Уроки истории изобразительного искусства в Детской школе искусств выполняют функции обучения и воспитания. В этой работе я делюсь опытом нравственно-эстетического воспитания детей – маленьких, и возможно будущих художников на уроках по теме «Искусство первобытного общества». На этом этапе решаются задачи раннего предпрофессионального художественного и обучения элементарным, фундаментальным знаниям в цикле тем «Искусство Древнего мира». Учебные цели уроков эффективнее достигнуть путем исполнения воспитательных целей. Но воспитывать может лишь такое содержание занятия, которое вызывает эмоции и субъективные переживания.
В небольшом отступлении скажу о некоторых особенностях методики обучения.
Для профессионального роста наших учеников – будущих художников значимо изучение опыта изобразительного мастерства, знаний и навыков, выработанных поколениями мастеров прошлого. В передаче знаний о видах, жанрах, техниках, разнообразии способов обработки материалов в произведениях первобытных художников раскрываем привлекательность освоения и возможного овладения соответственными художественными специальностями. Это важные моменты обучения, которым уделяется особенное внимание и время.
В системе уроков обязательно используются практические методы знакомства с произведениями первобытного искусства в их карандашных учебных «копиях» – набросках, ведь мы обучаем художников. Используются и другие методы, среди которых устные и письменные задания, мини конкурсы и викторины.
Произведения первобытного искусства на территории нашей страны и Европы, связаны, прежде всего, с изображением разных видов животных. Эти анималистические изображения выполнены в разных материалах, и то похожи на красочные фрески на скалах и камнях, то – на скульптуры, круглые или рельефные. Исключительность композиций с изображением животных, высокое мастерство в передаче сложных положений фигур и силуэтов, точность глазомера художников прошлого в изображении их анатомических и пропорциональных особенностей, характера и повадок не может оставить учеников равнодушными. Они выражают свои чувства восхищения изображениями, сами просят перерисовать их в свои тетради. И тогда, эмоционально воспринятые знания легко соединяются с теоретическими знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, усваиваются и применяются, затем, например, в аналитическом разборе произведений первобытных художников.
Каждый урок для меня – это целый мир, и это – импровизации, когда уроки не похожи один на другой, а их структура – живая и подвижная. Важно чувствовать реакцию учеников и влиять на нее. Выражение их глаз, ответный эмоциональный отклик на слова – все имеет огромное значение. На примере изучения темы первобытного искусства я показываю, как это становится возможным через соединение эмоциональной и познавательной составляющих урока. Просмотр произведений искусства первобытного общества рождает множество ассоциативных связей, которые могут оказывать воспитательное воздействие. Например, это могут быть факты жизни и деятельности всемирно известных выдающихся археологов, искусствоведов, с их бескорыстной любовью и жертвенным отношением к искусству. Наряду с примерами и фактами биографий Ф. Шампольона, Г.Шлимана, А.Эванса и Г.Картера, вспоминаем имя Нины Николаевны Гуриной – ученого с мировым именем, доктора исторических наук, археолога, изучавшую сокровища Кольского полуострова и, написавшую об этом замечательную книгу «Время, врезанное в камень». Приводя эти примеры, мы воспитываем уважение к великим ученым и их делу и, возможно, проектируем будущее наших детей.
Важны любые, даже самые незначительные, на первый взгляд, воспитательные моменты обучения. Значимо проявление интереса, сопереживания и сочувствия услышанному или увиденному со стороны ученика-будущего художника, которое непременно перетрансформируется в его личный опыт и знания.
В индивидуальном подходе к детям, помогая их эмоциональному развитию, чаще обращаешься с вопросами, следишь за реакцией каждого ученика. Большую радость вместе с учениками испытываешь, когда случаются ситуации успеха, когда у них что-то получается лучше, чем всегда. Например, Алеше не сделать быстрый набросок «копию» лучше других, но у него хорошая память, и к нему я могу обратиться за знанием подробностей изучаемого материала и похвалить его. Или, наоборот, Володе трудно дается теория искусства, но он прекрасно справляется с заданием, в котором нужно подобрать образные слова и выражения, характеризующие произведения первобытного художника. Я радуюсь их успехам, и это стимулирует учеников на новые усилия. Понимая важность воспитательных моментов обучения, ищу любую возможность находить и ставить их в ситуации переживания и сочувствия. Наши маленькие художники обладают способностью мыслить образами, окрашивая все увиденное своими эмоциями, и эту особенность мы используем. Для каждого урока программируем мотивации и вызываем эмоции. Эмоционально вовлеченный ученик – будущий художник легче открывается навстречу воспитательным моментам урока.
