Цели: Формирование здорового образа жизни.
Содействие формированию у учащихся школьных традиций по проведению спортивных праздников.
Задачи: Способствовать укреплению здоровья детей и формированию у них важнейших двигательных навыков и умений.
Воспитывать дисциплину, организованность, коллективизм и трудолюбие.
Пропагандировать физическую культуру и спорт среди учащихся всех классов школы.
Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями в школе, кружках.
Место проведение: стадион школы, украшенный праздничными флагами и плакатами.
Участники соревнований: учащиеся начальной школы.
Инвентарь: канат, обручи, скакалки, теннисные мячи, кубики, эстафетные палочки, мел, компьютер.
Общее руководство праздником осуществляет организационный комитет, который привлекает к работе физоргов классов, спортивный и родительский актив и учителей. Большую помощь в подготовке оказывают учащиеся старших классов.
В состав организационного комитета входят: директор школы – председатель комитета, учителя физической культуры – заместители председателя, председатель совета физкультуры, учителя рисования и пения – члены комитета по оформлению праздника, старшие судьи, врач.
Проведению праздника предшествует большая предварительная работа. На совещании при директоре школы оговариваются и утверждаются план и соревновательная программа праздника, выбираются педагоги и учащиеся старших классов для судейства соревнований, загодя определяется текст объявления со схемой маршрута и программой состязаний. Непосредственно перед праздником судьи вместе со мной готовят места соревнований, подбирают и устанавливают необходимый инвентарь. Не обходится и без своеобразного судейского семинара.
Праздник организуем на стадионе школы. Соревнования проходят по принципу круговой тренировки, заранее размечены станциями, на которых ребята будут выполнять определенные упражнения. Количество станций и виды состязаний на них меняются в зависимости от числа участников и их пожеланий. Но принцип организации соревнований всегда остается одним и тем же.
Классы соревнуются по параллелям (1-е с 1-ыми, 2 - е со 2-ыми, 3-е с 3-ими, 4-е с 4-ыми). За основу взята хорошо знакомая всем пятибалльная
система оценок.
В день соревнований все классы, участвующие в празднике, собираются у школы вместе с классными руководителями и родителями. В 10.00 утра все участники строятся по классам на стадионе школы, под звуки спортивного марша идут в колонны по три. Я, как главный судья соревнований, после команд: "Становись, Равняйсь, Смирно - Равнение на середину!", сдаю рапорт директору школы. Приветствие директора школы участникам праздника. Физорги классов под звуки Государственного Гимна РФ поднимают флаг России. Я, как главный судья, напоминаю о программе соревновании и знакомлю участников с судьями на станциях. Вручаю классным руководителям маршрутные листы, в которых отмечены начало и порядок прохождения дистанции соревнований каждым классом, и они вместе со своими учениками направляются на свои станции. Каждая параллель классов начинает соревнования на определенной ей станции.
В 10.15час на всех станциях дается общий старт. На стадионе установлены такие станции.
1-я станция. Перетягивание каната.
От каждого класса участвуют по 10 человек девочек и мальчиков отдельно.
2 -я станция. Прыжок в длину с места.
От каждого класса участвуют по 10 человек девочек и мальчиков отдельно. Первый участник прыгает, второй прыгает с места приземления первого; третий прыгает с места приземления второго и т.д.
Выигрывает команда, которая дальше всех прыгнет.
3-я станция. Вращение обруча туловищем в течение 1 мин.- 4 класс; 45 сек. - 3 класс; 30 сек - 2 класс; 30 сек – 1 класс. От каждого класса выступают 10 человек. По сигналу все 10 участников начинают вращать обруч. Если кто-то уронит обруч, он покидает место соревнований. За безошибочное вращение обруча всеми участниками класса в маршрутный лист становится оценка «5», при падении одного обруча — «4», двух — «З», трех — «2», четырех — «1». При падении 5 или 6 обручей класс не получает ни одного балла.
