Структура урока:
- Организационый момент.
- Вступление.
- Географическое положение Японии.
- История возникновения страны.
- Семья, школа, коллектив.
- Национальные особенности японского народа: самураи, кимоно, гейша, чайная церемония.
- Блиц-турнир.
- Заключение.
Цели урока:
- Познакомиься с национальными, религиозными и культурно-историческими особенностями японского народа.
- Выяснить причины и условия экономического роста Японии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Антонина Николаевна, нас собрала в условный час.
Мы подумали немного и собрались в путь-дорогу.
Здесь не школа, здесь не класс, здесь Япония у нас.
Каждый из гостей сидящих – тут на японском островке
Знает, нет здесь русских настоящих, мы в далеком уголке.
Мы японцы хоть куда, рассказать нам ерунда
Про религию, про быт, и про спорт и про «прикид»
Мы стрелою вас промчим по японским городам
Очень рады мы гостям – приезжайте в гости к нам.
Удивительный сосед у Росси на востоке – Япония, страна Восходящего Солнца.
На рубеже 70-80 годов главная цель послевоенной экономической политики Японии – догнать передовые страны Запада по уровню экономического и научно-технического прогресса, была достигнута.
Как это произошло, мы узнаем из увлекательного путешествия по старой и новой Японии. А помогать мне будут сегодня – экскурсоводы, которые любезно согласились поведать нам об этой стране.
3. Географическое положение Японии.
Экскурсовод рассказывает о положении Японии. Визитная карточка Японии.
Обратить внимание на то, что дома на к/к надо нанести острова, подписать их.
4. Путешествуем дальше….. Историческое прошлое.
Чтобы говорить о современной Японии, надо знать ее историю. Нам в этом вопросе поможет экскурсовод-историк. Дадим ему слово. После рассказа задаю вопрос.
Какие негативные и положительные моменты истории предшествовали экономическому росту Японии?
Делаем вывод: Япония, как и другие страны, Япония прошла длительную историю становления, как государство и добилась высокого уровня развития за короткий срок.
Мы говорили об официальной Японии. А теперь мы познакомимся с неофициальной Японией и узнаем о жизни простых японцев.
5. Семья – школа – коллектив.
В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив.
«Чужих меж нами нет
Мы все друг другу братья»
Мы все друг другу братья
Под вишнями в саду» – так писал поэт Кабаяси Исса.
Семья, школа, компания – 3 основных звена в жизни каждого японца.
А изучали особенности японского народа экскурсоводы – демографы и этнографы.
Предоставим им слово.
Делаем вывод: национальные особенности характера японского народа явились основой успеха всей Японии.
Бережно и с любовью японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно впитывается в другое, более общее – патриотизм японцев.
6. Национальные особенности японского народа.
Самураи. Звучит музыка. Внимание на экран. Перед вами фото самураев – японских рыцарей, самых колоритных персонажей всемирной истории. Влияние военного сословия, его образа мыслей, религиозных убеждений, культуры привычек было велико тогда и ощутимо в современной Японии.
Откроем листочки оранжевого цвета и прочитаем вслух о самураях в порядке возрастания ( от 1 до 10), чтобы подробно узнать о них. С самураями связаны такие понятия, как «Камикадзе» и «Ниндзя».
- Слово «самурай происходит от древнеяпонского глагола «самурау», что означает служить человеку высшего сословия.
- Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху японской империи сражались с племенами.
- Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей.
- Потепенно самураи становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилье и пищу.
- Семь столетий в Японии утверждался режим, при котором политическая власть сосредоточилась в руках военной аристократии.
- В1192 году князь создал первое самурайское государство, отобрав власть у императорского правительства.
- Японские рыцари.
- В 10-12 веках одному из самурайских князей впервые удалось захватить власть в стране.
- Но самым страшным видом оружия у самураев был лук и копье.
- Шли годы, наступил 19-20 века. Свершалась революция и настал новый этап в жизни японского народа. Японцы смогли за короткий срок вырастить армию собственных специалистов и эти специалисты были выпускниками самурайских школ. Они стали опорой и движущей силой нового японского общества.
Кимоно – японская национальная одежда женщин. Японская женщина ассоциируется с кимоно, как японский пейзаж с горой Фудзи.
Откроем листочки розового цвета и прочитаем вслух в порядке возрастания (от 1 до 5)
- Японские женщины ассоциируются с кимоно.
- Кимоно – вещь, которую одевают.
- Сейчас кимоно исключено из повседневного обихода, но японки до сих пор с любовью и трепетом относятся к этому наряду.
- Японские женщины кимоно не шьют, а конструируют из кусков ткани, вырезая их в виде прямоугольных фигур.
- Покрой кимоно сложился в 14 веков назад.
Вывод: японские женщины сохранили верность традиционной одежде – одевают его обязательно на Новый год, на свадьбу, когда получают приглашение на свадьбу и похороны.
Гейша. Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так хорошо, как кимоно? Есть – это гейша. У многих людей слово гейша ассоциируется как плохая женщина. Но это не так!
Откроем листочки желтого цвета и прочитаем вслух в порядке возрастания.
- Гейша – это слово известно за пределами страны так хорошо, как кимоно.
- Гейша – человек искусства, традиционная японская артистка, развлекающих своих клиентов( гостей) танцами, пением, ведением чайной церемонии, беседой.
- Девушек, искусству гейш, обучают в специальных заведениях с 6-7 лет.
- В парике и гриме гейша воспринимается как живая кукла, чем, как живой человек.
- Японцы делят женщин на 3 категории: а) для домашнего очага; для продолжения рода – жена; б) для души – гейша с ее образованностью; в) для плоти – ойран – японская куртизанка.
- Многие японцы шутят, что пригласить гейшу также глупо, как заказать шампанское в баре.
- Вечер, проведенный с гейшей – это памятное событие.
- Гейши – самые образованные женщины Японии.
- Родителям будущих гейш хозяева платят деньги.
- Иногда гейши поют вместе гостями, иногда играют в застольные игры, позволяя себе выпить пива или саке, много шутят. И на этом контакт какой-либо заканчивается.
Вывод: теперь у вас сложилось правильное представление об этих женщинах.
Чайная церемония. У японского народа много традиций. Одна из них – чайная церемония.
А рассказать об этой увлекательной и интересной церемонии согласились знатоки этого дела.
7. Блиц-турнир.
Подходим к заключительному этапу урока – блиц-турниру.
- Почему Японию называют страной-архипелагом?
- Самый северный остров в составе Японских островов.
- Столица Японии.
- Второе название страны.
- 99% населения составляют …
- Религия, пришедшая из Китая и Кореи.
- Национальная религия.
- Японские рыцари.
- Национальная одежда женщин.
- Воин-одиночка.
- Самая высокая вершина стран
- Искуссница развлекать мужчин.
- Поделки из бумаги.
- Создание букетов.
- Выращивание карликовых деревьев.
- Японская вишня.
8. Заключение.
Мы закончили с вами увлекательное путешествие по Японии. Выступления экскурсоводов пробудили у вас интерес к Японии, к образу жизни народа Японии, складу их ума, вызвали симпатию у вас.
Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина, что у соседа могут быть: а) свои взгляды; б) свои склонности; в) свои привычки и чтобы ужиться с ними, надо узнать их характер. Поэтому мы сегодня постарались ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни!