Воспитание будущих художников

Разделы: МХК и ИЗО


Уроки истории изобразительного искусства в Детской школе искусств выполняют функции обучения и воспитания. В этой работе я делюсь опытом нравственно-эстетического воспитания детей – маленьких, и возможно будущих художников на уроках по теме «Искусство первобытного общества». На этом этапе решаются задачи раннего предпрофессионального художественного и обучения элементарным, фундаментальным знаниям в цикле тем «Искусство Древнего мира». Учебные цели уроков эффективнее достигнуть путем исполнения воспитательных целей. Но воспитывать может лишь такое содержание занятия, которое вызывает эмоции и субъективные переживания.

В небольшом отступлении скажу о некоторых особенностях методики обучения.

Для профессионального роста наших учеников – будущих художников значимо изучение опыта изобразительного мастерства, знаний и навыков, выработанных поколениями мастеров прошлого. В передаче знаний о видах, жанрах, техниках, разнообразии способов обработки материалов в произведениях первобытных художников раскрываем привлекательность освоения и возможного овладения соответственными художественными специальностями. Это важные моменты обучения, которым уделяется особенное внимание и время.

В системе уроков обязательно используются практические методы знакомства с произведениями первобытного искусства в их карандашных учебных «копиях» – набросках, ведь мы обучаем художников. Используются и другие методы, среди которых устные и письменные задания, мини конкурсы и викторины.

Произведения первобытного искусства на территории нашей страны и Европы, связаны, прежде всего, с изображением разных видов животных. Эти анималистические изображения выполнены в разных материалах, и то похожи на красочные фрески на скалах и камнях, то – на скульптуры, круглые или рельефные. Исключительность композиций с изображением животных, высокое мастерство в передаче сложных положений фигур и силуэтов, точность глазомера художников прошлого в изображении их анатомических и пропорциональных особенностей, характера и повадок не может оставить учеников равнодушными. Они выражают свои чувства восхищения изображениями, сами просят перерисовать их в свои тетради. И тогда, эмоционально воспринятые знания легко соединяются с теоретическими знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, усваиваются и применяются, затем, например, в аналитическом разборе произведений первобытных художников.

Каждый урок для меня – это целый мир, и это – импровизации, когда уроки не похожи один на другой, а их структура – живая и подвижная. Важно чувствовать реакцию учеников и влиять на нее. Выражение их глаз, ответный эмоциональный отклик на слова – все имеет огромное значение. На примере изучения темы первобытного искусства я показываю, как это становится возможным через соединение эмоциональной и познавательной составляющих урока. Просмотр произведений искусства первобытного общества рождает множество ассоциативных связей, которые могут оказывать воспитательное воздействие. Например, это могут быть факты жизни и деятельности всемирно известных выдающихся археологов, искусствоведов, с их бескорыстной любовью и жертвенным отношением к искусству. Наряду с примерами и фактами биографий Ф. Шампольона, Г.Шлимана, А.Эванса и Г.Картера, вспоминаем имя Нины Николаевны Гуриной – ученого с мировым именем, доктора исторических наук, археолога, изучавшую сокровища Кольского полуострова и, написавшую об этом замечательную книгу «Время, врезанное в камень». Приводя эти примеры, мы воспитываем уважение к великим ученым и их делу и, возможно, проектируем будущее наших детей.

Важны любые, даже самые незначительные, на первый взгляд, воспитательные моменты обучения. Значимо проявление интереса, сопереживания и сочувствия услышанному или увиденному со стороны ученика-будущего художника, которое непременно перетрансформируется в его личный опыт и знания.

В индивидуальном подходе к детям, помогая их эмоциональному развитию, чаще обращаешься с вопросами, следишь за реакцией каждого ученика. Большую радость вместе с учениками испытываешь, когда случаются ситуации успеха, когда у них что-то получается лучше, чем всегда. Например, Алеше не сделать быстрый набросок «копию» лучше других, но у него хорошая память, и к нему я могу обратиться за знанием подробностей изучаемого материала и похвалить его. Или, наоборот, Володе трудно дается теория искусства, но он прекрасно справляется с заданием, в котором нужно подобрать образные слова и выражения, характеризующие произведения первобытного художника. Я радуюсь их успехам, и это стимулирует учеников на новые усилия. Понимая важность воспитательных моментов обучения, ищу любую возможность находить и ставить их в ситуации переживания и сочувствия. Наши маленькие художники обладают способностью мыслить образами, окрашивая все увиденное своими эмоциями, и эту особенность мы используем. Для каждого урока программируем мотивации и вызываем эмоции. Эмоционально вовлеченный ученик – будущий художник легче открывается навстречу воспитательным моментам урока.

