Тема: «О хороших манерах на живых примерах».
Цель: учить применять этические знания на практике. Развивать личностные качества учащихся, направленные на развитие ценностных ориентаций в жизни. Воспитывать уважение к окружающему, к товарищам, чувство гражданственности.
Оборудование:
Ход классного часа
1. Звучит песня «Улыбка», муз. Шаинского, сл. Пляцковского. Дети входят в украшенный воздушными шарами и цветами класс. Рассаживаются по желанию в две команды.
2. Ученик:
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно стучит, да стучит
Без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
(В. Коркин)
3. Выходят два ведущих в костюмах глашатаев:
- Здравствуйте, знатоки вежливости и любезности! Турнир вежливости ждет вас! Ваши доспехи – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Да победит сильнейший!
1-й ведущий: В турнире принимают участие команды (придуманные названия команды хором произносят поочередно). Мы желаем им успехов в состязании.
2-й ведущий: Представляем жюри (называет представителей). Внимание! Турнир объявляется открытым!
4. Разминка.
1-й ведущий: В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С их помощью можно вернуть хорошее настроение грустному и обиженному человеку. Назовите эти слова.
2-й ведущий играет с болельщиками:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).Когда нас бранят за шалости
Мы говорим… (простите, пожалуйста).И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)
5. Проверка домашнего задания.
1-я команда
Сценка Мальвины с Буратино.
- Здравствуй, Буратино.
- Привет, Мальвина!
- Что это ты не веселый сегодня? Может, задание не выполнил?
- Плохо я справился с заданием!
- Почему?
- Не умею я себя сдерживать!
- А как ты думаешь, приятно людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
- Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
- Каким тоном ты говоришь?
- Обыкновенным!
- А пусть ребята подскажут, прав ли ты? Ведь ты и с папой Карло так разговариваешь.
- Может я и говорю иногда громко, но зато я люблю всех веселить, но некоторые не понимают шуток. Вот вчера я иду и вижу, Пьеро подскользнулся и упал, я рассмеялся и спрашиваю: «Как посадка?». А он обиделся. Или вот учительница ему 2 за кляксу поставила, я его утешил, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин». А он рассердился!
- Разве правильно ты поступаешь, Буратино?
- А я пример с ребят беру. Они бранятся, дразнятся, смеются над неудачами друг друга. (Подумал, заулыбался) Ребята, давайте не будем спорить, кто лучше или хуже себя ведет, а будем все добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим! Мальвина, здорово я придумал?
- Это ты правильно придумал, недаром в народе говорят: слово лечит, слово и ранит.
2-я команда
Сочинила сказку «Волшебные превращения в королевстве Вежливости» и представили ее.
На одной из улиц стоял небольшой дом, вокруг которого раскинулся прекрасный сад. В этом саду росли высокие деревья с пышными зелеными кронами, цвели самые разные цветы: нежные колокольчики, хрупкие ромашки и синели васильки. А в самой глубине сада расцвел розовый куст, в одном нераспустившемся бутоне которого жила маленькая добрая Фея из Волшебного королевства.
Однажды из дома вышла женщина и срезала с куста розы вместе с домиком Феи. Она принесла букет в дом и поставила в вазу. Фея не хотела расставаться со своим прекрасным домиком и осталась в нем.
Как-то утром Фею разбудили голоса, и она осторожно выглянула из-за лепестков роз. Маленькая Фея увидела мальчика лет восьми и ту самую женщину, которая срезала розы. Мальчик капризничал:
- Я не хочу завтракать, - кричал он и отодвигал от себя тарелку с кашей, - я не буду есть эту кашу.
Женщина пыталась уговорить его:
- Скоро придет учитель музыки, а ты еще не поел.
Их разговор прервал стук в дверь. В комнату вошел высокий человек с портфелем в руке.
- Доброе утро, - сказал он.
Женщина тоже поздоровалась, а мальчик надул губы и ничего не сказал. «Какой капризный и невежливый малыш», - подумала Фея и наблюдала дальше.
- Если Филипп уже позавтракал, то мы можем приступить к урокам, - сказал человек. «Наверное, он и есть учитель музыки», - догадалась маленькая Фея.
- Да, пожалуй, можно заняться уроками, - сказала женщина и унесла с собой тарелку с нетронутой кашей.
- Итак, Филипп, садитесь за фортепиано. Вы разучили пьесу, которую я задал вам вчера?
