Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах. Тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далёком прошлом. По этой причине и отношение к народному творчеству должно быть особенным. Когда-то А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
Одна из главных идей этой программы – приобщить к искусству детей разных возрастов. Человек – это живая система, сочетающая в себе характеристики физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого. Наблюдая за развитием искусства, нам трудно разобраться какому виду творчества отдать предпочтение.
Организация и планирование занятий
Элективный курс «Нитяная графика» в соответствии с программой планируется на два учебных года. Годовая нагрузка составляет 68 часов.
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. С теми, кто занимается по программе второго года обучения, можно проводить занятия один раз в неделю по два часа с перерывом на отдых. Изделия, выполняемые на втором году обучения, крупные и трудоёмкие, поэтому достаточно один раз в неделю проводить занятия с учениками. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.
Программа позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися углубленных знаний по разделу «Технология» в общеобразовательных школах. На практике происходит обогащение содержания базисного учебного плана за счёт углубленного изучения отдельных учебных дисциплин.
Для занятий рекомендуется привлекать учащихся с V по VIII классы. Дети младшего возраста с программой второго года обучения справляются с трудом, так как для них сложны задания по разработке эскизов, у них не хватает усидчивости при выполнении более крупных изделий. Изонить – доступный вид искусства для детей десяти-пятнадцати лет!
Группы рекомендуется комплектовать с учётом возраста ребят. В каждой группе должно быть не более 10–15 человек. Руководитель данного элективного курса ведёт журнал посещаемости учащихся. Журнал является отчётным документом педагога о проделанной работе.
Подведение итогов учебного года проводится в форме отчётной выставки работ учащихся. Работы, представленные на выставку, должны иметь подписи с фамилиями ребят и руководителя, указанием класса.
На заключительном занятии педагог подводит итоги полученных знаний, отмечает лучшие работы, а также даёт советы детям, как в дальнейшем совершенствовать свои знания, умения, навыки.
Одним из условий успешной работы элективного курса является её плановость. За основу берётся примерный тематический план. При этом возможны дополнения и изменения.
При составлении плана надо учитывать сложность выполнения практических работ. Переходить к более сложным заданиям по мере накопления у детей знаний и навыков в работе, повышая требования к работе ученика.
Поурочный план для первого года обучения рекомендуется построить так, чтобы после освоения трёх основных технических приёмов руководитель кружка знакомил детей с применением этих приёмов в комплексе. Рекомендуется всё время усложнять технику выполнения (Приложение 1).
Поурочный план для второго года обучения строят так, чтобы на протяжении всего учебного года уделялось большое внимание выполнению технически сложных творческих работ. Желательно запланировать не более 2-3 работ (Приложение 2).
Дизайн изделия можно и нужно выбирать по желанию учащихся.
Материал курса может быть использован также при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология».
Цель программы
Целью данных поурочных разработок является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи программы
Обучающие:
- Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с картоном, нитками;
- Углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
- Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные:
- Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- Воспитывать нравственные качества;
- Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
- Развивать образное мышление, творческие способности;
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Формы и методы обучения
Для формирования художественного вкуса, развития творческого воображения на занятиях применяются различные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные: беседы об искусстве, просмотр и обсуждение лучших работ учащихся, встречи с другими коллективами, посещение художественных музеев;
- Репродуктивные: составление чертежей, эскизов, практические работы с картоном и нитками;
- Проблемные: самостоятельные работы по составлению эскиза изделия.
Основная форма – практические занятия. Приоритетными являются наглядные и практические формы, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Неотъемлемой частью эффективного учебного процесса является мотивация учащихся, с помощью которой до них доводится практическая ценность этапа обучения. Мотивация осуществляется в форме разработки дизайн – проекта, подготовки к выставкам и конкурсу, позволяющая концентрировать усилия учащихся в конкретном направлении, соответствующим основным задачам программы.
Обучение проводится в двух направлениях:
- Усвоение теоретических знаний;
- Формирование практических навыков.