Способствуя эффективности воспитательных моментов уроков, в содержании учебного материала делаю акцент на приближение изучаемой темы к памятникам истории и культуры региона Кольского полуострова, нашей малой Родины. Они не так широко известны, как изучаемые по программе, и не входят в их число. Однако, я считаю необходимым включать знание о них в общие знания по теме. Именно они привлекают к себе особое внимание детей и помогают в формировании эмоциональной отзывчивости, воспитании бережного отношения и ответственности за сохранность этих и любых других памятников истории и культуры. Наш край, Мурманская область насыщена такими памятниками, созданными его древними жителями – саамами . Приблизительно, они датируются каменным (4 тыс. лет до н.э.), бронзовым (1-2 тыс. до н.э.) веками, и, возможно, относятся к саамскому средневековью (1-1,5 тыс. лет н.э.). Это остатки древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы называли Гиперборейской. Небольшой рассказ о ней привлекает и интригует учеников. Уже захваченным темой, я предлагаю им знакомство с уникальными мегалитическими сооружениями: сейдами, лабиринтами и петроглифами.

Сначала представляю Сейды. <Рисунок 1, 2, 3> Их относят к доисторическим сооружениям- мегалитам ( от греч. «megas» – большой, «litos» – камень) . Говоря современным языком, это «инсталляции», выполненные из больших камней, встречающиеся в Скандинавии и России на территории Кольского полуострова и Карелии. Все большее число туристов приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть их. В переводе с саамского языка Сейд – значит «дух камня». Местные жители наделяли их сверхъестественными свойствами, считая, что они могли передвигаться и даже перелетать на другое место. Для саамов (лопарей) они являлись покровителями, поэтому, им приносили жертвы в виде рыбы, оленьих рогов и прочего, чтобы получить поддержку в промыслах. Вид камней внушает страх и удивление. Стоящие на возвышенных местах, они напоминают иногда фигуру человека или какого-то существа. До сих пор не известно, каким способом устанавливались эти многотонные каменные комплексы, но научно определено, что они не природного происхождения. Особенно поражают камни, поставленные на несколько более мелких камней, часто в неустойчивом положении, стоящие на краю пропасти или, закрывающие расселину в скале. Кажется, что они сейчас оживут и пойдут или полетят по своим, только им ведомым делам. В глубине Хибинских горных массивов есть место, которое называется «плато сейдов» с удивительным многообразием камней по размерам, формам и их установке в ландшафте. Когда на экране появляются их изображения, ученики не могут сдержать эмоции, восклицания «вот это да!», «ух ты!» слышны от каждого. «Вот бы посмотреть их там, в горах», – мечтают они.

А горы совсем рядом, видны за окнами школы и манят к себе, как манили художника Н. Рериха. Его взгляд художника – философа и его поэтическая фантазия преобразили горы, ущелья и скалы, которые в картинах предстают величественными и сказочными. А его «Святогор» -это олицетворение героя, вечно и незримо, стоящего на страже родной земли. Земли, на которой сохранились до наших дней многие древности, среди которых и наши сейды.

<Рисунок 12, 13, 14>.

Не менее захватывающей для детей является история нахождения и исследования «Лабиринтов». < Рисунок 4, 5, 6.> Они известны на Кольском полуострове, Соловецких островах, ряде других островов и побережье Белого моря. На Руси северные лабиринты назывались «вавилонами». На большом экране рассматриваем эти сооружения, и я прошу учеников высказать свои впечатления. В их репликах видна заинтересованность. Дети называют лабиринты необычными, похожими на орнамент с узорами–линиями. Да, действительно, они красивы сами по себе и украшают землю. Отмечаем, что они сложены из небольших природных камней до 50 см, в подавляющем большинстве округлых, окатанных морем в многократно извивающуюся линию, образующую спиралевидную фигуру. Диаметр лабиринта может быть от пяти до тридцати метров. Есть предположения относительно их использования в ловле рыбы, которая, по этой версии, должна оставаться в камнях при отливе морской воды. По другой версии предполагается использование лабиринта в сакральных целях. В научной литературе говорится, что спиралевидные изображения встречаются практически по всему свету и выступают в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу в языческой культуре. Детям интересно высказать собственные предположения, сравнив, лабиринт, например со Стоунхенджем. Действительно, так же, как Стоунхендже лабиринты строились в местах силы и являлись проекцией созвездий на земле. Московский историк и археолог Андрей Никитин считает, что, скорее всего, следует признать культовое назначение лабиринтов, использование их в магических целях, поскольку поблизости от сооружений нередко встречаются древние погребения. По его мнению, лабиринты являются алтарями, где древние жрецы совершали обряды, и одновременно, они служили входами в другой мир, подземное "царство мертвых". Их существование на нашей земле заставляет быть более внимательным к любым другим подобным сооружениям.