4-я станция. Челночный бег 4х9 м. От каждого класса участвуют по 5 мальчиков и 5 девочек. Соревнование проходит в виде эстафеты. На линию старта участники становятся в колонну по одному, друг за другом, вначале все мальчики, затем все девочки. На расстоянии 9м от линии старта кладутся на землю маленькие кубики. Каждый участник добегает до кубика, кладет его и берет другой, возвращается к линии старта, вновь бежит до кубика, меняет их и направляется к линии старта, где касанием руки следующего участника передает ему эстафету. Так же преодолевают дистанцию 9 остальных членов команды класса.
Система оценок. Выигравшая команда получает оценку "5" баллов
второе место - 4 балла; 3 место - 3 балла и т.д.
5-я станция. Броски теннисного мяча в мишень, на высоте 2м от пола. От каждого класса участвуют по 5мальчиков и 5 девочек. Классы соревнуются по параллелям на станции поочередно. Каждый участник команды бросает мяч. Участники команды встают в колонны по очереди бросают мяч в мишень в течение 2 мин. Сколько мячей попало в цель, столько участнику и засчитывается баллов.
Перед тем как перейти к следующей станции, сделаем небольшое отступление. Обычно в соревнованиях, организуемых по принципу круговой тренировки, очень важно так развести виды состязаний по станциям, чтобы на какой-либо станции не могли «столкнуться» очередные команды, чтобы следующая параллель классов, не ждала, пока закончат свои выступления команды предыдущей параллели классов. Сразу скажу, что у нас такого никогда не возникало, а если все-таки такое произойдет, особо беды не будет, так как общее время прохождения соревнований каждой командой в наших соревнованиях не учитывается и время задержки не отразится отрицательно на результатах какой-либо команды.
Не менее важно также, чтобы от каждой команды класса выступало на станциях как можно больше участников, чтобы одни и те же ученики класса не были своеобразными палочками-выручалочками на каждой станции, особенно на тех, где состав команды ограничивается. Чтобы этого избежать, я ограничиваю количество зачетных выступлений каждого члена команды класса, например, чтобы он выступал не более чем на трех станциях. И по этому прошу классных руководителей в заявках на соревнования отмечать, кто из учащихся будет выступать на каждой станции, а в маршрутном листе судьи в этом случае будут отмечать соответствие составов команд поданным
заявкам. Естественно, если кто-то заболел или получил травму, я разрешаю командам делать замены одних участников другими, но опять таки, чтобы никто не выступал на различных станциях более оговоренного количества раз.
6-я станция. Прыжки через скакалку.
Проводится в виде эстафеты, по 10 человек девочек и мальчиков располагаются в одну шеренгу. Первый участник делает 10 прыжков и передает скакалку второму, второй делает 10 прыжков и передает третьему и т.д. Выиграет команда, показавшая меньшее время в эстафете.
7-я станция. Круговая эстафета с этапом 80м.
От каждого класса участвуют по 4 мальчиков и 4 девочек. На линию старта участники становятся по одному. Каждый участник, пробежав этап, передает эстафетную палочку следующему участнику.
Система оценок: Выигравшая команда получает «5» баллов, за 2-е место «4» балла и т.д.
После окончания состязания на своей последней станции учащиеся остаются на стадионе отдыхают, играя в подвижные игры, а капитаны команд - классов направляются в спортивный зал, где сдают маршрутные листы классов главному секретарю соревнований, который вносит все данные в сводную ведомость в компьютер.
Судейская коллегия подводит окончательные результаты, праздничных состязаний (классы распределяются в итоговой ведомости согласно большей суммы баллов, полученных на всех 7 станциях).
Примерно через 15 мин. следует общее построение всех участников на стадионе школы. Победителям и призерам вручают грамоты и сладкие призы. Отмечают и другие классы за проявленную силу воли, отменную организованность, взаимовыручку и другие заслуживающие уважения качества. Не забывают организаторы поблагодарить и судей соревнований, наиболее активных классных руководителей, родителей учащихся. По окончании процедуры награждения капитаны команд - классов победительниц параллелей спускают флаг России, фотографируются на память и дружными рядами уставшие, но получившие огромный заряд бодрости отправляются на чаепитие в столовую.
После праздника учитель физической культуры вместе с активом вывешивают таблицы с результатами соревнований, фотографии классов победителей. Подготавливают фотомонтаж в школьную газету.