Урок-игра "Что? Где? Когда? "Социальная психология общения и взаимодействия людей". "Модификация известной технологии"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо
Совершеннее в каждой работе, нежели без него.
А. Дюрер

Первый блок из 10 вопросов

1. Даосский культ молчания гласит: “Знающий не говорит, говорящий не знает. Где мне найти человека, чтобы…”, Чтобы что сделать? (“… поговорить с ним”).

2. Внимание на экран!

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Перед вами соотношения макросреды, микросреды и малой группы. Попытайтесь объяснить, чем и какими факторами они взаимосвязаны?

Ответ: Основные черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе на улицы. Это так называемая микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящем здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. местом встречи микросреды макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.

Именно в малых группах (семье, классе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.

3. Объясните что такое человеческое общение. Перечислите формы и виды общения. Дайте каждому виду общения характеристику.

Ответ: Человеческое общение – сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может “вспыхнуть” ярче других, скрывая остальные. Таким образом, в процессе общения мы можем обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми и, распознавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения. Прямое и косвенное общение, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое общение, межперсональное и ролевое общение.

4. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

  • прагматическая;
  • формирующая;
  • функция подтверждения;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Определите функцию общения – “общение, которое проявляется в процессе развития человека и становления его как личности”.

Ответ: формирующая функция.

5. Какое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как оно основано на равноправии партнеров.

Ответ: диалогическое общение.

6. Перечислите правила взаимоотношений, при котором возникает диалогическое общение?

Ответ:

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние.

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности).

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы.

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний.

7. “Черный ящик”

В ящике находится вещество, необходимое для жизни, у древних инков считалось даром предков, обитающих в нижнем море. Назовите вещество.

Ответ: вода.

8. Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т.п. И так, вопрос: что такое информированность и информативность, в чем заключается их отличие?

Ответ: информированность - это запас знаний, имеющийся у человека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг, при прочих равных условиях в два раза более информирован, чем тот, кто прочел его.

Информативность – это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека.

9. Блиц-вопрос.

А) У вас незаурядное мышление? Поставьте против указанных словосочетаний соответствующие им образные выражения (например, 1-Ж).

  1. Монеты;     а) атмосферный окурок
  2. Коллектив из;     б) ваза с видом изо рта несовместимых людей
  3. Каска;     в) ежик под наркозом
  4. Кровать;     г) мост через ночь
  5. Парашют;     д) шарикоподшипник с кубическими шариками
  6. Кактус;     е) горстка вечных конфет
  7. Комета;     ж) таблетки от безденежья
  8. Пессимизм;     з) интеллектуальное ведро
  9. Труба;     и) яма вверх дном
  10. Зубы;     к) на черный день белого хлеба не напасешься.

Б) У Вас развито логическое мышление? Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных. Приложение 1.

В) Исключите лишнюю фигуру. Приложение 1.

А пока команда выполняет задание, мы проведем конкурс на самого лучшего игрока среди зрителей. За правильный ответ вы будете получать значок, где в конце игры мы подведем итоги и узнаем результаты.

Вопросы к зрителям.

А косолапый и рад: “Вот это наряд!
Как пройду я павлином
По горам и долинам,
Так и ахнет звериный народ:
“Ну что за красавец идет!”
А медведи, медведи в лесу,
Как увидят мою красу
Заболеют, бедняги, от зависти!”.

К. Чуковский. “Топтыгин и лиса”

Уважаемые зрители, болельщики, давайте с вами попробуем вспомнить психологию “Искусство нравиться людям”, Ведь если мы не будем уметь нравиться людям, производить благоприятное впечатление, то, как же мы сможем общаться?

Вспомните основные правила и механизмы аттракции – искусства нравиться людям. (Сергей Деряба Витольд Ясин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. С.-Петербург.: Смысл, 2004.)

Ответ:

1. Основной закон аттракции.

Делать подарки Ребенку и не дразнить своего собеседника.

2. Правило 15 секунд.

Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

3. Правило трех плюсов.

Чтобы произвести благоприятное впечатление на собеседника, необходимо в начале беседы и в конце ее дать ему три “плюса”.

Возможные плюсы:

  • улыбка,
  • комплимент,
  • имя собеседника - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке,
  • внушение значительности.

Молодцы, ребята.

Безусловно, приемы аттракции – искусства нравиться людям – должны применяться все в комплексе. Не стоит надеяться, что использование какого-то одного из них даст сногсшибательные результаты.

А теперь, вернемся к нашим игрокам и посмотрим, что у них получилось.

Вопрос №10. Кто такой коммуникатор и реципиент?

Ответ: Коммуникатор – человек передающий информацию, а тот, кто принимает информацию – реципиент.

Второй блок из 9 вопросов

1. Выделите виды невербальных средств общения?

Ответ: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

2. Мы с Вами изучали невербальные жесты и психологию проявлений. Внимание на экран! Просмотрите видеосюжет и охарактеризуйте жесты собеседников. (Фильм “Война Уилсона”). (Возможен любой сюжет).

3. Что такое коммуникативная компетентность?

Ответ: это совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения.

4. Мы с Вами изучали техники ведения делового разговора, бесед. Приложение 2.

Охарактеризуйте виды слушания по следующим описаниям.

  • Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил.
  • Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме.
  • Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия.
  • Ожидание того, когда партнер окажется в состоянии сказать нечто важное или интересное.
  • Свободной поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.

Ответ: пассивное слушание, активное слушание, активное слушание, пассивное слушание, пассивное слушание.

5. Игнорирование, выспрашивание, безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника – техники применения кого или чего? Приложение 2.

6. “Черный ящик”.

В Древней Руси использовались 3 способа передачи информации. Костры – передача информации с малого расстояния. Гонцы – с большого расстояния (между странами).

Вопрос: А как передавалась информация на среднем расстоянии?

Ответ: С помощью голубиной почты. В ящике находится голубь.

7. Сейчас Вам раздадут схемы. Пожалуйста, просмотрите и скажите что изображено на схеме, и объясните данный процесс. Приложение 3.

Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. – М.:Форум: ИНФРА-М,2006.

Ответ: общение с психологической точки зрения.

8. Наблюдая поведение людей, Эрик Берн в концепции “трансактный анализ”, обратил внимание на тот факт, что человек прямо на глазах может измениться. При этом меняются одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п. То этот человек ведет себя как ...?, то плачет, или смеется, как…?, то копирует поведение своих ...(кого?). Приложение 2.

Ответ: как взрослый, как ребенок, родителей.

9. Блиц-вопрос:

Перед вами стоит стул, на нем бумага, скрепки, иголки, клейкая лента.

Задание: построить мост через стул. Мост не должен касаться стула.

Внимание вопрос: в чем взаимосвязь данного упражнения и нашей темы игры “ Социальная психология общения и взаимодействия людей?”.

Ответ: задание приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, развивает коммуникативные способности в совместной деятельности.

Вопросы для зрителей.

Зрителям раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить, молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:

  • сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;
  • снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
  • сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
  • сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
  • разверните.

Вопрос: в чем заключается психологический смысл данного упражнения?

Ответ: данное упражнение показывает искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Презентация 1.

Перед вами представлены невербальные проявления людей. Просмотрите и охарактеризуйте каждый жест.

Результаты по набранным баллам подсчитывает жюри. Объявляется только команда – победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Остальные участвующие отмечаются по следующим номинациям: Приложение 2.

  • Приз зрительских симпатий.
  • Самый лучший игрок.

Литературный источник

  1. Алан Пиз. Язык телодвижений. Н.Новгород, 1992.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: Фаир-Пресс, 1999.
  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. М.: 2001.
  4. Газета “Школьный психолог”. Тематический сборник “Тренинг в теории и на практике”. 2005 г.
  5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
  6. Немов Р.С. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.
  7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб, 2001.
  8. Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА. -М.: 2006.