Изображение и фантазия. Изображение несуществующего животного

Разделы: МХК и ИЗО


Цель
Формирование у обучающихся  навыков коллективной творческой деятельности.

Задачи

  1. Формирование у обучающихся умения создавать в рисунке образ несуществующего животного, способом соединения разных частей реальных животных;
  2. Развитие фантазии, творческого воображения, композиционных навыков, глазомера, чувства формы, цвета; умения работать над коллективной композицией.
  3. Воспитание самостоятельности, творческой инициативы.

Оборудование урока
Зрительный ряд.
Сказочный персонаж: птица Говорун,  конверт с письмом, иллюстрации с изображением фантастических животных,  дидактическая игра «Сложи фантастическое животное».

Художественные  материалы.

Бумага формата А-4, простой карандаш, гуашь, кисти,  палитра, баночка,  клей, клеевая кисть, клеенка, салфетка, ножницы, фон для коллективного панно в виде неизвестной планеты.

Литературный ряд.

Стихотворение Г.Граубина  «Прощание с детством».

Музыкальный ряд.

 Поль Мориа «В мире животных», голоса животных «Звуки природы»,  К. Сен-Санс. «Карнавал животных», аудиозапись (для физминутки) «Зверобика»

Форма организации

 Комбинированная, совместно – индивидуальная и совместно – взаимодействующая.

Методы и приемы

Словесные: слово учителя, беседа, сравнение.

Наглядные: коллективное рассматривание иллюстраций с изображением фантастических животных.

Игровые: дидактическая игра «Сложи фантастическое животное».
Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудиозаписи.
Практические:индивидуально - коллективная работа учащихся; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом.
Творческие:творческая работа.

План урока:

1. Организационный момент
2. Активизация восприятия
3. Восприятие иллюстраций с изображением фантастических животных, дидактическая игра
4. Объяснение последовательности выполнения работы
5. Самостоятельная совместно - индивидуальная работа
6. Музыкальная разминка
7. Коллективная работа
8.  Эстетическая оценка
9  Итог

1 мин.
5 мин.
3 мин.
1 мин.
20 мин.
2 мин.
5 мин.
2 мин.
1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности  к занятию.

2. Активизация восприятия

Звучит музыка Поля Мориа «В мире животных». Появляется птица Говорун. <Приложение 1>
- Сегодня у нас на уроке гость – Птица Говорун. Он летает между звездами, побывал на самых далеких неизвестных планетах. Говорун – умный и сообразительный, даже умеет сочинять стихи. Одно стихотворение он послал  нам.
Учитель читает стихотворение Г.Граубина «Прощание с детством».

Я жил в стране Фантазии
С веселыми дружками, мы по деревьям лазили,
Бродили меж кустами..
А рядом с нами прыгали
Диковинные звери:
Хаврюги,
Хвостодрыгалы,
Зубастые хвостери.
Шли по пятам унылые
Хрюгавы, бубобрюхи,
Плюгавы кривокрылые,
Рогатые свистюхи.

- Говорун записал голоса этих животных. Хотите послушать?
Звучит аудиозапись «Звуки природы», дети слушают с закрытыми глазами.
Учитель обращает внимание детей на слова, написанные на доске: хрюгав, плюгав кривокрылый, рогатые свистюхи.
- Как вы представляете этих животных? Опишите их образы. (ответы)
- Встречались ли вы в реальной жизни с такими существами? (ответ)
- Где можно встретить таких животных? (Ответы) Правильно, только в придуманном, фантазийном мире можно уидеть таких животных.

Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.

3.  Восприятие иллюстраций с изображением фантастических животных

- Говорун принес нам игру «Сложи фантастическое животное».  <Приложение 2> Два человека (указать имена детей) будут выкладывать диковинное животное на доске, остальные будут играть за общим столом. Подходите к столу, выбирайте любую стопку карточек.
Дети выкладывают фантастических животных. Рассматривают, что получилось. Затем педагог обращает внимание на изображения животных, выложенных на доске.
- Из каких частей вы сложили этих диковинных зверей? (из частей разных  реальных животных).
Дети называют части тела тех животных, из которых они их складывали.
- Попробуйте дать им название.

4. Объяснение последовательности выполнения работы

- Молодцы, ребята! Вы справились со сложным заданием. А хотите вы создать фантастическую планету, населенную диковинными зверями? (ответ) Выполним тогда коллективную работу – нарисуем несуществующих животных  и наклеим их на поверхность планеты.
1. Выполнение наброска простым карандашом.
2. Вырезание животного.
3. Работа в цвете гуашевыми красками.
3. Наклеивание животных на общее панно.
- Птица Говорун принес нам на урок волшебную музыку, которая будет звучать во время рисования. Слушайте ее внимательно, она поможет вам раскрыть фантастический образ.

5. Практическая индивидуальная работа

Звучит музыка К.Сен-Санса «Карнавал животных», дети выполняют  набросок простым карандашом, вырезают, раскрашивают гуашью. <Приложение 1>

6. Музыкальная разминка

«Зверобика» (аудиозапись)

9.   Коллективная работа

Дети наклеивают животных на общее панно. <Приложение 1>

10. Эстетическая оценка

- Посмотрим, что получилось: смешно или страшно?
- Какие изображения получились наиболее фантастическими? В чем их выразительность?
- Как бы вы назвали придуманную вами планету?

11. Итог
- Любая фантазия художника всегда опирается на правду жизни, реальную действительность, и только научившись видеть, воспринимать окружающий вас мир вы сможете фантазировать. Сегодня вы научились создавать сказочные, фантастические образы. Молодцы!
Вручение жетонов за успешную работу.