Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)
Цели урока:
Обучающие:
- углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
- знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
- развитие навыков копирования элементов рисунка.
Развивающие:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- развитие творческого воображения;
- развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
- воспитание умения планировать свою работу;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
2. Слово учителя рисования.
1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)
Тема урока " Сказочные узоры. Городецкая роспись". Сегодня мы закрепим ваши знания о Городецкой росписи, с которой вы знакомились вспомним основные элементы Городецкой росписи.
2. Рассказ учителя
(2 слайд)
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.
(3 слайд)
Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.
Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?
Ученик: Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.
(4 слайд)
Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.
(5 слайд)
Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).
Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .
Городецкая роспись
необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
(6 слайд)
Учитель: А какие цветы изображены?
Ученик: Купавка и розан
Основные элементы городецкой росписи
- Розан
- Купавка
Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?
Ученик: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.
Учитель: А в чем их отличие?
Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.
(7 слайд)
Существует три вида композиции в городецкой росписи
1. Цветочная роспись.
Ученик: Цветочная роспись.
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
- "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
- "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.
2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
3. Сюжетная роспись
Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)
- Один из видов композиции городецкой росписи?
- Один из основных элементов городецкой росписи?
- Часто используемый цвет для фона?
- Цвет, используемый для написания узора?
- Один из основных элементов городецкой росписи?
Проверка ответов (Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1.)
Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
всем улыбнулись
И сели работать опять.
А теперь приступим к выполнению практической работы.
4. Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. В папке Work есть папка "к уроку", в ней заготовки досок и основных мотивов Городецкой росписи. Использую инструменты выделения и действия по копированию объектов вам надо украсить доски под Городецкую роспись. В процессе выполнения практической работы учащиеся выполняют зарядку для глаз по мере усталости.
5. Итог урока
Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.
Выставление оценок:
- за активную работу;
- за правильное использование инструментов рисования;
- за правильное композиционное решении.