Среди памятников истории и культуры нашей северной земли внимание детей привлекают Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба, вырезание). Это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых пространствах на поверхности скал или камней с помощью ударной техники. Сюжеты, в зависимости от специфики жизнедеятельности в разных регионах нашей страны весьма разнообразны. Жители нашего региона издавна были оленеводами, поэтому и сюжет соответствующий: это изображения оленей, лося, и фигур людей.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Нас интересует один из шести камней с петроглифами, обнаруженных на берегах реки Поной у поселка Чальмны – Варрэ. <Рисунок 7>. Он самый интересный. Это целая поэма, запечатленная в камне. Нужно только время, чтобы разобраться в ней. Наскальные рисунки идеально вписаны в природное окружение. Именно ландшафт вместе с комплексом рисунков является, по мнению многих исследователей, древнейшим храмом, местом поклонения людей силам природы и свершения магических обрядов. На камнях запечатлены сюжеты, находящие свой отголосок в саамских легендах, напоминающие сказания о божестве охоты и прародителе саамов – оленечеловеке Мяндаше.

На большом экране мультимедийной системы, (о которой я мечтала, и она стала реальностью), камень можно рассмотреть подробно. Любуюсь изображениями на нем вместе со своими воспитанниками, чьи визуальные переживания стали ярче и потому надежней запоминание. На каменной поверхности мы рассматриваем композицию со множеством изображений людей и оленей. Чтобы произвести необходимый эффект в восприятии, предлагаю ученикам участие в виртуальном действе: мысленно представить большую поверхность чуть розоватого камня, похожего на стол и лежащего у воды. Вообразить себя в роли древнего художника, словно скульптора, выбивающего рельеф на его поверхности. Твердая порода гранита не стала преградой на пути художника. А «подлинные шедевры», выходящие из – под его руки, говорят о совершенстве мастера во владении этой техникой. Рельеф создавался с помощью бороздок, которые заполнялись красной охрой и мелом. Затем, совершался магический обряд. В этих действиях – не только планирование будущего, мечта о тучных стадах оленей и все новых их рождениях, но и стремление к красоте, переведенное на язык искусства в красивые силуэты и линии. Предлагаю детям «увидеть», как солнечный луч, пронзив мглу, высветит фигурки оленей, лося, других животных и людей на неровных изгибах, выступах камня. Как засветится красная охра в углублениях – бороздках и в общей композиции петроглифов выделится сцена рождения олененка. Я уделю ей особое внимание. Рождение человека или животного, любого существа на земле – это чудо! Особенно в глазах людей древнего мира, которые жили в гармонии природой и одушевляли ее. <Рисунок 8, 9>.

В такие моменты урока, когда в изучаемых произведениях встречаются изображения беременных самочек животных и сцены рождения, слышны смешки детей, за которыми скрывается интерес к теме. И это – ответственный момент урока, где вьется тонкая нить воспитания. Прошу детей сосредоточится на изображении и более внимательно его рассмотреть. Силуэт взрослой оленихи, с подчеркнуто увеличенным животом закрывает собой маленькую фигурку только что родившегося олененка. Около его головы двойное кольцо – символ солнца. Так изображено время года – весна – время отела оленей. Весь этот сюжет удивительно трогателен, но и красив композиционно, как бы включенный в круг. Петроглифам около 4 тысяч лет, они по-детски просты и наивны. Это почти символы, хорошо узнаваемые, передающие все основные признаки человека и животного. Поразительна аккуратность рельефа и его очертаний, выбитого в граните.

Вспоминаем, что жизнь коренного народа саамов – оленеводов напрямую зависела от оленей как вида, от численности оленьих стад. Ведь олень для саама – это одежда и обувь, еда и средство передвижения. Поэтому, первобытные художники столь много внимания уделяли изображению беременных самок оленей, лосей.… Это являлось проявлением заботы о восполнении поголовья стад оленей. Но не только. Ведь олень для саама, еще и тотем, первопредок! Рисуя его множественные изображения на камнях, он искал его защиты и покровительства. Размер камня приблизительно 4 квадратных метра, а композиция с петроглифами на нем, напоминает кружево. Глубина бороздок – рисунков достигает 10 мм. Размер отдельных изображений нескольких сантиметров. Плотность изображений чрезвычайно высока, их – более 60. Сейчас, этот камень находиться в краеведческом музее Ловозера, – центре древнего проживания народа саами. Некоторые мои ученики бывали здесь и прикасались к камню, ощущая его шероховатую мелкозернистую поверхность.

При обследовании камня в природе, археологи обнаружили под ним заостренные куски кварцевых орудий, которыми, очевидно, выбивали наскальные рисунки и куски самородной красной охры, предполагающие подкраску бороздок. Представить детям, как этот камень мог выглядеть раньше, помогают фотографии наскальных изображений северной Европы. <Рисунок 10, 11>. Необыкновенно яркие, звучные по цвету, они иллюзорно передают все детали и особенности среды рядом с камнем. Для того чтобы петроглифы хорошо «читались», выветрившиеся за века краски, заполнявшие канавки вновь заполнены пигментом, имитирующим охру.

Рисунок 10 Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Таких приемов обновления памятников первобытного искусства я нигде более не встречала. В нашей отечественной археологии существуют другие техники восстановления: по результатам фотосъемок, калькирования, или – заполнением пустот специальными синтетическими наполнителями, образующими при застывании точнейшую копию выемок – рельефов. И, конечно же, в этом видно более бережное отношение к природе, к памятникам материальной культуры. Этими знаниями я делюсь с учениками. Произведения искусства и культуры древних эпох уникальны и неповторимы, они требуют к себе особого отношения, говорю я ученикам. Один из наглядных примеров проявления заботы и бережности – наскальная живопись во Франции в пещере Ласко, которую называют «Сикстинской капеллой». Там, произведения древнего искусства, оставшиеся в природных условиях, охраняются как в настоящем музее, поддерживается специальная температура и влажность. Это говорит о том, что французы ценят и берегут страницы истории своего прошлого. Я призываю моих учеников к тому, чтобы став самостоятельными гражданами они нашли способы сохранения наших национальных культурных ценностей и делали для этого все от них зависящее. Например, они могут найти более эффективные способы фиксации наскальных рисунков и разработать методы их консервации, которые позволят сохранить петроглифы для науки и общества. Могут включить их в музей – заповедник. Добиваться включения территории этого очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции (Танум) и планируется с петроглифами Онежского озера (Карелия).

Главное, к чему я призываю детей, в рассказе о памятниках древней культуры, которые составляют национальную гордость нашей страны, дошедшим до нашего времени и таким, несмотря на размеры, хрупким, – бережности в отношении к ним. О недопустимости любого вторжения, которое может даже случайно нарушить или уничтожить незаметные, на взгляд непрофессионалов факты. Так мы касаемся темы сохранности памятников древнего искусства, которая способствует формированию у детей бережного отношения и ответственности за них. В самом деле, трудно убедить, что сдвинутый с места камешек или надпись, сделанная беспощадной рукой, «здесь был Вася» изменят прошлое и будущее древней культуры. Но я надеюсь, что дети поняли неблаговидность и бездуховность подобного рода поступков. Осознали, что все мы, живущие сейчас на Земле, в ответе за существующие в разных ее уголках памятники прошлого и настоящего. «В ваших руках – художников есть замечательное «оружие» – карандаши и кисти, с помощью которых вы можете не только передавать свои яркие впечатления, рисуя древние камни, но и пропагандировать их, выступать в защиту и призывать к охране». «Вы наше будущее, наша надежда на исправление ситуации в отношении памятников древности. От вас лично зависит судьба многих из них…», говорю я детям, и вижу, как их глаза загораются. Я думаю, что в какой–то степени моя воспитательная задача выполнена, и дети «программируются» на такое будущее. Хотя бы на мгновение, они видят себя спелеологами, археологами, реставраторами, – людьми, чья профессия связана с искусством, изучением, защитой и охраной древних произведений искусства. Я уверена, – они будут стремиться к миру природы и гармонии, желать личной встречи с уникальными пейзажами: и петроглифами, и лабиринтами, и сейдами, и горами, чтобы любоваться ими как художники, облагораживая и возвышая душу. При этом, они будут осознавать значение, уникальность древних памятников культуры родного края и проявлять бережность к ним и ко всему сущему на земле.