Необходимо отметить межпредметные связи. На занятиях прослеживается связь с такими предметами, как математика, история, рисование. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Психолого-педагогическая характеристика программы
Программа соответствует возрастным особенностям учащихся 10–15 лет. Программа учитывает следующие факторы: определён объём воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; предусматривается планирование усвоения знаний в готовом виде со слов учителя и в процессе самостоятельного поиска; запланировано осуществление проблемно-эвристического обучения педагогом и учащимися; учитывается контроль, анализ и оценка деятельности учащихся, осуществляемых учителем; самоконтроль и самоанализ учебной деятельности учащихся; осуществляется непрерывность процесса обучения: перенос ранее усвоенных умений и навыков в новые условия работы.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся получают теоретические знания: исторические сведения по развитию народного творчества; изучают геометрические, механические, физические и химические свойства материалов; узнают о способах заполнения угла, окружности, дуги и применении основных приёмов в комплексе; сведения о материалах и приспособлениях; о цветовом сочетании в изделиях.
Практические умения: самостоятельно разрабатывать эскиз изделия; правильно пользоваться инструментами и оборудованием; грамотно расположить схему; аккуратно проколоть и выполнить рисунок; работать по шаблону; ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы
Первый год обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ и ПБ (2 часа)
Теория (2 часа). Требования к помещению и оборудованию. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
Тема 2. Историческая справка. Знакомство с инструментом и материалами (2 часа)
Теория (2 часа). Краткие сведения из истории возникновения нитяной графики. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе. Начало работы. Закрепление нити.
Тема 3. Элементы материаловедения (2 часа)
Теория (2 часа). Характеристика, природа, свойства искусственных и синтетических волокон. Использование различных видов картона.
Тема 4. Техника заполнения угла (6 часов)
Теория (1 час). Различные виды стежков. Способы прокалывания картона. Выбор основы.ТБ при работе.
Практика(5 часов). Демонстрация учащимся приемов заполнения угла. Разметка на картоне. Выполнение образцов.
Тема 5. Техника заполнения окружности (6часов)
Теория (1 час). Виды окружностей. Понятие о диаметре окружности, хорде. ТБ при работе.
Практика (5 часов). Демонстрация учащимся приемов заполнения окружности. Разметка на картоне. Заполнение окружностей различных диаметров.
Тема 6. Техника заполнения дуги (6 часов)
Теория (1 час). Виды кривых линий: дуга, завиток, волна. Цветовое сочетание. ТБ при работе.
Практика (5 часов). Демонстрация учащимся приемов заполнения дуги. Разметка на картоне. Заполнение различных видов кривых линий.
Тема 7. Изготовление открыток с новогодними мотивами (8 часов)
Теория (1 час). Виды открыток. Выбор мотива. История возникновения открытки. ТБ при работе.
Практика (7 часов). Нанесение мотива на картон. Заправка нити в иглу. Прокалывание по схеме. Изготовление. Окончательное оформление открытки.
Тема 8. Изготовление открытки «Валентинка» (10 часов)
Теория (1 час). История возникновения праздника «День святого Валентина». Выбор мотива. ТБ при работе.
Практика (9 часов). Нанесение мотива на картон, соблюдая правила пропорций. Заправка нити в иглу. Прокалывание по схеме. Окончательное оформление открытки, с учетом эстетических требований.
Тема 9. Изготовление открыток к празднику «8 Марта» (10 часов)
Теория (1 час). Изготовление сувениров к праздникам и знаменательным датам. ТБ при работе.
Практика (9 часов). Разработка эскиза. Изготовление. Окончательное оформление открытки.
Тема 10. Подготовка работ к выставке. Выставка.(4 часа)
Теория (1 час). Стили и направления в искусстве. Свойства и качества композиции. Средства композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, контраст, метрический повтор, ритм, цвет.
Практика (3часа). Оформление выставки, с учетом средств композиции.
Тема 11. Экскурсии (6 часов)
Теория (1 час). Правила ТБ и дорожного движения.
