О технологии проектно-исследовательской деятельности
Эта технология является наиболее эффективным средством, способствующим профессиональному развитию и социальной адаптации личности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить границы учебных программ и выйти на новый уровень качества образования с учетом индивидуальных потребностей и умений учащихся, знакомит их с творческими, научными и исследовательскими видами деятельности, показывает перспективы будущей профессии, объединяет детей в группы по интересам и создает разновозрастные и межведомственные объединения.
Проект – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя, научного консультанта, педагога. Следствия проекта всегда должны быть реальными, т. е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретными выводами, а практическая – конкретным результатом: графиком, чертежом, готовым изделием, моделью и др. Выбранная тема должна быть актуальной, иметь практическую значимость, быть проблемной. Правильная и конкретизированная формулировка темы – залог успешной и целенаправленной работы над проектом.
Существенной частью содержания проектной деятельности являются следующие базовые компоненты:
- постановка проблемы;
- определение количества участников проекта, вид координации проекта, сроки исполнения, этапы работы над проектом;
- отбор и анализ литературы по данному вопросу, накопление фактов;
- формулировка темы проекта;
- выдвижение цели, задач, определение практической и теоретической значимости проектной деятельности;
- создание теории;
- постановка и проведение проектирования;
контроль, самоконтроль, обобщение, выводы, рекомендации;
- оформление проекта;
- защита проекта, обсуждение проекта.
Базовые умения и навыки работы над проектом необходимо формировать и развивать в начальных классах школы, где основой основ является соревновательный дух и потребность в вербальном и невербальном общении. Любой возникающий в процессе языковой деятельности вопрос «Почему?» может послужить отправной точкой мини-проекта, а результат проектной деятельности повысит мотивацию учащихся в несколько раз.
Урок по теме «О вкусах не спорят» разработан для учащихся 3 класса и может быть рекомендован для проведения в начальных классах школы или на занятиях кружка.
Удивление и негодование по поводу несовпадения своих собственных вкусов и вкусов своих одноклассников в еде и напитках вызывает потребность узнать больше о других людях: сначала о своих сверстниках (друзьях и одноклассниках), потом о своих родственниках, а также о том, что было раньше, когда ближайшие и более отдаленные родственники были детьми. Работа, однажды начавшись на уроке (парные и групповые формы), продолжается вне урока, а конечный результат данного мини-проекта представляется на итоговом уроке по теме «Еда и напитки».
Тема урока: «О вкусах не спорят » (“Tastes Differ”)
Цель урока: развитие навыков устной речи.
Задачи урока:
образовательные
1. развивать умение составлять краткие высказывания личностно-ориентированного характера;
2. развивать умение запрашивать информацию (общие, специальные, альтернативные вопросы);
3. совершенствовать навыки устной речи с использованием лексических и грамматических единиц по теме;
воспитательные
1. развивать навыки коллективной работы на уроке;
2. способствовать установлению благоприятного психологического климата в группе;
3. развивать навыки ведения творческого диалога;
развивающие
1. развивать навыки ведения аргументированной беседы;
2. расширять кругозор и обогатить представления учащихся по теме;
3. способствовать укреплению навыков рефлексии;
4. способствовать дальнейшему формированию умений анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оснащение урока: карточки с изображением транскрипционных значков, иллюстративный раздаточный материал, карточки учащихся с изображением продуктов питания, листы формата А 4, фломастеры.
Ход урока
I Фонетическая разминка
Активизация артикуляционной базы, правильное воспроизведение английских звуков и активных лексических единиц по теме «Еда и напитки».
II Речевая разминка
Фронтальная беседа с учащимися по теме с использованием активных грамматических структур (Present Simple, Present Continuous, Past Simple):
- Do you like to eat/drink…?
- Do you have ….for breakfast/lunch/dinner/supper?
- What do you prefer eating/drinking?
- What do you eat when you are hungry/drink when you are thirsty?
- Does your mother/brother/grandfather…like to eat/drink?
- What does your aunt/uncle… usually have for dinner/supper?
- Are you eating/drinking…?
- Would you like to eat/drink…?
- Did you eat/drink… yesterday?
- What did you have for breakfast/lunch/dinner/supper yesterday?
- What did your father/mother/sister/cousin… have for… yesterday?
III Работа в парах «Второе знакомство» (“Guess What I Like”)
Работая в парах, учащиеся стараются как можно больше узнать о вкусовых предпочтениях своих партнеров. Они поочередно задают разные типы вопросов по теме и фиксируют ответы своих одноклассников.
IV Работа в группах «Теперь я знаю, что…» ( “I know that…”)
Объединяясь в группы из 4 человек, учащиеся рассказывают своим новым партнерам, что они узнали о вкусовых предпочтениях своих одноклассников, а также делают первые выводы о сходстве и/или различии вкусов ровесников.
I know that (Mike) likes…but (he) doesn’t like…
I know that (Liz) usually has … for breakfast/dinner/supper…
I know that (Mary) eats …when (she) is hungry/drinks when (she) is thirsty.
V Оформление результатов групповой работы
На листах формата А 4 учащиеся составляют следующую таблицу (шаблон предоставляется учителем или разрабатывается учащимися самостоятельно):
Name |
Food you like |
Food you dislike |
Drinks you like |
Drinks you dislike |
Breakfast |
Lunch |
Dinner |
Supper |
When you are hungry/thirsty |
Mike |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Liz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Mary |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Alec |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI Афиширование результатов
Представители групп размещают свои таблицы на доске и комментируют результаты опроса.
VII Рефлексия
Учащимся предлагается выразить свои эмоции об уроке и своем участии в нем с помощью стикеров разных цветов (желтый, оранжевый, сиреневый, зеленый):
1. Меня удивило… (I was surprised at…) – желтый (yellow card).
2. Я понял(а)… (I’ve understood that…) – оранжевый (orange card).
3. Мне бы хотелось… (I’d like to…) – сиреневый (violet card).
4. Меня огорчило… (I was upset with…) – зеленый (green card).
На данном этапе свои ощущения обучающиеся записывают на родном языке.
VII Итоги уроки и разъяснение домашнего задания
Задача учителя – поддержать учащихся в новом для них виде работы, стимулировать их интерес к дальнейшему изучению темы и проведению второй части самостоятельного исследования вне урока («Вкусы людей другого поколения (родителей и других родственников) вчера и сегодня»).