Система воспитательной работы в ГПД, направленная на развитие читательского интереса у младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима.  Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, дети потеряли интерес к чтению.

Главная цель воспитания – развитие личности.  Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Задачи  воспитательной системы:

  • приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного им поведения;
  • формирование креативности, «творческости» как черты личности.

Начиная работу в этом направлении, мною было проведено небольшое исследование,  Итак, задумаемся:  Современный читатель…

Каков он? Какие качества его отличают? Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами?  Почему не каждый ребёнок мечтает стать настоящим читателем?

Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, но и владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе.

Многие педагоги, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!   Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский, – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».

На данный момент для чтения детей характерно:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
  • сокращение чтения в свободное время;
  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Общение с книгой  воспринимается как продолжение урока за рамками класса.  Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

Итак, выделим причины снижения интереса к чтению:

  • усиление влияния средств массовой информации;
  • резкое изменение общественной жизни;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности,  так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

С.Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели».

В обучении чтению различают четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Такое вычленение основных качеств   чтения касается только техники раскодирования языковых знаков. Оно никак не отражает высшей цели чтения: познавать себя, то есть найти для себя в мире книг подходящих собеседников.  Чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Все вышесказанное обуславливает  необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

Воспитание совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. Соответственно говоря о системе воспитания необходимо руководствоваться принципом гуманистической ориентации и индивидуального подхода.

В работе с детьми мною использовались следующие методы досуговой педагогики:

  • метод игры и игрового тренинга – Игра самостоятельный и очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);
  • метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);
  • методы состязательности – основан на развитии когнитивных навыков: понимать инструкцию, помнить правила, с этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы;
  • метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчивость и привнесении своего творческого начала;
  • метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.

Воспитание интереса к книге является одним из направлений  воспитательной работы в группе продлённого дня. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детского коллектива, их связываем и с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны. В классе работа по формированию читательского интереса осуществляется не только через уроки, но и через внеурочную деятельность. Досуг ребёнка во второй половине дня должен носить активный деятельностный характер. Ребёнок имеет свободу выбора занятий, которые соответствуют его интересам и возможностям.

В организации воспитательных досуговых занятий я выделяю следующие содержательные блоки, в каждом из которых присутствует работа с книгой:

Детское чтение.

Содержание: научно-популярная и художественная литература, детские периодические издания.

Формы занятий:

  1. Чтение детьми произведений про себя и вслух; слушание произведений, читаемых взрослыми.
  2. Обмен мнениями о прочитанном, обсуждения, читательские конференции.
  3. Сотрудничество со школьной библиотекой (посещение библиотеки, тематических выставок в ней, выступления библиотекаря).
  4. Конкурсы чтецов, рисунков к произведениям.
  5. Проведение литературных интеллектуальных познавательных викторин, игр, кроссвордов.

– Правиловедческие занятия.

Содержание: правила поведения в школе; правила санитарии и гигиены; правила поведения в общественных местах; правила дорожного движения; правила хорошего тона и т.д.

Формы занятий:

  1. Чтение материалов периодической печати с комментированием и обсуждением.
  2. Этические и правовые беседы.
  3. Конкурсы, викторины, игровые программы на знание правил.
  4. Практикумы и тренинги по правовому поведению и профилактике травматизма.
  5. Выпуск энциклопедии полезных советов.

– Искусствоведческие занятия.

Содержание: живопись, лепка, искусство оформления, прикладное искусство, театральное искусство, искусство танца и т.д.

Формы занятий:

  1. Подготовка выступлений, номеров к концертам, участие в  конкурсах.
  2. Подготовка и проведение праздников.

– Интеллектуально-познавательные игры.

Содержание: различные игровые модели.

Формы проведения:

  1. Коллективные проекты.
  2. Коллективные творческие дела.
  3. Игровые программы

Организация в ГПД  коллективных проектов  позволяет каждому ребёнку «найти себя» в общем деле. Невольно при таком подходе задействуются все блоки, обеспечивается непринуждённая и доброжелательная обстановка, назидательность сводится к минимуму.

Остановимся немного подробнее на одном из таких проектов, который был разработан и реализован мной совместно с учениками четвёртого класса в течении учебного года. Мы назвали его «Наш книжный уголок». (Приложение 2)

Целью проекта было развитие интереса к чтению и книге.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • развивать технику чтения;
  • прививать интерес к книге и её автору;
  • познакомить детей с разными жанрами художественной литературы;
  • научить детей составлять краткий рассказ – представление книги.

Первый этап – подготовительный – включал в себя:

  • Стартовую беседу на тему: «Из истории развития письменности»;
  • Клубный час «Книжкина больница»;
  • Экскурсию в школьную библиотеку.

На втором этапе – основном – работа по проекту организуется параллельно по трём направлениям или блокам.

а) Первый блок включает в себя подготовку каждого ребёнка к конкурсу отзывов о прочитанной книге «Мои размышления о прочитанной книге».

б) Второй блок включает в себя небольшие беседы по литературным жанрам художественных произведений.

в) Третий блок включает в себя знакомство с биографиями наиболее читаемых детских писателей.

Третий этап – подведение итогов – включает в себя:

  • Создание и выпуск альбомов с детскими работами: «Писатели о себе», «Книги, которые мы читаем»;
  • Создание из подаренных классу книг классной библиотеки: Разделение книг по жанрам, составление списка произведений, назначение библиотекаря, открытие библиотеки.

Значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению позволяет использование компьютерных технологий во внеклассной работе.

Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

Своевременный и тесный контакт с родителями воспитанников позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников.  Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося», индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

В работе используется презентация (Приложение 1).