Трение. Сила трения. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

  • Усвоение учащимися понятия «сила трения», знание ее особенностей; раскрыть ее природу, показать какие есть виды трения.
  • С помощью эксперимента установить от чего зависит сила трения, установить математическую зависимость между силой трения и силой реакции опоры; привить культуру физической речи; умение строить график на основе опытных данных; умение работать с прибором (динамометром), снимать показания с прибора, анализировать, сравнивать.

Развивающие:

  • Развитие речи, логического мышления, трудоспособности, умение применять полученные знания, развитие творческих способностей, интереса к физике.

Воспитательные:

  • Умение работать в паре.
  • Умение добиваться поставленной цели.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Информация о домашнем задании.
  3. Постановка цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Лабораторный эксперимент.

Приборы и оборудование для демонстрации: наклонная плоскость, легкоподвижная тележка, демонстрационный динамометр, набор грузов, стекло, брусок деревянный, стеклянная пластина.
Приборы и оборудование для лабораторного эксперимента: карточки-задания (15 шт.), деревянные линейки (15 шт.), деревянные бруски (15 шт.), динамометры Бакушинского (15 шт.), набор грузов ( по три на парту), деревянные круглые карандаши (30 шт).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день! Тема нашего урока «Трение. Сила трения». Надеюсь, мы все с вами успеем, поэтому откройте дневники и запишите домашнее задание.

2. Информация о домашнем задании

Учитель: параграфы №№ 30, 31. ответить на вопросы устно. Закройте дневники и отложите их в сторону.

3. Постановка цели урока

Учитель: Итак. Трение. Что вы слышали или читали об этом явлении?

Возможный ответ учащихся:

– Я знаю, что трущиеся детали машин стираются.
– Я знаю, что в гололедицу посыпают песком лед.

Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим опыт.

На демонстрационном столе учитель с помощью демонстрационной линейки ударяет по деревянному бруску. Брусок останавливается после удара.

Учитель: Почему брусок остановился? Вспомните явление инерции.

Ученик: Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Но почему тело остановилось, если на него не действуют другие тела?

Учитель: Давайте, разберемся! Откройте тетради. Запишите тему урока: «Трение. Сила трения». На следующей строчке запишите: Причины трения.

Причины трения.

1. Все тела имеют шероховатую поверхность. Если мы посмотрим в микроскоп или в лупу на поверхности бруска и стола, то поверхность их будет такая. Учитель делает рисунок на доске:

Учитель: Так почему остановился брусок?

Ученик: Вследствие шероховатости поверхностей бруска и стола.

Учитель: Запишите в тетради: Причины трения 1) шероховатость поверхностей.

Учитель: Проведем другой опыт. Стекло – имеет гладкую поверхность. Учитель толкает – стеклянную пластину по стеклу и она останавливается. Почему тело сразу остановилось? В чем причина? Вспомните о молекулах.

Ученик: Все тела состоят из молекул. Молекулы притягиваются друг к другу, если они находятся на близком расстоянии.

Учитель делает рисунок на доске:

Вторая причина трения: взаимное притяжение молекул друг к другу, если тела гладкие.

Запишите в тетради.

Сила трения.

Опыт: На демонстрационном столе стоит тележка, учитель равномерно перемещает тележку с помощью динамометра.

Учитель: Тележка перемещается, так как на нее действует сила, которая равна 2 Н. Если на тело действует сила, то что происходит?

Ученик: Сила – причина изменения скорости тела. Значит скорость должна изменяться.

Учитель: Скорость тележки не изменяется так как она движется равномерно! Почему?

Учащиеся: Значит, на это тело действует другая сила.

Учитель: В какую сторону направлена эта сила?

Ученик: Эта сила направлена в противоположную сторону.

Учитель делает рисунок на доске:

Ученики заносят рисунок в тетрадь.

Учитель: Ребята! Откройте страницу 71 учебника, прочитайте третий абзац.
Ответить на вопрос «От чего зависит сила трения нам поможет выяснить лабораторный эксперимент.

Приложение 1