Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию немецкого языка в младших классах

Разделы: Иностранные языки


Каждый ребенок неповторим, и неповторимость эта не просто порождена любящим родительским взглядом, личность человеческая всегда особенна, индивидуальна, суверенна - эта аксиома лежит в основе всей нашей философии воспитания.

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт, человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е.заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.Школьник должен хотеть и уметь развивать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

Познавательная культура позволяет получить общее среднее образование, овладеть профессией, достичь необходимой компетентности. Эффективна личность, которая не просто знает, а та, у которой сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания; совершенствование коммуникативной функции общего образования, повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования. Актуальность данной культуры основана на доминанте общения во всей совокупности проявлений жизненной активности детей.

В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио ,звукозапись и система Интернет выполняют не только информирующую, но и ценностно-образующую, мировоззренческую функции, функции личностной рефлексии, организации социального поведения. Медиаобразование направлено на подготовку нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий.

Разумеется, взаимное понимание людьми друг друга-первое необходимое условие общения. Чем большим количеством языков свободно владеет человек, тем потенциально шире круг его общения и эффективнее коммуникативная деятельность. Поэтому изучению языков в школе мы придаем первостепенное значение.

Иностранный язык вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, что является основной задачей средней школы. Процесс обучения иностранному языку направлен на развитие способности учащихся к общению на этом языке. Это обуславливает необходимость того, что ребенок:

1) понимает цель каждого своего речевого и неречевого действия, видит их смысл, а не выполняет механически задание;

2) имеет возможность творчески работать с языком и над языком(искать рифмы, делать инсценировки, готовить для этого реквизит, рисовать и т.д.)

3) не испытывает чувства страха перед ошибкой (ошибка не всегда свидетельствует о том, что ребенок что-то не выучил; скорее это сигнал, что он хочет проявить творчество в использовании языка).

Изучение иностранного языка в начальной школе полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Тот факт, что иностранный язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранного языка и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Обучение иностранному языку строится на следующих принципах:

1) личностно-ориентированная направленность;

2) коммуникативная направленность;

3) ориентация на овладение межкультурной компетенцией;

4) направленность на формирование у учащихся самостоятельности и ответственности в учебной деятельности и в общении на изучаемом языке.

Коммуникативно-деятельностный подход к преподаванию иностранного языка означает, что учебный процесс организуется как коммуникативная направленность Это реализуется за счет развития не разрозненных умений читать ,писать ,слушать и говорить на иностранном языке, а интегрирующей их коммуникативной компетенции.

У ребенка должна быть реальная возможность выражать свои чувства, эмоции, свою точку зрения или мнения. И содержание обучения, и технология его овладения учащимися максимально ориентированы на реальные интересы детей, их мотивационно-побудительную и эмоциональную сферу.

В учебном процессе используются преимущественно интерактивные творческие формы обучения.

В классе должна быть создана ситуация, в которой каждый школьник чувствует себя раскованно, эмоционально комфортно .Этому служат в том числе и игровые задания, изобразительная, музыкальная и другие виды деятельности, типичные для детей младшего школьного возраста.

Ориентация на овладение межкультурной компетенцией предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьника. В этих целях ведется работа по приобщению учащихся к фоновым знаниям об их сверстниках в Германии ,и лингвострановедческим знаниям. Важно ,чтобы школьники имели возможность сопоставлять получаемые новые знания со своим опытом в родной культуре, делать, в случае необходимости ,выводы об общности или различиях культурных феноменов.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в младших классах ,неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимость в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Вот некоторые виды разрядки, которые можно применять на уроках немецкого языка.

1) Разрядка с использованием различного вида движения.

2) Выполнение команд.

3) Игра

4) Песня на уроке.

5) Шутливые истории

6) Новизна и нетрадиционность учебного материала.

Интерес может вызвать знакомство с новыми немецкими иллюстрированными журналами и газетами,

Рассказ о каком-нибудь немецком городе с показом диапозитивов, сообщение о какой-либо интересной встрече с представителями страны, новая информация о немецких праздниках и обычаях. Рассказ строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности и жестов. Трудные слова обороты речи, встречающиеся в тексте, переводятся учителем .Такое сообщение обычно рассчитывается на 2-3 минуты. Особая роль релаксации на уроке немецкого языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться учащимся с одного вида речевой деятельности на другой.

И в заключении хочу заметить, что для снятия напряжения во время занятий недостаточно проводить специальную релаксацию, необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным ,а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Пусть Ваши ученики всегда встречают Вас улыбкой и пусть в их глазах никогда не исчезают лучики света, рожденные Вашими щедрыми и мудрыми душами!