнемотаблице.
Логопед: Посмотрите, какой красивый буфет у Нюши.
Давайте поближе рассмотрим, что Нюша хранит в своем буфете.
(Выставляется панно “Буфет”.)
Логопед: Маша, назови, что лежит на верхней полке.
Логопед: Петя, что лежит на средней полке?
Логопед: Коля, что лежит на нижней полке?
Нюша сочинила веселую считалку и предлагает вам ее выучить.
Послушайте ее:
Вот шипящая считалка:
Чашка, ложка и мешалка,
Кружка, нож и поварешка,
Кошка, пышка и лепешка.
Дети произносят еще раз хором. Затем по одной строчке 4 ребенка.
Логопед: Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся дальше в путь.
9. Звуко-буквенный анализ слова.
Выставляется панно “Домик Кроша”.
Логопед: Посмотрите, мы подошли к домику одного из наших друзей.
Хотите узнать, кто живет в этом домике? Возьмите конверты под номером 3 и ручки.
Чтобы узнать, кто здесь живет, нам надо определить, с какой буквы будет писаться каждое слово.
Ко мне выйдет Альбина. Назови первую картинку. С какой буквы напишем слово кошка? (С буквы К). Найди и прикрепи букву К. А вы напишите букву в квадратик. И т.д.
А теперь прочитаем, какое слово у нас получилось?
Ребенок: КРОЛИК.
Логопед: Да, здесь живет Крош и давайте про него мы споем песенку.
Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение.
Маленький кролик с большими ушами,
Розовым носом,
смешными усами
норку глубокую роет себе
сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит.
Кролик ушами всегда шевелит.
Слышит шаги и лисиц и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
11. Знакомство с буквой Ш.
Логопед: Крош хочет познакомить вас с буквой, которая дружит со звуком Ш и со Смешариками. (Выставляется картонная буква Ш.) Как называется эта буква?
Дети: буква Ш.
Логопед: Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Логопед объясняет и показывает написание буквы.) Давайте попробуем в воздухе прописать эту букву. Посмотрите, как я напишу ее на доске.
Развитие внимания.
Логопед: Крош приготовил для вас еще одно задание. Возьмите карточку под номером 4 и ручку. Вы видите буквы, среди которых надо найти букву Ш и обвести кружочком (показать на доске).
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким звуком вы познакомились сегодня? А с буквой? Вы, ребята, молодцы и Смешарики вас награждают за хорошую работу медалями.
Использованный материал:
- Екатерина Железнова. CD “Десять мышек”. Пальчиковая гимнастика “Кролик”.
- Интернет сайт http://www.zaycev.net/pages/6788/678858.shtml Смешарики – Круглая песенка.