Мальчик сел за инструмент.
- Так вы разучили пьесу? – переспросил учитель.
- Нет, - ответил Филипп, - мне было некогда.
- Чем вы были так заняты?
- Я играл солдатиками, поэтому мне было не до вашей музыки.
- Тогда, - сказал учитель, - разучим пьесу прямо сейчас.
- Нет, - сказал Филипп и закрыл клавиши крышкой, - я не хочу, у меня нет настроения.
Учитель долго уговаривал мальчика, но тот только все больше грубил. А когда учитель ушел, мальчик остался в комнате один. Он опять построил солдатиков в ровные ряды и играл ими. Фея никогда еще не встречала таких грубых, невежливых и бестактных людей. Ведь в Волшебном королевстве все были вежливы и обходительны. Она немного подумала и вышла из бутончика розы. Мальчик ничего не заметил, потому что был сильно занят игрой. Фея подлетела к самому его уху и тоненьким голоском сказала:
- Здравствуй, Филипп.
Мальчик повернул голову и от удивления вытаращил глаза. Он увидел маленького человечка, который махал крылышками и держался в воздухе. Филипп потер глаза, но маленький человечек не исчез.
- Ты кто? – спросил малыш.
- Фея из Волшебного королевства.
- Фея? А разве феи существуют?
- Ну конечно существуют, - обиделась Фея, - я видела как ты обошелся с той женщиной, которая принесла тебе кашу и с учителем музыки и решила взять тебя в свое Волшебное королевство, чтобы ты научился быть вежливым.
- Вот еще, не хочу я ни в какое королевство. Ты обманываешь меня, волшебных королевств не бывает.
Но фея не слушала грубияна, она произнесла волшебные слова, и оба очутились в Сказочном парке. Парк этот находился при дворце короля Волшебного королевства. Мальчик огляделся вокруг и сказал недовольно:
- Ну и куда ты перенесла меня?
- Это парк короля, - ответила Фея.
- Не вижу я тут никакого короля.
- Чтобы увидеть его, нужно пройти во дворец, но прежде чем мы отправимся туда, я должна предупредить тебя: в нашем Волшебном королевстве каждый ведет себя вежливо, а если кто-нибудь начинает грубить и капризничать, его ждет страшная кара: он начинает превращаться в уродливую крысу как только кто-нибудь из жителей Волшебного королевства заметит невежливость.
Но мальчик почти не слушал Фею, он в это время увидел красивую бабочку и кинулся за ней.
Через некоторое время Фея и малыш очутились во дворце. Они вошли и увидели прекрасный зал и самого короля Волшебного королевства. Он сидел на своем троне.
- Здравствуйте, король, - поздоровалась Фея.
- Добрый день, маленькая Фея, - сказала король, - а кто это с вами?
- Знакомьтесь, это Филипп.
- Здравствуйте, Филипп, - поздоровался король с мальчиком.
На что Филипп зевнул. Нужно сказать, что король был стар и глуховат, поэтому подумал, что мальчик с ним поздоровался, а он просто не услышал. Ведь в сказочном дворце все были вежливы и обходительны.
- Ну что же, - сказал король, - сейчас будет обед, так что я вас угощу вас сладостями.
- Спасибо, - ответила маленькая Фея.
Очень скоро накрыли стол. Филипп ловко уселся возле короля и командовал слугам чего ему поднести. Король спросил мальчика:
- Как вам в нашем королевстве?
- Ничего, вот только скучно, - ответил Филипп.
- А чем бы вы хотели заняться?
- Поиграть во что-нибудь интересное.
- Может быть, в шахматы?
- Скукота.
- Тогда в домино…
- Еще чего.
Король удивился, никто с ним так не разговаривал и сказал:
- Как вы, однако, невежливы.
Тут вдруг Филипп заметил, что его рука быстро покрылась рыжей шерсткой. «Это еще что за чудеса», - подумал он и вспомнил вдруг слова Феи. Но мальчик не придал этому большое значение. «Подумаешь немного шерсти на руке, так что же тут страшного?»
После обеда все отправились гулять. И тут Филипп успел отличиться: он наступил кому-то на ногу и не извинился; толкнул какого-то герцога и ему же сделал замечание; когда одна дама уронила платок, Филипп и не подумал его поднять.
