Цели:
- Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
- Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
- Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.
Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2
– К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3
II. Актуализация знаний.
– Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)
– Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)
– О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)
– Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4
– Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?
– У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.
– Проверим, как вы справились. Слайд 5
ПРИРОДНЫЕ | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
дерево | шкаф |
трава | книга |
озеро | стол |
река | варенье |
нефть | бензин |
газ |
– Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6
Экономические ресурсы – это ресурсы… Природные ресурсы – это ресурсы… |
Слайд 7
– Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?
III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.
– Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8
Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.
Сценка.
Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.
– О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?
– Вы согласны с его предположением?
– Давайте послушаем ответ бабушки.
Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.
– Кто же был прав ?
– А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)
– Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9
- Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
- Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
- Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
- Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.
– Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?
– А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?
– Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)
– Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)
– Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)
– Так что же такое профессия? Слайд 10
- Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.
– На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11
IV. Физминутка.
Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).
Слайд 12
– Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)
– Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.
V. Финансовые ресурсы.
– А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13
– Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)
– Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14
А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)
– А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.
Слайд 15
1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.
Слайд 16
2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.
3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.
1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.
Слайд 17
2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.
– Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18
– В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19
Если посчитать все доходы государства, а потом соотнести их с тем, на что будут тратиться деньги, т.е. с расходами, то получится ,что рассчитали бюджет государства.
Давайте прочитаем, что такое бюджет.
- Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.
– Только ли у государства можно рассчитать бюджет? (Не только, ещё у учреждения и у семьи.)
– Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.
Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.
Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.
Игра «Бюджет семьи».
– Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?
– Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20
– Ребята посчитайте доход семьи.
ДОХОДЫ СЕМЬИ
- Зарплата папы – 10 000 руб.
- Зарплата мамы – 7 000 руб.
- Пенсия бабушки – 5 000 руб.
Итого: (22 000 руб.)
– Чему же равны доходы этой семьи?
Слайд 21
– А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.
– Прочитайте, из чего они складываются?
РАСХОДЫ (НОЯБРЬ)
- Коммунальные услуги – 3 000 руб.
- Питание – 8 000 руб.
- Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
- Лекарства – 500 руб.
- Разное – 1 500 руб.
Итого: (23 000 руб.)
– Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.
Посчитайте расходы семьи.
– Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.
Слайд 22
– Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.
Прочитайте, из чего они состоят?
РАСХОДЫ (ДЕКАБРЬ)
- Коммунальные услуги – 3 000 руб.
- Питание – 8 000 руб.
- Одежда – 3 000 руб.
- Лекарства – 500 руб.
- Разное – 1 500 руб.
Итого: (16 000 руб.)
– Чему равны расходы семьи в декабре?
– Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)
– Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.
– В этом случае ,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24
- Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
– Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)
– В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25
- Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.
– Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)
– Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?
Слайд 26
– Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)
– Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).
– Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:
- Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.
– Чтобы разумно вести хозяйство нужно уметь решать экономические задачи. Эконоше в его школе по экономике задали решить задачу. Он не может справиться и просит помочь ему.
Решение экономической задачи.
Слайд 27
Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
Литр бензина стоит 6 монет.
Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?
– Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)
– Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)
– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)
– Сколько затратит на автобусе? (25 монет)
– Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)
Слайд 29
– А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?
– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)
– Сколько затратит на автобусе? (100 монет)
– Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)
– Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)
Слайд 30
Количество пассажиров | Стоимость поездки на автобусе | Стоимость поездки на автомобиле | Вывод |
1 | 25 | 60 | ? |
2 | 50 | 60 | ? |
3 | 75 | 60 | ? |
4 | 100 | 60 | ? |
– Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.
Слайд 31
Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).
– А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32
– Кто из вас был когда-нибудь в банке?
Что такое банк? Кто может объяснить, поделиться впечатлениями? (Это учреждение. Там хранят деньги.)
Слайд 33
- Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.
– Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).
– Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)
– А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)
– Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)
– Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.
VI. Итог занятия.
– Итак, давайте подведём итог нашего разговора.
Слайд 34
– О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?
– Какие экономические термины теперь нам знакомы?
– Попробуйте некоторые из них узнать:
– Работа, требующая специальных знаний и подготовки.
– Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.
– Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.
– Превышение расходов бюджета над его доходами.
– Превышение доходов бюджета над его расходами.
– Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.
– Что научились решать?
– Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.
Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».
На них вы сможете купить конфеты в его магазине.