Практика (5 часов). Посещение выставок, фестивалей, участие в конкурсах. Обсуждение.
Тема 12. Диагностика, тренинги, мониторинг ЗУН (4 часа)
Теория (4 часа). В конце обучения проводится диагностика интересов учащихся к предмету. В течение учебного года проводятся тренинги на развитие воображения. Анкетирование учащихся и их родителей.
Тема 13. Заключительное занятие (2 часа).
Теория (2 часа). Анализ работы детского творчества за год. Награждение учащихся по итогам года.
Второй год обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ и ПБ (2 часа)
Теория (2 часа). Требования к помещению и оборудованию. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
Тема 2. Разработка эскизов будущих работ в технике «Нитяная графика»(4 часа)
Теория (2 часа).Беседа на темы: «Геометрические фигуры», «Цветочные орнаменты».
Практика (2 часа). Рисование эскизов, используя различную цветовую гамму.
Тема 3. Изготовление работ «Знаки зодиака» (24 часа)
Теория (8 часа). Выбор основы для работы, в соответствии со стилистикой. ТБ при работе.
Практика (16 часов). Из 12 знаков зодиака выполняются две-три работы. Материал под основу: картон, бархатная бумага, наждачная бумага чёрного и тёмно-серого оттенков. Нитки: вискозные и шелковые жёлтого цвета; металлизированные золотистые и серебристые.
Тема 4. Изготовление работ на тему «В мире сказок» (22 часа)
Теория (6 часов). Беседа о русских народных сказках, о баснях, о былинах. Рассказ о характере сказочных героев. ТБ при работе.
Практика (16 часов). Изготовление шаблонов для переноса на основу. Выполнение базовых приёмов. Выполнение базовых приёмов в комплексе. Выполнение в технике изонить сказочных героев «Красная шапочка», «Кот в сапогах».
Тема 5. Подготовка работ к выставке. Выставка. (4 часа)
Теория (1 час). Стили и направления в искусстве. Свойства и качества композиции. Средства композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, контраст, метрический повтор, ритм, цвет.
Практика (3часа). Оформление выставки, с учетом средств композиции.
Тема 6. Экскурсии (6 часов)
Теория (1 час). Правила ТБ и дорожного движения.
Практика (5 часов). Посещение выставок, фестивалей, участие в конкурсах. Обсуждение.
Тема 7. Диагностика, тренинги, мониторинг ЗУН (4 часа)
Теория (4 часа). В конце обучения проводится диагностика интересов учащихся к предмету. В течение учебного года проводятся тренинги на развитие воображения. Анкетирование учащихся и их родителей.
Тема 8. Заключительное занятие (2 часа).
Теория (2 часа). Анализ работы детского творчества за год. Награждение учащихся по итогам года. Рекомендации по совершенствованию полученных знаний, умений, навыков.
Перечень рекомендуемой литературы
Список литературы для учителя:
- Техника рукоделия. Часть 2. Перевод с немецкого Т. Н. Дорожкиной. – 2-е изд.– Минск, 1994
- Наталия Будур. Полная энциклопедия женских рукоделий. Том 1. Москва, «Олма-пресс» – 1999
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва «Просвещение», 1987
- Научно-методический журнал « Школа и производство»: 7/2008, 8/2008, 1/2009
- Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. Пособие для руководителей кружков. М. «Просвещение», 1978
- Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.-240 с., ил.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие. – 2-е изд., испр.– СПб. «Детство-пресс», 2007.– 48 с.: ил.
- Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. Самара: ГОУ СИПКРО, 2007 – 140 с.
- stranamasterov.ru/user/130394
Информация для ученика:
- CD: Изонить. Вышивка по картону. Alisa Studio, 2002
- CD: Вышивка по картону. Знаки зодиака. Alisa Studio, 2002
- CD: Обучающая консультационная программа «Выставка: планирование, подготовка, участие, результат». Шукаев А.Д., текст, методика, 2005. Компания «Медиум»
- CD: Конверты своими руками, 2006, KOCHMedia, MAUSSoftware.