Цели: Образовательные:
|
Развивающие:
- Развитие речи, логического мышления, трудоспособности, умение применять полученные знания, развитие творческих способностей, интереса к физике.
Воспитательные:
- Умение работать в паре.
- Умение добиваться поставленной цели.
План урока:
- Организационный момент.
- Информация о домашнем задании.
- Постановка цели урока.
- Изучение нового материала.
- Лабораторный эксперимент.
Приборы и оборудование для демонстрации: наклонная плоскость,
легкоподвижная тележка, демонстрационный динамометр, набор грузов, стекло,
брусок деревянный, стеклянная пластина.
Приборы и оборудование для лабораторного эксперимента: карточки-задания
(15 шт.), деревянные линейки (15 шт.), деревянные бруски (15 шт.), динамометры
Бакушинского (15 шт.), набор грузов ( по три на парту), деревянные круглые
карандаши (30 шт).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день! Тема нашего урока «Трение. Сила трения». Надеюсь, мы все с вами успеем, поэтому откройте дневники и запишите домашнее задание.
2. Информация о домашнем задании
Учитель: параграфы №№ 30, 31. ответить на вопросы устно. Закройте дневники и отложите их в сторону.
3. Постановка цели урока
Учитель: Итак. Трение. Что вы слышали или читали об этом явлении?
Возможный ответ учащихся:
– Я знаю, что трущиеся детали машин стираются.
– Я знаю, что в гололедицу посыпают песком лед.
Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим опыт.
На демонстрационном столе учитель с помощью демонстрационной линейки ударяет по деревянному бруску. Брусок останавливается после удара.
Учитель: Почему брусок остановился? Вспомните явление инерции.
Ученик: Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Но почему тело остановилось, если на него не действуют другие тела?
Учитель: Давайте, разберемся! Откройте тетради. Запишите тему урока: «Трение. Сила трения». На следующей строчке запишите: Причины трения.
Причины трения.
1. Все тела имеют шероховатую поверхность. Если мы посмотрим в микроскоп или в лупу на поверхности бруска и стола, то поверхность их будет такая. Учитель делает рисунок на доске:
Учитель: Так почему остановился брусок?
Ученик: Вследствие шероховатости поверхностей бруска и стола.
Учитель: Запишите в тетради: Причины трения 1) шероховатость поверхностей.
Учитель: Проведем другой опыт. Стекло – имеет гладкую поверхность. Учитель толкает – стеклянную пластину по стеклу и она останавливается. Почему тело сразу остановилось? В чем причина? Вспомните о молекулах.
–Ученик: Все тела состоят из молекул. Молекулы притягиваются друг к другу, если они находятся на близком расстоянии.
Учитель делает рисунок на доске:
Вторая причина трения: взаимное притяжение молекул друг к другу, если тела гладкие.
Запишите в тетради.
Сила трения.
Опыт: На демонстрационном столе стоит тележка, учитель равномерно перемещает тележку с помощью динамометра.
Учитель: Тележка перемещается, так как на нее действует сила, которая равна 2 Н. Если на тело действует сила, то что происходит?
Ученик: Сила – причина изменения скорости тела. Значит скорость должна изменяться.
Учитель: Скорость тележки не изменяется так как она движется равномерно! Почему?
Учащиеся: Значит, на это тело действует другая сила.
Учитель: В какую сторону направлена эта сила?
Ученик: Эта сила направлена в противоположную сторону.
Учитель делает рисунок на доске:
Ученики заносят рисунок в тетрадь.
Учитель: Ребята! Откройте страницу 71 учебника, прочитайте третий абзац.
Ответить на вопрос «От чего зависит сила трения нам поможет выяснить
лабораторный эксперимент.