Восхождение на пик производной. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Ход урока

1. Организационный момент

На доску прикрепляется плакат с планом маршрута (рисунок дан в Приложении 2). На этом плакате, в тех местах, где происходит общий сбор групп, прикреплены две таблички пока с пустыми клетками.

             

Тому ученику, который первый решает задание или верно отвечает на поставленный вопрос, разрешается открыть любую букву. Последовательно открывая буквы, ребята называют слово. Применяя знания, полученные в ходе викторины, дают толкование этому слову Ответы: №1. №2.

ф л ю е н т а
ф л ю к с и я

Это синоним слова функция. Второе слово означает скорость изменения функции.

2. Устный счёт. Вопросы:

1. Истинно ли что

а) для

    = 1– критическая точка;

б) для

    = 0 – не является критической точкой.

2. Найдите критические точки функции:

а)

б)

3. Определите, какие функции являются а) строго убывающими, б) строго возрастающими.

1)

2)

3)

4)

5) ;

6) ;

7) .

4. Дан график функции на рисунке 1.

Рисунок 1

Определить на каком промежутке возрастает.

5. Указать какой формулой задан график функции на рисунке 2.

Рисунок 2

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

3. Работа в группах по плану маршрута.

Далее учащиеся выбирают индивидуальный маршрут из трёх предлагаемых по карте.

Первая группа работает вместе с у чителем, а две другие идут самостоятельно, выполняя предложенные задания по своим направлениям. Первая запланированная встреча всех групп на привале “Функция”.

План маршрута
(выдаётся каждому на парту)

Первая группа

На плане выделено синим цветом

Вторая группа

На плане выделено чёрным цветом

Третья группа

На плане выделено красным цветом

1. Устная работа по графикам (вместе) 1. Исследовать функции и построить графики.

I вариант:

а) ;

б) y =;

II вариант:

а) ;

б) y =

1. Определить промежутки возрастания функции

2. Привал “Ромашка”

а) Теория

б) Найти производные функций

2. Сделать вывод о том, что общего в функциях и построенных графиках. Нарисовать кому-нибудь из группы графики на альбомном листе бумаги и подготовить сообщение. 2. Определить при каких значениях переменной а уравнение *

2

3 = 0

имеет ровно два корня.

3. Заслушать выступления учащихся второй группы

Заслушать выступления учащихся третьей группы с заданием*

3. Заслушать сообщение учащихся третьей группы о решении уравнения * на привале “Функция” 3. Задача** (СПГУ им. Герцена).

Дана функция:

Найти:

а) Область определения

функции,

б) Начертить график:

g(x) = ·

в) Найти точки пересечения графиков

функций и

4. Задание на дом:

№281(а), №286(б), задача *.

4. Задание на дом:

№301(6), №295(г) + построить график функции.

4. Задание на дом:

№295 (г) + график. Задача ** – дорешать.

5. Самостоятельная работа

6. Подведение итогов.

5. Самостоятельная работа

6. Подведение итогов.

5. Самостоятельная работа

6. Подведение итогов.

2. Привал “Ромашка”.

а) Теория.

1. Что называют критическими точками.
2. Точки экстремума функции.
3. Достаточный признак возрастания и убывания функции.
4. Теорема Дарбу и теорема Ферма.
5. Необходимое и достаточное условие существования экстремума.

б) Найти производные функций, записанных на листках ромашки.

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. ; ; .

3. Привал “Функция” – общее место сбора.

Исследовать функцию и построить график:

I ученик – ; ; III ученик – .

Обобщить построения ; Эта функция называется ЛОКОН АНЬЕЗИ.

График этой функции помещён на стенде + см. Приложение 3.

4. Привал “Построение графиков функций”

Работа по группам по плану маршрута.

5. Привал “Вершина горы”

Самостоятельная работа.

Заслушать сообщения всех групп. Подвести итоги.

Можно устно с классом поработать перед самостоятельной работой (см. Приложение 5)

Провести самостоятельную работу по группам (см. Приложение 4).

6. Подведение итогов урока и итогов викторины.

Вопросы викторины см. в Приложении 1. Награждение победителей викторины.