Благодаря истинному знанию ты будешь
гораздо
Совершеннее в каждой работе, нежели без него.
А. Дюрер
Первый блок из 10 вопросов
1. Даосский культ молчания гласит: “Знающий не говорит, говорящий не знает. Где мне найти человека, чтобы…”, Чтобы что сделать? (“… поговорить с ним”).
2. Внимание на экран!
Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Перед вами соотношения макросреды, микросреды и малой группы. Попытайтесь объяснить, чем и какими факторами они взаимосвязаны?
Ответ: Основные черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе на улицы. Это так называемая микросреда. Благодаря общению в микросреде и происходящем здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. местом встречи микросреды макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.
Именно в малых группах (семье, классе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.
3. Объясните что такое человеческое общение. Перечислите формы и виды общения. Дайте каждому виду общения характеристику.
Ответ: Человеческое общение – сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может “вспыхнуть” ярче других, скрывая остальные. Таким образом, в процессе общения мы можем обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми и, распознавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения. Прямое и косвенное общение, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное и массовое общение, межперсональное и ролевое общение.
4. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:
- прагматическая;
- формирующая;
- функция подтверждения;
- функция организации и поддержания межличностных отношений;
- внутриличностная.
Определите функцию общения – “общение, которое проявляется в процессе развития человека и становления его как личности”.
Ответ: формирующая функция.
5. Какое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как оно основано на равноправии партнеров.
Ответ: диалогическое общение.
6. Перечислите правила взаимоотношений, при котором возникает диалогическое общение?
Ответ:
1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние.
2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности).
3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.
4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы.
5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний.
7. “Черный ящик”
В ящике находится вещество, необходимое для жизни, у древних инков считалось даром предков, обитающих в нижнем море. Назовите вещество.
Ответ: вода.
8. Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т.п. И так, вопрос: что такое информированность и информативность, в чем заключается их отличие?
Ответ: информированность - это запас знаний, имеющийся у человека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг, при прочих равных условиях в два раза более информирован, чем тот, кто прочел его.
Информативность – это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека.
9. Блиц-вопрос.
А) У вас незаурядное мышление? Поставьте против указанных словосочетаний соответствующие им образные выражения (например, 1-Ж).
- Монеты; а) атмосферный окурок
- Коллектив из; б) ваза с видом изо рта несовместимых людей
- Каска; в) ежик под наркозом
- Кровать; г) мост через ночь
- Парашют; д) шарикоподшипник с кубическими шариками
- Кактус; е) горстка вечных конфет
- Комета; ж) таблетки от безденежья
- Пессимизм; з) интеллектуальное ведро
- Труба; и) яма вверх дном
- Зубы; к) на черный день белого хлеба не напасешься.
Б) У Вас развито логическое мышление? Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных. Приложение 1.
В) Исключите лишнюю фигуру. Приложение 1.
А пока команда выполняет задание, мы проведем конкурс на самого лучшего игрока среди зрителей. За правильный ответ вы будете получать значок, где в конце игры мы подведем итоги и узнаем результаты.
Вопросы к зрителям.
А косолапый и рад: “Вот это наряд!
Как пройду я павлином
По горам и долинам,
Так и ахнет звериный народ:
“Ну что за красавец идет!”
А медведи, медведи в лесу,
Как увидят мою красу
Заболеют, бедняги, от зависти!”.
К. Чуковский. “Топтыгин и лиса”
Уважаемые зрители, болельщики, давайте с вами попробуем вспомнить психологию “Искусство нравиться людям”, Ведь если мы не будем уметь нравиться людям, производить благоприятное впечатление, то, как же мы сможем общаться?
Вспомните основные правила и механизмы аттракции – искусства нравиться людям. (Сергей Деряба Витольд Ясин Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. С.-Петербург.: Смысл, 2004.)
Ответ:
1. Основной закон аттракции.
Делать подарки Ребенку и не дразнить своего собеседника.