Способствуя эффективности воспитательных моментов уроков, в содержании учебного материала делаю акцент на приближение изучаемой темы к памятникам истории и культуры региона Кольского полуострова, нашей малой Родины. Они не так широко известны, как изучаемые по программе, и не входят в их число. Однако, я считаю необходимым включать знание о них в общие знания по теме. Именно они привлекают к себе особое внимание детей и помогают в формировании эмоциональной отзывчивости, воспитании бережного отношения и ответственности за сохранность этих и любых других памятников истории и культуры. Наш край, Мурманская область насыщена такими памятниками, созданными его древними жителями – саамами . Приблизительно, они датируются каменным (4 тыс. лет до н.э.), бронзовым (1-2 тыс. до н.э.) веками, и, возможно, относятся к саамскому средневековью (1-1,5 тыс. лет н.э.). Это остатки древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы называли Гиперборейской. Небольшой рассказ о ней привлекает и интригует учеников. Уже захваченным темой, я предлагаю им знакомство с уникальными мегалитическими сооружениями: сейдами, лабиринтами и петроглифами.
Сначала представляю Сейды. <Рисунок 1, 2, 3> Их относят к доисторическим сооружениям- мегалитам ( от греч. «megas» – большой, «litos» – камень) . Говоря современным языком, это «инсталляции», выполненные из больших камней, встречающиеся в Скандинавии и России на территории Кольского полуострова и Карелии. Все большее число туристов приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть их. В переводе с саамского языка Сейд – значит «дух камня». Местные жители наделяли их сверхъестественными свойствами, считая, что они могли передвигаться и даже перелетать на другое место. Для саамов (лопарей) они являлись покровителями, поэтому, им приносили жертвы в виде рыбы, оленьих рогов и прочего, чтобы получить поддержку в промыслах. Вид камней внушает страх и удивление. Стоящие на возвышенных местах, они напоминают иногда фигуру человека или какого-то существа. До сих пор не известно, каким способом устанавливались эти многотонные каменные комплексы, но научно определено, что они не природного происхождения. Особенно поражают камни, поставленные на несколько более мелких камней, часто в неустойчивом положении, стоящие на краю пропасти или, закрывающие расселину в скале. Кажется, что они сейчас оживут и пойдут или полетят по своим, только им ведомым делам. В глубине Хибинских горных массивов есть место, которое называется «плато сейдов» с удивительным многообразием камней по размерам, формам и их установке в ландшафте. Когда на экране появляются их изображения, ученики не могут сдержать эмоции, восклицания «вот это да!», «ух ты!» слышны от каждого. «Вот бы посмотреть их там, в горах», – мечтают они.
А горы совсем рядом, видны за окнами школы и манят к себе, как манили художника Н. Рериха. Его взгляд художника – философа и его поэтическая фантазия преобразили горы, ущелья и скалы, которые в картинах предстают величественными и сказочными. А его «Святогор» -это олицетворение героя, вечно и незримо, стоящего на страже родной земли. Земли, на которой сохранились до наших дней многие древности, среди которых и наши сейды.
<Рисунок 12, 13, 14>.
Не менее захватывающей для детей является история нахождения и исследования «Лабиринтов». < Рисунок 4, 5, 6.> Они известны на Кольском полуострове, Соловецких островах, ряде других островов и побережье Белого моря. На Руси северные лабиринты назывались «вавилонами». На большом экране рассматриваем эти сооружения, и я прошу учеников высказать свои впечатления. В их репликах видна заинтересованность. Дети называют лабиринты необычными, похожими на орнамент с узорами–линиями. Да, действительно, они красивы сами по себе и украшают землю. Отмечаем, что они сложены из небольших природных камней до 50 см, в подавляющем большинстве округлых, окатанных морем в многократно извивающуюся линию, образующую спиралевидную фигуру. Диаметр лабиринта может быть от пяти до тридцати метров. Есть предположения относительно их использования в ловле рыбы, которая, по этой версии, должна оставаться в камнях при отливе морской воды. По другой версии предполагается использование лабиринта в сакральных целях. В научной литературе говорится, что спиралевидные изображения встречаются практически по всему свету и выступают в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу в языческой культуре. Детям интересно высказать собственные предположения, сравнив, лабиринт, например со Стоунхенджем. Действительно, так же, как Стоунхендже лабиринты строились в местах силы и являлись проекцией созвездий на земле. Московский историк и археолог Андрей Никитин считает, что, скорее всего, следует признать культовое назначение лабиринтов, использование их в магических целях, поскольку поблизости от сооружений нередко встречаются древние погребения. По его мнению, лабиринты являются алтарями, где древние жрецы совершали обряды, и одновременно, они служили входами в другой мир, подземное "царство мертвых". Их существование на нашей земле заставляет быть более внимательным к любым другим подобным сооружениям.
Среди памятников истории и культуры нашей северной земли внимание детей привлекают Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба, вырезание). Это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых пространствах на поверхности скал или камней с помощью ударной техники. Сюжеты, в зависимости от специфики жизнедеятельности в разных регионах нашей страны весьма разнообразны. Жители нашего региона издавна были оленеводами, поэтому и сюжет соответствующий: это изображения оленей, лося, и фигур людей.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Нас интересует один из шести камней с петроглифами, обнаруженных на берегах реки Поной у поселка Чальмны – Варрэ. <Рисунок 7>. Он самый интересный. Это целая поэма, запечатленная в камне. Нужно только время, чтобы разобраться в ней. Наскальные рисунки идеально вписаны в природное окружение. Именно ландшафт вместе с комплексом рисунков является, по мнению многих исследователей, древнейшим храмом, местом поклонения людей силам природы и свершения магических обрядов. На камнях запечатлены сюжеты, находящие свой отголосок в саамских легендах, напоминающие сказания о божестве охоты и прародителе саамов – оленечеловеке Мяндаше.
На большом экране мультимедийной системы, (о которой я мечтала, и она стала реальностью), камень можно рассмотреть подробно. Любуюсь изображениями на нем вместе со своими воспитанниками, чьи визуальные переживания стали ярче и потому надежней запоминание. На каменной поверхности мы рассматриваем композицию со множеством изображений людей и оленей. Чтобы произвести необходимый эффект в восприятии, предлагаю ученикам участие в виртуальном действе: мысленно представить большую поверхность чуть розоватого камня, похожего на стол и лежащего у воды. Вообразить себя в роли древнего художника, словно скульптора, выбивающего рельеф на его поверхности. Твердая порода гранита не стала преградой на пути художника. А «подлинные шедевры», выходящие из – под его руки, говорят о совершенстве мастера во владении этой техникой. Рельеф создавался с помощью бороздок, которые заполнялись красной охрой и мелом. Затем, совершался магический обряд. В этих действиях – не только планирование будущего, мечта о тучных стадах оленей и все новых их рождениях, но и стремление к красоте, переведенное на язык искусства в красивые силуэты и линии. Предлагаю детям «увидеть», как солнечный луч, пронзив мглу, высветит фигурки оленей, лося, других животных и людей на неровных изгибах, выступах камня. Как засветится красная охра в углублениях – бороздках и в общей композиции петроглифов выделится сцена рождения олененка. Я уделю ей особое внимание. Рождение человека или животного, любого существа на земле – это чудо! Особенно в глазах людей древнего мира, которые жили в гармонии природой и одушевляли ее. <Рисунок 8, 9>.
В такие моменты урока, когда в изучаемых произведениях встречаются изображения беременных самочек животных и сцены рождения, слышны смешки детей, за которыми скрывается интерес к теме. И это – ответственный момент урока, где вьется тонкая нить воспитания. Прошу детей сосредоточится на изображении и более внимательно его рассмотреть. Силуэт взрослой оленихи, с подчеркнуто увеличенным животом закрывает собой маленькую фигурку только что родившегося олененка. Около его головы двойное кольцо – символ солнца. Так изображено время года – весна – время отела оленей. Весь этот сюжет удивительно трогателен, но и красив композиционно, как бы включенный в круг. Петроглифам около 4 тысяч лет, они по-детски просты и наивны. Это почти символы, хорошо узнаваемые, передающие все основные признаки человека и животного. Поразительна аккуратность рельефа и его очертаний, выбитого в граните.
