Интегрированный урок французского языка и истории в 8-м классе "200 лет со дня Отечественной войны 1812 г."

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Цели урока:

  • расширение знаний об Отечественной войне 1812 года;
  • показать значимость данного события в истории страны;
  • продолжить развитие навыков говорения, познавательного интереса;
  • способствовать воспитанию патриотизма, коммуникативной культуры.

Оборудование:

  • карты: «Война 1812 года», «Бородинское сражение»;
  • компьютер;
  • проектор;
  • роман Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • приложение к журналу «Школьная библиотека» (серия 2, выпуск 5) «Бородинское сражение» (Москва 2007 г.), фрагмент фильма «Война и мир».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и задач урока.
  3. Вступительное слово учителя истории и французского языка.
  4. Основная часть урока.
    1) Презентация биографий великих полководцев Кутузова М.И. и Наполеона;
    2) Аудирование:
    - снятие трудностей (на доске новые слова),
    - установка на первое прослушивание,
    - первое прослушивание,
    - проверка понимания,
    - второе прослушивание,
    - контроль понимания (ответьте на вопросы на доске, опираясь на ключевые слова);
    3) Бородинское сражение:
    а) Начало разгрома великой армии Наполеона (фрагмент фильма «Война мир»),
    б) Герои Бородинского сражения (слайды),
    в) Историческое значение Бородинского сражения,
    4) Чтение стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова,
    5) Памяти героев Отечественной войны 1812 года.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель истории: Сегодня, ребята, мы вспомним одно из важнейших исторических событий в жизни России. Мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.

В июне 1812 года началась эта война. С тех пор прошло 200 лет. 200 лет назад армия Наполеона завоевала всю Европу, дошла до Москвы. Наполеон вошел в Москву, считая войну окончательной. Французский император ждал делегацию бояр с «ключами» от города. Но не дождался. Кутузов М.И. сдал Москву без боя, так он сохранил армию, а, следовательно, Россию. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Началась партизанская война. Мы вспомним сегодня имена бесстрашных наших полководцев и познакомимся с биографиями главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова и императора Франции Наполеона.

Учитель французского языка:

Mes amis!

L'une des périodes les plus tragiques de Moscou est la guerre avec Napoléon I-er. En juin 1812 l'armée napoléonienne de 440 000 soldats trouve une ville déserte: les Russes l'ont quittée par le nord tandis que les Français l'envahissent par le sud. En septembre, la ville est en flammes ce qui ammene les Français a ce retirer. Cet événement historique été décrite par Léon Tolstoï dans le roman "La Guerre et la Paix". Malgré ces invasions Moscou ce relève et se développe. Cet événement historique a été décrite par Léon Tolstoï dans le roman "La Guerre et la Paix".Malgré ces invasions Moscou ce relève et se développe.

Aujourd'hui nous parlons d'une étape dans l' histoire de la Russie!

Учащиеся подготовили презентации биографий великих полководцев Отечественной войны 1812 г.

Первый ученик:рассказывает биографию М.И. Кутузова на русском языке (приложение 2). Биография напечатана в приложении к журналу «Школьная библиотека» (серия 2, выпуск 5) «Бородинское сражение» (Москва 2007 г.)

Учитель французского языка: Mes amis! Regardez le tableau! Voila les mots nouveaux! Je les lis! Vous allez écouter la biographie de Napoléon I-er. Ces mots seront dans le récit:

  • conquerir - завоевывать
  • remportez la victoire -одержать победу
  • confier le soin de faire qch- поручать сделать что-либо
  • Sacrer – короновать кого- либо

Второй ученик:рассказывает биографию императора Франции Наполеона на французском языке (приложение 4). Биография напечатана в книге «Французский язык» (практический курс) автор Горина В.А. (Москва, 2007 г.)

2. L`audition du texte "Moscou est en flammes".

(Текст взят из библиотечки «Первое сентября». Французский язык №27. Галина Мельникова « Элективный курс по москвоведению на французском языке». (Москва, 2009)

На доске слова:

  • être en flammes – пылать
  • sur l' ordre – по приказу
  • incendie(m) – пожар
  • aux deux tiers – на две трети
  • se constituer – образоваться, организоваться

- Mes amis! Nous avons l'audition. Le texte est intitulé "Moscou est en flammes". Il faut savoir ces mots. Regardez le tableau et répétez après moi ces mots.

- Ecrivez ces mots dans vos vocabuiares!

- Vous écoutez le texte 2 fois, après cela il faut répondre a ces questions.

- Je les lis!

(Вопросы написаны на доске.)

Questions:

  1. Qu est-ce qui s'est passé en septembre 1812?
  2. Qui a reconstruit Moscou?
  3. Quel est le rôle de la capitale?

3. Учитель истории: В 1812 году весь народ поднялся на борьбу за Отечество. Началась партизанская война. И наравне с именами бесстрашных наших полководцев мы должны, ребята, помнить блистательные имена Дениса Васильевича Давыдова, Александра Самойловича Фигнера, Ефремова, Дорохова, Василисы Кожиной (приложение 5) и многих других героев – партизан. Главное сражение произошло возле села Бородино (приложение 1) В Бородинской битве со стороны России участвовало 120 тысяч человек и 640 орудий, французов – 130 -135 тысяч человек и 587 орудий. Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) (приложение 3). Это было одно из крупнейших сражений того времени. Оно продолжалось 12 часов, и потери с обеих сторон были огромными. У русских свыше 40 тысяч человек, у французов – около 60 тысяч. Русская армия одержала верх над противником, нанеся наибольший урон и сумев истребить лучшие силы «великой армии» (просмотр фрагмента фильма «Война и мир»).

Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

4. Учитель истории: Велико значение Бородинской битвы в нашей истории. Велик подвиг воинов, сражавшихся против армии Наполеона. Мы, ребята, должны помнить об этом, быть достойными наших героев - предков. Москва и ее жители должны сохранить все монументы, поставленные русским героям Отечественной войны 1812 г. В настоящее время мы поддерживаем дружеские связи с Францией, изучаем культуру этой страны, проводим дни французской культуры в России, обмениваемся студентами. Во Франции тоже будут отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Учитель французского языка: Moscou est reconstruite dans le règne d Alexandre - I-er.

Elle a quelques arteres régulieres comme la place des théâtres, mais elle conserve encore pour longtemps cet aspect de «gros village» avec ses églises, ses monuments , ses jardins.

Mes amis! A Moscou il y a les monuments historiques qui nous rappellent a la guerre nationale de 1812.

(приложение 6)

Храм Христа Спасителя, музей – панорама «Бородинская битва», Триумфальная арка в Москве в честь победы русских войск в войне 1812 года.

Ученица читает стихотворение:

Vive l`amitié entre la Russie et la France.

Homme, femmes, enfants!
Noirs, jaunes et blancs.
Nous voulons la paix `amitié !
Paix – pour les petits!
Paix – pour les grands!
Paix et l`amitié pour les enfants.

5. Домашнее задание

  • по истории: подготовить проекты о героях войны 1812 года.
  • по французскому языку: Préparez le récit d`après le thème «La guerre nationale de 1812» (15 propositions ).

6. Итог урока.

Вопрос: « Какова историческая значимость войны 1812 года

Mes amis ! Dites quel est le role de la guerre de 1812 ?

Литература:

  1. Горина В.А.Французский язык. Практический курс. Москва, 2007.
  2. Мельникова Г. Элективный курс по москвоведению на французском языке. Библиотечка «Первое сентября». Французский язык №27, Москва 2009.
  3. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 5.Москва 2007.