2. Правило 15 секунд.
Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.
3. Правило трех плюсов.
Чтобы произвести благоприятное впечатление на собеседника, необходимо в начале беседы и в конце ее дать ему три “плюса”.
Возможные плюсы:
- улыбка,
- комплимент,
- имя собеседника - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке,
- внушение значительности.
Молодцы, ребята.
Безусловно, приемы аттракции – искусства нравиться людям – должны применяться все в комплексе. Не стоит надеяться, что использование какого-то одного из них даст сногсшибательные результаты.
А теперь, вернемся к нашим игрокам и посмотрим, что у них получилось.
Вопрос №10. Кто такой коммуникатор и реципиент?
Ответ: Коммуникатор – человек передающий информацию, а тот, кто принимает информацию – реципиент.
Второй блок из 9 вопросов
1. Выделите виды невербальных средств общения?
Ответ: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
2. Мы с Вами изучали невербальные жесты и психологию проявлений. Внимание на экран! Просмотрите видеосюжет и охарактеризуйте жесты собеседников. (Фильм “Война Уилсона”). (Возможен любой сюжет).
3. Что такое коммуникативная компетентность?
Ответ: это совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения.
4. Мы с Вами изучали техники ведения делового разговора, бесед. Приложение 2.
Охарактеризуйте виды слушания по следующим описаниям.
- Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил.
- Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме.
- Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия.
- Ожидание того, когда партнер окажется в состоянии сказать нечто важное или интересное.
- Свободной поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.
Ответ: пассивное слушание, активное слушание, активное слушание, пассивное слушание, пассивное слушание.
5. Игнорирование, выспрашивание, безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника – техники применения кого или чего? Приложение 2.
6. “Черный ящик”.
В Древней Руси использовались 3 способа передачи информации. Костры – передача информации с малого расстояния. Гонцы – с большого расстояния (между странами).
Вопрос: А как передавалась информация на среднем расстоянии?
Ответ: С помощью голубиной почты. В ящике находится голубь.
7. Сейчас Вам раздадут схемы. Пожалуйста, просмотрите и скажите что изображено на схеме, и объясните данный процесс. Приложение 3.
Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. – М.:Форум: ИНФРА-М,2006.
Ответ: общение с психологической точки зрения.
8. Наблюдая поведение людей, Эрик Берн в концепции “трансактный анализ”, обратил внимание на тот факт, что человек прямо на глазах может измениться. При этом меняются одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п. То этот человек ведет себя как ...?, то плачет, или смеется, как…?, то копирует поведение своих ...(кого?). Приложение 2.
Ответ: как взрослый, как ребенок, родителей.
9. Блиц-вопрос:
Перед вами стоит стул, на нем бумага, скрепки, иголки, клейкая лента.
Задание: построить мост через стул. Мост не должен касаться стула.
Внимание вопрос: в чем взаимосвязь данного упражнения и нашей темы игры “ Социальная психология общения и взаимодействия людей?”.
Ответ: задание приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, развивает коммуникативные способности в совместной деятельности.
Вопросы для зрителей.
Зрителям раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить, молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
- сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;
- снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
- сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
- сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
- разверните.
Вопрос: в чем заключается психологический смысл данного упражнения?
Ответ: данное упражнение показывает искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Презентация 1.
Перед вами представлены невербальные проявления людей. Просмотрите и охарактеризуйте каждый жест.
Результаты по набранным баллам подсчитывает жюри. Объявляется только команда – победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Остальные участвующие отмечаются по следующим номинациям: Приложение 2.
- Приз зрительских симпатий.
- Самый лучший игрок.
Литературный источник
- Алан Пиз. Язык телодвижений. Н.Новгород, 1992.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: Фаир-Пресс, 1999.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. М.: 2001.
- Газета “Школьный психолог”. Тематический сборник “Тренинг в теории и на практике”. 2005 г.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
- Немов Р.С. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб, 2001.
- Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА. -М.: 2006.