"Звездная фантазия". Интегрированное занятие по рисованию в старшей группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании;
  • инициировать создание коллективной композиции, продолжать развивать коллективное творчество;
  • развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать объекты на листе бумаги, создавать красивую композицию;
  • воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности;
  • закрепление порядкового счёта;
  • продолжать знакомить детей с двухсложными словами.

Предварительная работа: Наблюдение звёздного неба; рассматривание изображений ночного неба; беседа о ночном небе, о космосе в доступной форме; рисование звёздного неба со звёздами и кометами, с использованием различных техник рисования, в свободное время; конструирование ракет из цветной бумаги (из 2 квадратов разного размера), конструктора, счётных палочек, карандашей, бумажных полосок; изготовление телескопа.

Материалы и оборудование:

  • Листы плотной бумаги (ватман, картон) разного формата А3, А4, тонированные гуашью в разные цвета; листы бумаги (бросовый материал); гуашь разных цветов;
  • акварель; кисти для рисования; восковые мелки; ватные палочки; зубные щётки; шарики; влажные салфетки; блюдца, либо пластиковые коробочки, в которые положены штемпельные подушечки из тонкого поролона, пропитанного гуашью;
  • фартуки (на количество детей); колпачки астрономов; Солнце и 9 карточек с планетами нашей Солнечной системы.

Ход урока

I часть. Рассказ воспитателя.

Чёрный бархат неба звёздами расшит.
Светлая дорожка по небу бежит.
Р. Алдонина

Что мы можем увидеть ночью и днём на небе? (Солнце, звёзды, Луну). Ясной ночью звёзд на небе так много, что кажется, сосчитать их невозможно. Они кажутся маленькими точками. Это происходит потому, что звёзды очень далеко от нас. Каждая звезда – это небесное тело, подобное нашему Солнцу, а иногда и намного больше его. Звёзды летят в бесконечном пространстве, называемом «космос». Слово «космос» означает «всё на свете». Вселенная – это всё, что существует. Земля – часть Вселенной, так же как и Солнце, Луна и все другие планеты, звёзды.

Ребята послушайте слова и скажите, что общего в этих словах?

Астроном, астрономия, астронавт, астролёт.

Ответы детей.

Конечно, первая часть слова «астро». Всем нам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова.

Кто может сказать, какой прибор используют астрономы для наблюдения за звёздами? Что же такое телескоп?

Это оптический прибор, с помощью которого наблюдают планеты, звёзды, небесные светила. Телескоп – состоит из греческих слов «теле» - «далеко» и «скопес» - «смотрю» (далеко смотрю).

Молчаливая красота звёзд становится ближе лишь при взгляде в окуляр телескопа.

Давайте возьмём наши телескопы, сделанные нами, и понаблюдаем за ночным небом, которое изображено на карте.

Воспитатель и дети берут телескоп (сделанный из листа бумаги), всматриваются в неё и воспитатель комментирует:

«Сверкают звёзды необычайной красоты, мчится по небу с огромной скоростью комета – хвост по небу разметая...»

II часть. «Художественная лаборатория».

Не всё могут искусственные спутники, запускаемые с земли. Оказалось, что необходимо присутствие человека в околоземном космосе. Для жизни и работы людей стали создаваться космические лаборатории – дома.

Ребята, а глядя на небо, что хочется сделать нам?

Ответы детей.

Чтобы нарисовать звёзды нам надо попасть в художественную лабораторию… Но мы так просто не можем туда попасть, надо знать секретный пароль: построить планеты по порядку. Запомнить названия и очерёдность планет нам поможет «Астрономическая считалочка».

Дети берут картинки с изображением планет и под считалочку строятся по порядку.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, за ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием – Плутон.
(А. Хайт)

Нам удалось разгадать пароль «художественной лаборатории» и теперь мы можем в неё пройти. Как интересно!

III часть. Работа детей в художественной лаборатории.

Ребята посмотрите, на подносе лежат: листы бумаги, шарики, ватные палочки, восковые мелки, в стаканчиках стоят зубные щётки (воспитатель уточняет, для чего необходим каждый из этих предметов)

  • Удобно ли нам будет рисовать гуашью на таком тонком листе? Как использовать лист?
  • Для чего нужны шарики? Мы будем играть?
  • Ватными палочками будем уши чистить?
  • Для чего нужны восковые мелки, если у нас есть гуашь?
  • Как вы думаете, чем будем мы сейчас с вами заниматься, будем чистить зубы гуашью?

Ответы детей. Конечно, нет. Что же мы будем делать с зубными щётками?

Ответы детей.

Когда воспитатель уточнил с детьми, для чего необходимы данные предметы он предлагает разделиться детям на команды и приглашает их к рабочим местам.

Давайте выберем понравившийся фон для своей картины (Дети договариваются и выбирают нужного размера и цвета приготовленный лист).

Проходите за рабочие столы.

Дети рисуют.

Посмотрите, как красиво получилось! Какие красивые созвездия.

После занятия оформление выставки «Звёздные фантазии».

Работа детей может сопровождаться музыкой группы «Зодиак» или группы «Спейс».

Приложение