Вспоминаем, что жизнь коренного народа саамов – оленеводов напрямую зависела от оленей как вида, от численности оленьих стад. Ведь олень для саама – это одежда и обувь, еда и средство передвижения. Поэтому, первобытные художники столь много внимания уделяли изображению беременных самок оленей, лосей.… Это являлось проявлением заботы о восполнении поголовья стад оленей. Но не только. Ведь олень для саама, еще и тотем, первопредок! Рисуя его множественные изображения на камнях, он искал его защиты и покровительства. Размер камня приблизительно 4 квадратных метра, а композиция с петроглифами на нем, напоминает кружево. Глубина бороздок – рисунков достигает 10 мм. Размер отдельных изображений нескольких сантиметров. Плотность изображений чрезвычайно высока, их – более 60. Сейчас, этот камень находиться в краеведческом музее Ловозера, – центре древнего проживания народа саами. Некоторые мои ученики бывали здесь и прикасались к камню, ощущая его шероховатую мелкозернистую поверхность.
При обследовании камня в природе, археологи обнаружили под ним заостренные куски кварцевых орудий, которыми, очевидно, выбивали наскальные рисунки и куски самородной красной охры, предполагающие подкраску бороздок. Представить детям, как этот камень мог выглядеть раньше, помогают фотографии наскальных изображений северной Европы. <Рисунок 10, 11>. Необыкновенно яркие, звучные по цвету, они иллюзорно передают все детали и особенности среды рядом с камнем. Для того чтобы петроглифы хорошо «читались», выветрившиеся за века краски, заполнявшие канавки вновь заполнены пигментом, имитирующим охру.
Рисунок 10 | Рисунок 11 |
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Таких приемов обновления памятников первобытного искусства я нигде более не встречала. В нашей отечественной археологии существуют другие техники восстановления: по результатам фотосъемок, калькирования, или – заполнением пустот специальными синтетическими наполнителями, образующими при застывании точнейшую копию выемок – рельефов. И, конечно же, в этом видно более бережное отношение к природе, к памятникам материальной культуры. Этими знаниями я делюсь с учениками. Произведения искусства и культуры древних эпох уникальны и неповторимы, они требуют к себе особого отношения, говорю я ученикам. Один из наглядных примеров проявления заботы и бережности – наскальная живопись во Франции в пещере Ласко, которую называют «Сикстинской капеллой». Там, произведения древнего искусства, оставшиеся в природных условиях, охраняются как в настоящем музее, поддерживается специальная температура и влажность. Это говорит о том, что французы ценят и берегут страницы истории своего прошлого. Я призываю моих учеников к тому, чтобы став самостоятельными гражданами они нашли способы сохранения наших национальных культурных ценностей и делали для этого все от них зависящее. Например, они могут найти более эффективные способы фиксации наскальных рисунков и разработать методы их консервации, которые позволят сохранить петроглифы для науки и общества. Могут включить их в музей – заповедник. Добиваться включения территории этого очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции (Танум) и планируется с петроглифами Онежского озера (Карелия).
Главное, к чему я призываю детей, в рассказе о памятниках древней культуры, которые составляют национальную гордость нашей страны, дошедшим до нашего времени и таким, несмотря на размеры, хрупким, – бережности в отношении к ним. О недопустимости любого вторжения, которое может даже случайно нарушить или уничтожить незаметные, на взгляд непрофессионалов факты. Так мы касаемся темы сохранности памятников древнего искусства, которая способствует формированию у детей бережного отношения и ответственности за них. В самом деле, трудно убедить, что сдвинутый с места камешек или надпись, сделанная беспощадной рукой, «здесь был Вася» изменят прошлое и будущее древней культуры. Но я надеюсь, что дети поняли неблаговидность и бездуховность подобного рода поступков. Осознали, что все мы, живущие сейчас на Земле, в ответе за существующие в разных ее уголках памятники прошлого и настоящего. «В ваших руках – художников есть замечательное «оружие» – карандаши и кисти, с помощью которых вы можете не только передавать свои яркие впечатления, рисуя древние камни, но и пропагандировать их, выступать в защиту и призывать к охране». «Вы наше будущее, наша надежда на исправление ситуации в отношении памятников древности. От вас лично зависит судьба многих из них…», говорю я детям, и вижу, как их глаза загораются. Я думаю, что в какой–то степени моя воспитательная задача выполнена, и дети «программируются» на такое будущее. Хотя бы на мгновение, они видят себя спелеологами, археологами, реставраторами, – людьми, чья профессия связана с искусством, изучением, защитой и охраной древних произведений искусства. Я уверена, – они будут стремиться к миру природы и гармонии, желать личной встречи с уникальными пейзажами: и петроглифами, и лабиринтами, и сейдами, и горами, чтобы любоваться ими как художники, облагораживая и возвышая душу. При этом, они будут осознавать значение, уникальность древних памятников культуры родного края и проявлять бережность к ним и ко всему сущему на земле.