К концу дня бедный мальчик наполовину превратился в уродливую крысу: у него вместо рук были скрюченные когти, голый уродливый хвост и облезлые уши. Он вдруг осознал свое положение. Никто не хотел не только общаться с ним, но даже подходить к нему. Филипп сел на скамью в парке и горько заплакал:
- Ах, если бы мне обратно превратиться в мальчика, я ни за что не стал бы грубить!
Вдруг опять появилась Фея.
- Вот видишь, Филипп, - заговорила она, - к чему привела твоя невежливость. Ты превращаешься в крысу и, скоро будешь жить в темном подвале, где пахнет гнилью и сыростью.
- Милая Фея, - вдруг сказал Филипп, плача, - я не хочу жить в темном подвале. Что мне делать? Я не хочу превращаться в крысу. Я правда исправлюсь и никогда в своей жизни больше никому не скажу плохого слова!
Вдруг раздались шаги, открылась дверь, и Филипп проснулся. Он быстро встал и подбежал к зеркалу, в котором увидел себя, такого, каким он был – маленьким мальчиком. Он очень этому обрадовался и кинулся к маме:
- Мамочка, - сказал он, - я больше никогда никому не буду грубить, я буду есть кашу по утрам и учить пьесы.
Мама удивленно посмотрела на малыша и спросила:
- Что с тобой случилось?
- Фея, она…, - но Филипп остановился (ведь мама все равно ему не поверит), - я просто понял, что вести себя нужно тактично, ведь в Волшебном королевстве каждый вежлив, - сказал он.
6. Игровое упражнение «Подбери ключ» (Приложение №1)
1-й ведущий: Самое главное наше украшение – улыбка. С мрачным человеком даже разговаривать неприятно. Улыбка – это не просто знак, что у тебя хорошее настроение, но и значит, что ты доброжелателен, приветлив и хорошо воспитан.
7. Игровое упражнение «Найди ошибку» (Приложение №2)
2-й ведущий: Ко всем взрослим нужно обращаться на «ВЫ», а со своими родными и друзьями можно разговаривать на «ТЫ». «Тыкать» взрослым некрасиво. А обращаться к друзьям на «ВЫ» - нелепо. А вот грубить нельзя никому.
8. Игровое упражнение «Выберись из паутины» (Приложение №3)
1-й ведущий: Человек перестает жить нормальной жизнью, а начинает жить в выдуманном мире, им самим, где все сплошной обман – и прошлое, и настоящее, и будущее. В этом обмане он карабкается, как в липкой паутине. Выбраться из нее можно, нужно только найти правильную дорожку.
9. Решение проблемных ситуаций.
Тексты раздаются в команды.
1-я ситуация: два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 лет и 11 лет?
2-я ситуация: одна девочка жаловалась маме: «Во дворе Витя зовет меня Галькой!». Мама спросила: «А как ты его зовешь?». «Я ему кричу эй ты».
10. Индивидуальные тесты в командах.
2-й ведущий: Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе.
11. Игра со зрителями.
Ведущие говорят по очереди:
На уроке будь старательным, |
Все пиши, не отставая, |
|
Будь веселым и внимательным. |
Слушая, не перебивая. |
|
|
|
|
Говорите четко, внятно, |
Если хочешь отвечать, |
|
Чтобы было все понятно. |
Надо руку поднимать. |
|
|
|
|
Будь прилежен на уроке, |
Если друг стал отвечать, |
|
Не болтай, ты не сорока. |
Не спеши перебивать. |
|
|
|
|
А помочь захочешь другу – |
Знай: закончился урок, |
|
Подними спокойно руку. |
Коль услышал ты звонок. |
12. Кроссворд «Разговоры бывают разными» (Приложение №4)
Получают в команды.
13. Прибежал Знайка, предложил командам ответить на вопросы, откуда взялись нормы поведения:
- Снимать шапку, входя в помещение (обычай. Показать, что под шапкой нет оружия и что человек пришел с миром, добрыми намерениями).
- Здороваясь, снимать перчатку (обычай. Показать, что у тебя нет оружия, руки чисты, как и помысли).
14. Звучит песня «Доброта», муз. Лученка, сл. Тулуповой.
Входит Карандаш с мольбертом и красками. Предлагает ребятам придумать правила к его иллюстрациям (Приложение №5).
15. Подведение итогов жюри. Объявление победителей. Вручение призов. Благодарность за участие.