Урок по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

образовательные:

  • ознакомление учащихся с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей;      
  • закрепление навыков сокращения дробей, нахождения части от целого;

развивающие:

  • формирование и развитие умений выявлять закономерности, обобщать, анализировать, сопоставлять, проводить сравнение и аналогии;
  • формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников;    

воспитательные:

  • воспитание познавательного отношения к предмету,
  • формирование научного мировоззрения,
  • формирование умений осуществлять самоконтроль.

Оборудование: модель круга «Обыкновенные дроби», презентация «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» (Приложение 1), квадраты трёх цветов (красного, желтого и зеленого), тексты самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Тема урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться, какая учебная задача стоит перед нами? (Презентация, кадр 1, 2).

II. Повторение

1. Выберите среди ряда чисел обыкновенные дроби:

4/5; 15; 0,3; 1/7; √2; 3/5; 3,1(2); 6/6; 126.  (Презентация, кадр 3, задание 1)

Что показывают числитель и знаменатель дроби?

2. Представьте число 1  в виде дробей со знаменателями 6, 132, 16. (Презентация, кадр 3, задание 2).

III. Объяснение

3. С помощью модели «Обыкновенные дроби» сложите дроби 1/6 и 3/6. (Проблемная ситуация.) (Презентация, кадр 3, задание 3.)

Учитель. Как без модели можно сложить эти дроби? Сформулируйте гипотезу.

4. Найдите сумму дробей 2/6 и 3/6 согласно вашей гипотезе. (Презентация, кадр 3, задание 3.)

Учитель. Попробуйте сформулировать правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Прочитайте правило. (Презентация, кадр 4).

5. С помощью модели «Обыкновенные дроби»  из дроби 6/6 вычтите дробь 4/6. (Проблемная ситуация.)

Учитель. Сформулируйте правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.  Прочитайте его. (Презентация, кадр 5). Сравните придуманные вами правила  с теми, которые предлагает автор учебника на странице 127.

Обратите внимание: после изучения правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и сравнения их с правилами сложения и вычитания натуральных чисел можно сделать вывод о единстве действий с числами.

Выражения, содержащие обыкновенные дроби, читают по тем же правилам, что и выражения с натуральными числами.

6. Прочитайте математически грамотно  различными способами следующие выражения. (Презентация, кадр 6):

1/6 + 3/6  -сумма … и … ;                 6/6 – 4/6 – разность …и …;

– к…. прибавить …..                       – от … отнять …;

– из … вычесть ….

Учитель. Запишите примеры в тетрадь и найдите значения выражений. При записи обратите внимание на следующее: дробная черта, знаки сложения и вычитания, знаки равенства пишутся на уровне дробной черты.

IV. Физминутка

Учитель. 

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно,  не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

V. Закрепление

1. №452 (а, г) – устно, фронтально

№454 (а, г) – один учащийся  у доски, остальные – в тетрадях.

№456 – один учащийся  у доски, один учащийся – за доской, остальные – в тетрадях.

Дополнительно: №457.

2. Самостоятельная работа по вариантам.

рис.1

3. Учитель. Ребята, вы знаете, что совсем недавно в нашей республике прошли большие празднества в связи с 450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав России.

В честь этого события в столице Башкортостана – горде  Уфе был открыт Монумент Дружбы. (Презентация, кадр 7.) Памятник  имеет высоту около 30 метров и состоит из пьедестала, на котором установлены две вертикальные стелы из розового гранита. На памятнике высечены слова «Слава великой дружбе русского и башкирского народов!»

У этого памятника есть секрет! Он не боится ни ураганов,  ни оползней, ни карстовых провалов. В случае таких явлений он способен покачаться и принять опять вертикальное положение. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится под землёй, что придаёт ему  необходимую устойчивость по принципу «Ваньки-встаньки». Великая наука физика объяснит вам причину сохранения памятником равновесия.

А пока решим задачу о Монументе Дружбы.

Задача. Монумент Дружбы состоит из пьедестала и двух вертикальных стел. Высота пьедестала составляет 2/11 высоты памятника. Какую часть высота стелы составляет от высоты монумента? (Дополнительно: найти высоту стел, если высота всего монумента  равна 33 метрам.) (Презентация, кадр 7.)

VI. Итог урока

1. Всем учащимся предлагается самим оценить знания, полученные ими на уроке. Для этого: учащиеся, которым было всё понятно на уроке  и которым  урок понравился, сдают учителю красный квадрат; учащиеся, которым  что-то было непонятно на уроке  или не очень понравился урок, сдают учителю квадрат зеленого цвета; учащиеся, которым не понравился урок или ничего не было понятно на уроке, сдают учителю квадрат жёлтого цвета.

2. Трое  учащихся по просьбе учителя  на прямоугольном клеточном поле (по колличеству учащихся)  располагают  сданные ребятами квадраты.

3. Учащиеся, не привлечённые к подведению итогов самооценки, отвечают на вопросы учителя: Что узнали нового на уроке? Чему научились? Как вы считаете – выполнена ли учебная задача урока?

Сформулируйте правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

4. Задача (по  диаграмме из квадратов). Какая часть  учащихся класса хорошо поняла тему урока?  Вычислите, какой части учащихся класса предстоит более тщательно поработать над данной темой на последующих уроках?

5. Оценки за урок (с комментарием).

VI. Домашнее задание

№457, №459 для учащихся, оценивших свои знания, полученные на уроке, красным квадратом.

№453, №454 (в, г) – для остальных учащихся.